Волгоград Понедельник, 23 Сентября
Общество, 20.08.2019 17:30

«Людям нравится играть в куклы и во взрослом возрасте», - создатель авторской куклы в Волгограде Светлана Ясавнина

Волгоградка Светлана Ясавнина сегодня создает авторскую игрушку тэдди, куклы, фотографирует природу и даже занимается резьбой по дереву. Светлана признается, что очень любит винтаж, историю и документальные фотографии.

В интервью для постоянной рубрики «Блокнот Волгограда» «Лица города» Светлана Ясавнина поделилась, почему авторская кукла для нее не только хобби, но и возможность реализовать свои творческие способности, почему иногда не ощущает усталости после долгой работы над изделием, долго продумывает образ будущей куклы, что ее вдохновляет, а также – почему она никогда не использует готовые мастер-классы и выкройки, о своих любимых этапах создания кукол и много-многом другом.

Подробнее - в нашем интервью в рубрике «Лица города».

9.jpg

- Светлана, с чего началось ваше увлечение авторской игрушкой, как долго этим занимаетесь?

- Мое увлечение куклами и авторской игрушкой появилось не случайно. Как и все девочки, в детстве я играла в куклы. Сразу скажу, что красивых или просто удобных для одевания, причесывания кукол у меня не было. Это были известные моим ровесникам пупсы со сплошным тельцем, где руки и ноги смыкались с туловищем, и единственное, что я могла сделать – запеленать их и надеть подобие шапочки на лысую пластмассовую голову.

Весна и лето для меня было особенным временем – на улице можно было найти цветок, веточку и сережки с дерева и соорудить подобие куколки в нарядной юбочке-цветке абрикоса или яблони и прической из сережек ясеня. Еще можно было нарисовать куклу на альбомном листе и вырезать ей наряды. Конечно, от таких ухищрений фантазия и ловкость рук развивались хорошо.

Лет в семь мне случайно попалась немецкая кукла - с двигающимися руками, ногами, анатомичной формы, приятным лицом и со светлыми волнистыми волосами. Это было мое самое настоящее детское богатство. Такой куклы не было ни у одной из моих подруг во дворе. И она была не пластмассовой, а из плотной упругой резины – полиуретана. И сразу пошли в ход все лоскуты – появились красивые наряды – платья, костюмы, вечерние туалеты, разные шляпы, верхняя одежда. Даже подобие обуви и сумок из непрозрачных тетрадных обложек. 

Позднее я склеила из плотной коробки из-под сервиза и кукольный домик – стены обклеила нарисованными обоями, сделала картонную мебель, проволочную кровать, сшила занавесочки, постельное белье и подобие ковра. Но самое главное , что запомнилось мне и по сей день – это настоящий маленький подсвечник со свечей, который я соорудила из серёжки-пусета – «гвоздика». Бусина-жемчужинка выпала, и в углубление, обрамленное волнистым краем, я вставила отлитую и сформированную из расплавленной бытовой парафиновой свечи маленькую свечечку – не больше половины спички. Внутрь, вместо фитиля – обычную нить. Я зажигала эту свечку в этом маленьком подсвечнике и для всей детворы со двора – моих подруг - это было настоящее представление. 

Потом мои подруги тоже обзавелись куклами, и я стала шить наряды и для них. В куклы я играла лет до двенадцати. Мои куклы проживали разные жизни, и на всякий повод у них было достаточно нарядов. Юность, работа, молодая создавшаяся семья – все это отдалило от меня детские игры. И потом, увы, моих кукол не стало. Пожар в пристройке, где они хранились, уничтожил все. Детские книги, игрушки, кукол, сшитые наряды.

Я помню чувство потери, растерянности, а одну из кукол особенно - она была из коллекции бабушкиной сестры. Ее звали Наташа. Такую куклу я уже не встречала, ни разу. Целлулоидные пупсы и достаточно известные куклы 50-х годов, сидевшие на радиоле, носили имена ее родных, разъехавшихся и изредка ее навещавших. Я была очень маленькой, но этих кукол помню. Наташа - так звали мою мать, после смерти бабушкиной сестры досталась мне.

После пожара прошло лет десять. А я научились поэтапному изготовлению куклы из полимерной запекаемой глины. И стала делать кукол сама. Шить им красивые платья, обувь, шляпки, вышивать цветы, расшивать кружевом. Кроме нарядов, делаю и маленьких мишек, и другие миниатюрные игрушки для кукол. И увлечение, подкрепленное новыми знаниями и опытом, не просто разукрасили мою жизнь – они скорректировали и мои профессиональные планы. Важным стало и то, что моя дочь тоже стала активно интересоваться и принимать участие в создании кукол.

