Волгоград Четверг, 09 мая
Общество, 01.05.2023 15:51

Легендарный голос волгоградской оперы и оперетты - Роман Байлов о переезде, коллегах и хулиганстве

Почти 15 лет Роман Байлов выступал на сценах Музыкального театра, Царицынской оперы, он сыграл несколько драматических ролей в Молодежном театре, а его голос (хоть и фонограммой) много раз и лет слышали зрители НЭТа. Волгоградская публика по-прежнему его ценит, любит и с надеждой ждёт обратно. В беседе с корреспондентом «Блокнота» Роман Байлов рассказал о своем жизненном пути.
 
– Вы родились в Димитровграде. А где получали свое творческое образование?

– Дома и получил. В моем родном городе есть и музыкальная школа – её я окончил по классу фортепиано. Есть музыкальное училище, здесь я учился по классу хорового дирижирования. А уже после этого поехал в Татарстан, поступив на вокальный факультет Казанской Государственной Консерватории имени Н. Жиганова.
 
– Известно, что получив диплом в Казани, вы служили в Марийском театре оперы и балета. Как состоялся этот выбор? Были ли другие варианты?

– Выбор, конечно, был. Тем более в то время были развиты «ярмарки» певцов, музыкантов, где собирались директора театров, руководители ансамблей, дирижеры, худруки. Я, еще обучаясь в Казани, уже имел первую запись в трудовой книжке – хормейстер Казанской хоровой капеллы того самого университета где учился молодой Володя Ульянов. Вот на такой «ярмарке» было несколько предложений. Я, конечно, отдавал предпочтение театру, желательно чтобы – оперный. И, наверное, потому, что не хотелось далеко уезжать от Казани, потому как тут и педагог, и друзья, я выбрал Йошкар-Олу.


 
– Кроме близости к Казани, что понравилось в приглашении? Деньги? Обещанные роли? Какие?

– Денег не то, чтобы очень больших, даже просто солидных – никто не предлагал. А вот репертуаром взяли. В итоге в этом театре я спел Ленского в «Евгении Онегине», графа Альмавиву в «Севильском цирюльнике», Юродивого в «Борисе Годунове», партию Моцарта из «Моцарта и Сальери», были еще роли.
 
– Репертуар более чем…

– А я скажу, что это вообще роскошный театр сейчас! Здесь много и опер, и балета, и оперетт. Я там очень много приобрел и как зритель, поскольку посмотрел все работы театра, и всех приезжающих на гастроли.
 
– Дальше в вашей судьбе был Волгоград…

– Да, поработав 3 года, и перепев практически всё в Йошкар-Оле, я понял, что дальше там не по финансовым возможностям, ни по амбициям вперед идти практически невозможно. Я оправился в Екатеринбург на новую «ярмарку», тогда подобные вещи ежегодно проводила Галина Вишневская. Там я и получил приглашение от Волгоградского музыкального театра, в лице Михаила Ковальчика. Был еще ряд предложений, но поехал в Волгоград, наверное, потому, что он самый южный город из предложенных. А значит здесь теплее.


 
– Что нашли в Волгограде из того, что искали?

– Труппа в театре была очень сильная – настоящие мастера. Я ходил, к примеру, на «Биндюжник и король» в течении полугода (а он шел часто), и каждый раз у меня на затылке шевелились волосы. Безумно хотелось здесь сыграть любую роль, но вакансий в этот спектакль не предвиделось вообще. Но спустя какое-то время уехал один артист и мне предложили за пять дней выучить громадную роль. И, безусловно, что помогло мне то, что я сразу влюбился в эту музыку, в этот сюжет и много раз все это смотрел из зала.
 
– Известно, что потом вы одновременно работали не только в Музыкальном театре, но и в «Царицынской опере». И то там, то там, исполняли роль Моцарта.

– Да, был интересный опыт. Причем в обеих постановках я играл с премьеры. В «ЦО» спектакль назывался «Гений и злодейство», но на ту же музыку, что и «Моцарт и Сальери» в музыкальном. И с некоторыми дополнительными вставками. В том числе и инструментальными.
 
– Музыка одна, а исполнение разное. Никогда не путались в пространстве?