- На данный момент вы не только создаете кукол, но и фотографируете?

- Увлечение фотографией пришло примерно в 2004 году. Я хочу уточнить, что на сегодняшний день я любитель и не рассматриваю это как дополнительный вид деятельности – здесь нужны и умения и подготовка, наличия фотоаппарата недостаточно. Это только хобби для души. Хотя я получила Гран-при регионального фестиваля фотографов «Есть только миг», меня награждали на Дне города, это было в 2011 году. Тогда, во время выставки, жюри и зрители оценили фото, сделанное на простую цифровую «мыльницу». Но чем-то оно их привлекло, понравилось.

Сейчас я очень люблю фотографировать природу. Наш Сарпинский остров – это удивительное место. Заповедное. Его надо беречь, охранять. Мы с семьей часто там ходим в походы, прогуливаемся, отдыхаем на берегу. Несколько раз переходили остров поперек, - это очень интересно, природа завораживает – остров прекрасен даже тем, что там на смену лесу и тенистым дубравам открываются заливные луга и почти пустынные горячие пески. Бескрайние волжские просторы. Я рада, что снова открыла его во взрослом возрасте для себя и сумела заразить своим трепетом и восхищением родных. Мы идем через дубравы, через полосу свежей травы, эту часть заливает водой, через высохшие небольшие затоны. Потом, перед берегом, полоса белого от солнца, раскаленного песка. Но какое наслаждение, выходя из воды, зарываться в него ногами и чувствовать себя частью этого острова, этого высокого неба и растворяться в нем.

7.jpg

- Куклы – это ваше хобби или занимаетесь ими в основное от работы время? Для кого ваше творчество?

- Авторская кукла – это хобби, которое помогает реализовать свои творческие способности, отдохнуть и отвлечься от дел, забот. Не думаю, что я оставлю основную работу только для того, чтобы заниматься игрушкой – мне хочется, чтобы мои работы подчинялись только вдохновению и фантазии, а не необходимости зарабатывать. Делать кукол и другие игрушки я могу в любое свободное время – это своеобразный отдых, увлеченность творчеством дает дополнительные силы, импульс к действию во всем остальном. Кстати, помимо авторской куклы, я еще люблю выжигать по дереву и иногда вырезаю из дерева фигурки, ложки, предметы быта и бижутерию. Это тоже очень интересно!

Те, у кого сейчас сделанные мною куклы и игрушки – люди абсолютно разные – разных возрастов, увлечений, проживают в разных странах и городах. Поэтому могу сказать, что мои куклы – для людей.

- Ведь это очень тонкая, кропотливая, эксклюзивная работа, если не секрет, насколько хватает усидчивости и терпения, или все по настроению?

- Я достаточно усидчивый человек, а помня поговорку «Охота пуще неволи», я могу подтвердить – когда идея засела в голову и хочется ее поскорее воплотить, реализовать, усталости, как таковой, не ощущаешь. Да, мне приходится иногда отодвигать занятие хобби из-за повседневных дел, забот, но реальность, от нее не уйти. В любом случае, мое творчество дает мне ощущение счастья – а кто же устает от счастья?

4.jpg

- Как рождаются ваши идеи создать ту или иную куклу, вдохновляет что-то особенное?

- По-разному. Иногда это сиюминутное желание, иногда образ долго обдумывается, а бывает так, что это сразу определено. Вдохновить может что угодно – посещение музея, перечитывание любимой книги или старая сказка. Да и просто красивые предметы, вещи или природа. Идея может прийти внезапно или зреть определенное время. Но могу сказать, что ни разу не уходила от той идеи, что была изначально, слишком далеко. В процессе работы над изделием я следую определенным установкам – конечно, я предварительно рисую эскизы, опорные схемы, могу по ходу поменять некоторые детали, дополнить образ, но в целом, следую своей задумке до конца.

- Вы у кого-то учились этому мастерству? Насколько сложно создать такую куклу с нуля, если не брать в пример известных персонажей, к которым можно найти готовые инструкции в интернете?

- Сразу поясню, что выкройками и готовыми мастер-классами я не пользуюсь, как не пользуюсь и заготовками – формочками – молдами, все делаю сама и вручную – от расчета и построения выкроек до изготовления и сборки игрушки. Это не принципиальная позиция, а практическая – в интернете много полезного, но стоящие вещи надо придумывать самому.

На начальном этапе я училась на мастер-классе у нашей волгоградской кукольницы Алены Елисеевой, вот там я и научилась всему, что стало основой для дальнейшего развития. Мы делали куклу в смешанной технике – когда голова, частично руки и ноги из полимерной глины, а тело сшито и набито. Потом мы вместе принимали участие в первой городской выставке «Истории кукол», что проходила в выставочном зале в Доме художника.

А мишек и зверей в стиле, приближенном к тэдди-игрушкам, я научилась делать сама, прочитав в книге алгоритм. Были пробы и ошибки, но это полезно – так рождается опыт. Потом я усовершенствовала те техники, которым обучалась, появились свои приемы, сейчас я вижу, как отличается мой первый медведь от того, что сделала недавно.

О том, насколько сложно создать с нуля куклу, могу сказать – сложно. Если мы берем исходные условия – умение рисовать, обладание пространственным мышлением и основами лепки - надо еще добавить художественное видение образа: идею, которую будет нести изделие, характер, позы, цветовое сочетание костюма и облика куклы, словом, много-много всего. Глядя на работы разных мастеров, можно увидеть разные характеры, эмоции, посылы. Это отличает куклу от просто предмета.

8.jpg

- С чего начинается процесс создания ваших героев? Предположу, что здесь очень много этапов? Можете рассказать подробнее?

- Если говорить о технологической стороне создания, к примеру, интерьерной куклы, она состоит из таких этапов - обдумывание образа, отрисовка схем, эскизов, отбор материалов и инструментов, расчет и создание выкроек (зависит от техники), сам процесс: лепка, запекание (полимерная глина может быть запекаемой и нет), роспись, сборка куклы, подготовка волос и оформление прически, пошив костюма, обуви и корректировка всего образа.

В данный момент я работаю над фигуркой барашка. Ранее я сделала лошадку, приближенную к реалистичной. Технология смешанная, где голова и низ конечностей из полимерной глины, туловище на каркасе, для подвижности, и обтянуто специальной ворсовой тканью - вискозой для тедди-игрушек. Для работы в этом направлении надо изучить анатомию животного, а для верного построения выкройки – посмотреть, как разделываются шкуры животных. Некоторые мастера считают удобным нашивать кусочки ткани на каркас с сформованной тушкой, а мне удобнее выкроить и сшить «чехол» по силуэту животного и потом надеть его на каркас. Но это уже такие приемы, особенные, которые у каждого мастера могут отличаться.

Если говорить об этапах – я ознакомилась с анатомическими особенностями животного, нарисовала силуэт игрушки, а потом рассчитала выкройки. Сначала я сделаю из полимерной глины голову и ножки на проволочных основах, а потом запеку их в печи и распишу. После этого я по своей схеме соберу на каркас готовые детали, сформую мышечную массу и сошью чехол из вискозы или мохера, он будет шкуркой животного. Готовый чехол я надену на тело и закреплю. И потом скорректирую позу, цветовые переходы и так далее. В завершении – фотосессия, к которой также надо относиться творчески и ответственно. Фотографии должны передавать особенности изделия, давать позитивный настрой и нести хорошие положительные эмоции.

11.jpg

- Какие техники или технологии используете в создании своих кукол? Это что-то необычное?

- Куклы, которых я делаю, все в смешанной технике, с использованием различных материалов. Это традиционно для современных мастеров и необычного тут нет. Это или каркасные куклы, которые могут принимать различные позы, даже самостоятельно стоять, без подставки, или куклы-«болтушки», с мягкими подвижными руками-ногами, но которые не стоят самостоятельно, только сидят. В последнее время я часто делаю что-то миниатюрное, совсем маленькое – игрушки от 3 см до 18 см - это и животные, и кукольные семейки. Кукольная миниатюра – тоже одно из направлений у авторов. То, что касается медведей и других зверей, то принцип их изготовления близок ко всем набивным мягким игрушкам, близко к технике выполнения тэдди-зверей.

- Светлана, заметила, что вы сама продумываете своим игрушкам все, начиная от одежды и заканчивая самым крошечный предметом, ложечка у домовенка. Как много уходит времени на создание таких эксклюзивных деталей или в каждом случае все индивидуально?