– Да, акценты разные. Но в мизансценах не путался никогда. Я всегда жил и живу настоящим временем, то есть не механистический актер. Мне даже казалось и даже уверен, что я что-то привносил из одного спектакля в другой, что радовало и партнеров и постановщиков.

– Известно, что вы успели поиграть и драматические роли в Молодежном театре Волгограда…

– Да, был занят в двух спектаклях – «Мой век», где удалось сыграть на одной сцене с Верой Павловной Семеновой и в «Провинциальных анекдотах» в части «20 минут с ангелом» в роли Базильского. И если в первом спектакле у меня был, грубо говоря, музыкально-пластический номер, то во втором уже нормальная драматическая роль со словами (улыбается.). Тоже было приятно поработать со Стасей Фатеевой, Андреем Тушевым, Игорем Мишиным. Хороший был опыт для меня. Да и знаете, хотелось поломать такое мнение, что «ну вот вышел Рома Байлов – сейчас что-то споет». Хотелось, чтобы думали не только так, желал сделать что-то новое для себя. Да и просто пообщаться в рабочей атмосфере, к примеру с таким профессионалом, как Сан Саныч Масленников. Послушать байки, побыть вместе в гримерке и так далее. На самом деле это дорогого стоит.
 
– А о чем вы мечтали в Волгограде, но это так и не получилось?

– Скажу наоборот. В Волгограде случилось то, на что я даже не надеялся! Меня настигла опера Джакомо Пуччини «То´ска», которую поставил Иркин Габитов в «Царицынской опере». По-моему это был 2010 год. Я со студенческого возраста мечтал спеть Марио Каварадосси. И я думал, что вряд ли придется это спеть, поскольку это мало где идет. Но мне повезло. Мне предложили именно эту партию, и я её спел! И считаю, что на ней я вокально сильно вырос. А в целом, отвечая уже конкретно на вопрос, наверное, всё что хотел – я спел.


 
– Став в Волгограде одной из самых заметных фигур на сцене, актером, на которого уже шли персонально, и вы это понимали – не было ли желания замахнуться, скажем, на более серьезный уровень. Москва, Питер…

– Честно скажу – нет. Всегда оценивал свои возможности трезво. Я не считаю, что это проявление слабости, но по мне лучше быть в числе первых в Волгограде или где-то еще, чем в Большом театре или даже не в самой лучшей московской труппе – 25-ым. Я не считаю, что в провинции в театры ходят другие люди.
 
– В Волгограде очень крутые театральные «Капустники». Глядя на то, что в компании Бондаренко, Симушина вы там вытворяете – вы творческий хулиган. Так?

– Конечно! Мы очень близкие по духу с Владимиром Бондаренко, поэтому с 2005 года я участвовал во всех капустниках, которые проходили в День театра. Даже работая в Пятигорске я пытаюсь либо видеозарисовки прислать, либо что-то еще. А в этом году даже удалось приехать. Ну и где еще похулиганить, как не в капустниках. Да, в принципе, хулиганство было у меня и в спектаклях. В рамках приличия, конечно, но мог себе позволить что-то такое. Дух капустника вообще, это важная составляющая в жизни актера.
 
– В этом году, представители Музыкального театра, в своем номере пропели «если жизнь не удалась – купи билет в Пятигорск». Это же над вами пошутили?

– Да, это был привет в мой адрес. Получилось классно! Но тут еще один подтекст – за последний промежуток времени, в районе года, еще две девушки покинули волгоградский Музыкальный театр и работают со мной в Пятигорске. И когда меня увидели на капустнике лично, стали спрашивать за кем я приехал на этот раз.



 
– А какова была главная причина вашего переезда из Волгограда в Пятигорск?

 – Здесь, наверное, сошлось очень много разных звезд. Как стала меня напрягать слишком большая занятость. Грубо говоря, рот у меня практически не закрывался. Начал себя чувствовать белкой в колесе. Потом я стал понимать, что нельзя певцу в месяц играть по 20 спектаклей. Ты элементарно не успеваешь перенастроиться с материала на материал. Сейчас вот, сидя на скамейке в Пятигорске, я окончательно понял, что жизнь – это не только работа. Смотришь по сторонам – весна, всё цветет. И я это вижу, любуюсь. Думаю, было бы у меня 15-20 спектаклей в месяц, я бы этого по-прежнему не замечал. Дом – работа, дом – работа, еще одна работа… Это одна из причин. Вторая – музыкальный театр больше перешел в жанр мюзикла. Микрофонное пение. Плохого в жанре не вижу, он имеет право быть, если это достойно сделано, но меня это стало привлекать всё меньше и меньше.