- Да, все так и есть. Образ – целостное представление, которое состоит из множества деталей, нюансов. Если не обдумывать и не прорабатывать их гармонизацию, то это останется набором предметов и не более. Признаться, в работе над игрушкой у меня есть любимые этапы – это лепка и роспись, а также пошив и украшение костюма. Сборку игрушки или закрепление волос я делаю с меньшим воодушевлением. Костюм играет важную роль, а детали – решающую. Эти мелочи – как приправы и специи в блюде – умеренность и творчество – главное условие. И умеренность, пожалуй, главнее здесь.

- А имена своим куклам даёте? Какая из них самая любимая? Над какой работали дольше или больше всего?

- Имена даю, даже зверькам. Любимая, на сегодняшний день – Беата. Я даже не помню, как пришло это имя. Кстати, по значению оно переводится как «счастливая», «благословенная», «приносящая счастье». Зверькам стараюсь давать смешные имена, теплые – чтобы веяло уютом. Хорошими эмоциями.

6.jpg

- Есть какие-то необычные истории, связанные с вашим хобби или той или иной куклой?

- Думаю, единственное, что можно отнести к необычности – это разносторонность хобби. Авторские куклы, резьба по дереву, выжигание, фотография и многое другое. Но разносторонних людей много, поэтому я не претендую на уникальность. Я считаю, что человек должен развиваться и быть интересным, прежде всего – самому себе. Среди моих интернет-знакомых есть уникальные люди – те, кто исследует другие регионы, культуру, историю декоративно-прикладного творчества, перелопачивают много материалов, делятся этим с другими. Такие вот сподвижники. Я ими восхищаюсь. Кстати, такие люди тоже вдохновляют на творчество – и не только меня.

- Поделитесь, пожалуйста, самым сложным моментом в создании куклы? Как справляетесь с трудностями?

- Сложным, с точки зрения технологии, я не выделю никакой этап. Есть этапы более рутинные, механические. Например, сборка куклы по схеме. Тут особенно творческого ничего нет – детали уже вылеплены, расписаны, чехол туловища сшит. И перед следующим творческим этапом – проработкой костюма, куклу надо собрать в единое целое. Тут терпение и аккуратность – лучшие помощники. И второе – это наклеивание волос. Тоже рутинная работа, которую надо просто хорошо сделать. Самый сложный этап, который я в свое время выделяла, в изготовлении обуви. Но потом с опытом это ушло. Стали помогать свои, наработанные за несколько раз приемы, и стало получаться лучше.

3.jpg

- Как считаете, в Волгограде авторская работа, ручная, эксклюзивные куклы – востребована, легко находите своих заказчиков или это больше для души?

- В Волгограде, как и в любом городе, есть поклонники творчества и коллекционеры. Но география моих игрушек очень обширна – Архангельск, Челябинск, Красноярск, Москва, Санкт-Петербург, Вологда, Крым, много других мест, даже и не помню уже. У некоторых заказчиков уже есть небольшие коллекции именно моих кукол. Игрушки также живут и в Израиле, Сербии, Чехии, Финляндии. По моим наблюдениям, людям нравится играть в куклы и во взрослом возрасте, они часто интересуются куклами.

- Сколько по времени самое долгое делали ту или иную игрушку? Много необходимо времени, чтобы создать персонажа?

- Одну из кукол я делала четыре месяца. Наверное, это самый долгий срок – он связан не с технологическими трудностями в процессе, с обдумыванием и доработкой образа. А некоторые делаю в течение дня. Сказать однозначно, что на изготовление игрушки нужно определенное время нельзя, можно приблизительно представить только. Но, возможно, так только у меня. Я не могу сказать точно, сколько проработаю над изделием, это зависит от вдохновения и желания мастерить. Если я не чувствую сил или вдохновения, то я отложу работу.

- Ещё такой вопрос: о материалах, которые требуются для создания куклы. Легко ли их найти в нашем городе. Затратно ли это, что обычно покупаете?

- Материалы – это дорого. Потому что надо использовать качественные и безопасные, проверенные материалы. Нужно запастись и оборудованием, и инвентарем – без этого никак. В розничных магазинах не всегда находится конкретно то, что мне нужно. Я шью одежду для игрушек только из натуральных тканей, синтетический материалы использую крайне редко, только если они незаменяемы в данном случае. Это, пожалуй, принципиально. Да и с хорошими материалами работа – это удовольствие. У нас есть два магазина, где я регулярно покупаю почти все необходимое, но иногда и их ассортимента не хватает.

10.jpg

- Сколько авторских кукол у вас сейчас в коллекции и что это за работы?

- Если речь идет о работах, которые были сделаны за все время – я не вспомню уже. А работы это совершенно разные – реалистичные и фантазийные куклы, фантастические существа и много зверей, кукольной миниатюры.

- В целом, пытаетесь заработать на своём творчестве, или это что-то большее - не для продажи? У ас просили когда-нибудь подарить готовую куклу бесплатно?

- Я не разделяю игрушки на те, что для продажи, и на те, что для души. Они все – для души. Не помню, чтобы кто-то озвучил вслух просьбу подарить куклу, а вот сама дарила несколько раз, видя у человека желание иметь ее, – это очень приятно, увидеть изумление и радость от сбывшегося желания, это подкупает.

- И все-таки, создавая кукол, вы, конечно, вкладываете в них частичку себя... Получают ваши работы какие-то человеческие качества, или обходится без этого?

- Многие подчеркивали у кукол визуальное сходство, но это виднее со стороны. Характерная кукла должна, конечно, передавать эмоции, одно время, в начале занятия куклами, я делал их с сосредоточенным и философски-задумчивым лицом – наверное, сказывалась моя сосредоточенность во время освоения процесс, это было забавно. Но затем они стали не такими серьезными.

2.jpg

- Дальше планируете как-то развиваться в своём творчестве? Может, проводить выставки? Что для вас в этом деле самое главное?

- Планов много, это, конечно, и участие в выставках, и творческий рост, и дальнейшее образование в этом направлении. Я хочу, чтобы это оставалось частью моей жизни. Во всяком случае, я надеюсь на это. А главное – это время. Время, самое дорогое, что есть у нас.

- Любите творить кукол в полной тишине, или это наоборот работа под музыку?

- В большинстве случаев – под музыку. Последние месяцы это Ave Maria, в исполнении Робертино Лоретти, люди моего возраста и старше, думаю, прекрасно помнят его. И все мелодии из фильма «Хористы» - нашего любимого с дочерью, композитор Бруно Куле. Музыку люблю, я закончила музыкальную школу в свое время, и это привило мне вкус в музыке. Определенно.

1.jpg

- А в личном плане кто поддерживает? Семья? Как она относится к вашему хобби?

- Да, семья, на первом месте, бесспорно. Интерес, который они проявляют к моему занятию – неподдельный и самый живой. Это не только интерес, но и помощь, причем ощутимая – вместе с мужем и дочерью мы обсуждаем образы, я слушаю их мнение. Иногда это настолько их захватывает, что они спустя некоторое время после разговора сами возвращаются к обсуждению. И помощь в процессе – муж и дочь охотно откликаются на мои просьбы помочь, например, размять слишком подсохшую глину, пойти вместе отснять готовое изделие, выполнить несложную операцию. Это приятно, это очень помогает. Мне нравится, что супруг по телефону рассказывает своим родным о том, что я делаю в данный момент. Моя дочь в этом году закончила колледж и поступила в Волгоградский государственный институт искусств и культуры, на специальность «Руководство студией декоративно-прикладного творчества». Она также делает кукол, ее дипломный проект – это три куклы – Фавн, Дриада и Русалка. Он очень впечатлил аттестационную комиссию. Также у нее есть опыт участия и в выставках и в региональных конкурсах. Я горжусь ей.

Я работаю в колледже ГБПОУ «Волгоградский колледж ресторанного сервиса и торговли», знакомые тоже с интересом наблюдают, спрашивают о планах, готовых работах. У нас творческий и доброжелательный коллектив, на первую выставку, в которой я принимала участие вместе с работами дочери, кстати, многие из коллег приходили, приходили студенты, наш руководитель. Разумеется, я благодарна им за это, за интерес к моему занятию, за внимание.

- Согласны с утверждением, что ребенок живет в каждом взрослом?

- Да. Мой внутренний ребенок не покидал меня никогда. Иногда я думаю, как так получилось, что я работаю, решаю такие сложные вопросы, руковожу процессами, ведь я еще совсем маленькая девочка и, наверное, кто-то что-то перепутал.

5.jpg

Справка:

Светлана Ясавнина, 39 лет

Образование: высшее

Замужем, воспитывает дочь


Анна Фомиченко


Новости на Блoкнoт-Волгоград
  Тема: Лица города  
куклыавторская работаСветлана ЯсавнинаВолгоградручная работамастера
3
0
Народный репортер + Добавить свою новость

Топ 10 новостей

ПопулярноеОбсуждаемое