А роли молодых романтических героев уже в силу возраста мне перестали давать. Вспомогательные роли, в принципе, тоже можно делать яркими, но меня это как-то перестало интересовать. И, наверное, недостаточный финансовый уровень, перестал меня удовлетворять, хотя я и не жаловался. Я всегда мог заработать сколько хотел, только бо´льшим трудом.
 
– Димитровград, Казань, Йошкар-Ола, Волгоград, Пятигорск… А где ваш дом? Что сейчас роднее и ближе?

– Здесь не будет ничего необычного. Родной город – он один. Димитровград. Там я вырос, там мои родители, там – Родина. И Волгоград, безусловно на втором месте, потому что я здесь прожил 14 лет вполне счастливых, ярких, запоминающихся. Здесь у меня дочь.
 
– Как часто удается быть на малой Родине?

– Два раза в год. Зимой на Новый год – это традиция. Я отказываюсь от всяких новогодних мероприятий, ни в чем не участвую, еду домой и стараюсь неделю провести у родителей. И второй раз стабильно летом – неделю точно там.


 
– В 2014 году вы написали «Стих про меня», хотя выглядит он почти поэмой. Там всё заканчивается, что через 10 лет вы продолжите рассказывать о своей жизни. Уже приступили к работе?

– Кстати-и-и-и-и. Спасибо, что напомнили. Я и забыл. Наверное, конечно, стоит продолжить и рассказать есть о чем.
 
– Сейчас у вас гораздо больше свободного времени, чем раньше. На что его тратите?

– Безумно люблю гулять. Пешие прогулки – отличное время. Я вообще по жизни пешеход – у меня никогда не было автомобиля. Еще я коллекционер. Собираю фарфоровых собачек, хотя сначала скупал всё подряд. У меня, можно сказать, антикварная коллекция советского фарфора.



В Волгограде я часто ходил по театрам – по всем. В Пятигорске с этим сложнее – тот, в котором я служу – единственный в городе. Но если приезжают всевозможные антрепризы, то на что-то интересное иду. Курортники, конечно, идут на всё и им всё нравится. Но мы-то понимаем, что среди этого очень много халтуры.
 
– Что бы пожелали молодым, начинающим певцам, актерам?

– Тут, можно сказать несколько другое – я уже пят лет преподаю вокал в местном колледже. В прошлом году у меня выпустился молодой человек – замечательный тенор и он поступил в Казанскую консерваторию в класс моего педагога и это для меня предмет гордости. Поэтому уже некоторым людям советую и много.
 
– Прекрасно. Но вот получивший образование человек поступает на службу в театр. Что он должен уметь? Ждать, терпеть?

– Надо иметь комплекс задатков. Надо уметь адекватно рассчитать свои силы (профессиональные, физические, психологические), так как профессия не самая простая. Она много дает, но и много забирает. Поэтому надо трезво оценить – твоё ли это, сможешь ли ты.
 
 
Справка от «БЛОКНОТ-ВОЛГОГРАД»
 
Роман Байлов
Лауреат Государственной премии Волгоградской области, лауреат Международного конкурса «Эолова арфа».
С 2018 года солист Ставропольского театра оперетты.
В репертуаре более 60 партий и ролей в операх, опереттах, мюзиклах и музыкальных комедиях.
В период карьеры в Волгограде был членом общественного Совета по культуре Волгоградской области, членом правления Волгоградского регионального отделения Союза театральных деятелей России.
Победитель 25-го юбилейного фестиваля-конкурса «Царицынская муза» (2017)
 
 
Сергей АЛЕКСЕЕВ

Новости на Блoкнoт-Волгоград

Будь в курсе событий!
Подпишись на «Блокнот Волгоград»
в Телеграм.

Подписаться

  Тема: Мы из Волгограда  
Волгоградтеатркультура волгоградаопераНЭТ
0
0