Волгоград Суббота, 20 апреля
Общество, 24.11.2020 15:24

«Пациенты в состоянии паники»: заведующая реанимацией нового коронавирусного госпиталя о COVID-19 в Волгоградской области

Заведующая реанимационным отделением нового коронавирусного госпиталя при больнице им. Фишера в городе Волжском Волгоградской области Варвара Иванова 24 ноября рассказала, как врачам пришлось перестраиваться на «военные рельсы», с какими трудностями они столкнулись и как борются со стрессом и усталостью.

"Жизнь перевернулась с ног на голову"

vra45.jpg

Фото: Варвара Иванова

Перед открытием коронавирусного стационара у врачей были смешанные чувства.

- Как ковидный госпиталь наш стационар начал функционировать с 19 октября, - рассказала корреспонденту «Блокнота Волгограда» 36-летняя врач-анестезиолог-реаниматолог, завотделением Варвара Иванова. - Страха никакого не было. Но нам, реаниматологам, наверное, в этом плане легче. Мы люди привыкшие. Были смятения и сомнения от неизвестности в стезе. Что придётся изменить привычный ритм жизни, нарушится обычный рабочий график. Профессионально жизнь перевернулась с ног на голову. Но ко всему привыкаем. Страхов точно не было. У нас в стационаре никто не перевёлся и не уволился при перепрофилировании стационара под ковидарий. Были те, кто не прошёл по противопоказаниям. Возрасту – старше 55, беременных тоже не брали. Те, кто могли работать, остались все.

 Больные поступают в коронавирусный госпиталь в тяжёлом эмоциональном состоянии.

- У людей начинается паника. Особенно это прочувствовалось врачами и медиками в первые дни работы инфекционного госпиталя, - говорит Варвара Иванова. - Первые две недели был просто ужас. Народ требовал от нас просто невозможного. Перестроиться было очень сложно. Тяжело было научиться работать в «скафандрах». Было невыносимо. Был просто массовый психоз, начиная от приёмного покоя, когда пациент только перешагнул порог ковидария. Люди же стоят в магазинах в очереди, а здесь подождать оформления 10-15 минут не могли, устраивали скандалы. А ведь всем поступающим в приёмный покой нужно сдать тесты. И вроде бы ничего страшного не происходило, никто не умирал, но атмосфера была тяжёлая.

огда они поступают в ковидарий, то видят заполненные палаты"

vra42.jpg

Фото: Варвара Иванова

В больнице не перестают удивляться неверию волгоградцев в существование коронавируса.

- В основной своей массе поступающие пациенты находятся в состоянии паники. Как правило, потому что до конца не понимают, что происходит. Много так называемых диссидентов, которые вообще отрицают существование COVID-19, - поделилась наблюдением Варвара Иванова. - Бывает человека привозят к нам уже синего, губы чёрные, а он продолжает не верить в опасность и даже существование коронавируса и возмущается, зачем его привезли к нам. То есть люди отказываются верить даже своему состоянию организма. Но когда они поступают в ковидарий, то видят заполненные палаты с больными. У нас сейчас все места заняты.

Врач отмечает, что большинство пациентов обратились к медикам слишком поздно.

- Как правило, к нам поступают люди, которые просидели дома с болезнью не одну неделю и поздно спохватились, что надо лечиться. Большая часть пациентов уже с запущенной формой. Или лечились амбулаторно, не всегда выполняя предписания лечащего врача, либо не обращавшиеся в поликлиники вовсе. Надеялись на наш русский авось. Но он, увы, не работает, - признаёт врач. - Наш рабочий день условно состоит из двух частей, когда мы работаем в «грязной» зоне в «скафандрах» 4 часа и столько же времени в чистой зоне. По нагрузке работа тяжёлая и там и там. Большая часть сотрудников работает по суткам. В «грязной» зоне мы все 4 часа контактируем с пациентами. Выписываем листы назначений, смотрим на динамику течения болезни. Бывает такое, что начинаешь заниматься дыхательной гимнастикой с людьми, идущими на поправку. Говоришь им, что с ними будет, когда выпишутся. Очень большое значение имеет психологическое состояние пациентов. Выстраиваешь с ними тёплые отношения. Большинство пациентов лежат у нас не два-три дня, а по несколько недель. Процесс разрешения пневмонии очень длительный и тяжёлый, больным морально и психологически трудно. Им важна любая поддержка, тем более, с нашей стороны. Кто-то начинает опускать руки, стараемся им объяснить, что этого делать нельзя, подбадриваем, передаём приветы от родственников, которые звонят.

"Пашешь изо всех сил, а потом ещё можно получить по шее"

vra44.jpg

Фото: Варвара Иванова

Остальное время врачи работают с бумагами и общаются с родственниками пациентов.

- Когда выходишь с "грязной" зоны, начинается основная работа врача. Ведение истории болезни, документации, введение данных в федеральный реестр, подаём требования и извещения. Не всегда бывает время на еду, - делится Варвара Иванова. - Слава богу, нам сейчас наладили процесс связи с родственниками. Поначалу с этим было сложно. Когда открывались, не было доступа к общению с близкими больных. Внутри стационара мы общались по рациям, а связи с внешним миром не было. А сейчас у нас расписаны часы общения с родственниками пациентов, волнения стало меньше. А поначалу люди не хотели понимать, что мы не не хотим с ними общаться, а просто нет такой возможности.

Реаниматолог заметила, что часто претензии поступают от пациентов, которые не верили в COVID-19, пока не заболели.

- Для нас парадокс, что пожилые люди скандалят меньше, чем более молодое поколение. И самое интересное, что скандалит молодёжь, люди, которые изначально отрицали существование коронавируса. Много жалуются на горячую линию здравнадзора, комитета, президенту, - делится Варвара Иванова. - Вплоть до того, что главного врача поднимают среди ночи, а он нас, естественно. После каждого обращения проводится проверка. Пашешь изо всех сил, а потом ещё можно получить по шее, причём за то, что не сделал. Человек ведь высказал свою позицию, и он прав, а мы врачи – люди маленькие. По шапке получили и пошли дальше работать. Бывали до COVID-19 в практике случаи, когда пациент спорил с назначенным лечением, пытался назначать себе препараты сам, а в коронавирусные времена, к моему удивлению, такого нет.

 Завотделением пояснила, что самым трудным временем работы было в начале функционирования инфекционного госпиталя, когда шёл процесс организации его работы.

- Проблем со средствами индивидуальной защиты у нас не было. С антибиотиками тоже. Но в течение первых двух недель работы всё нормализовалась, как и другие моменты, возникшие при запуске ковидария, - говорит врач. - Но это нормально, рабочий процесс. 

"Сын гордится, супруг - не очень доволен"

vra43.jpg

Фото: Варвара Иванова

Среди врачей нет единого мнения о возникновении коронавируса.

 - Много версий о происхождении и природе коронавируса. Для себя до конца я так и не определилась, какой версии придерживаться. Не знаю, предположений очень много, - делится Варвара Иванова. - Вплоть до того, что где-то растаял ледник, и это всё вылезло наружу. Но у нас просто нет времени об этом думать. Работы очень много, а специалистов мало. Приходится пахать.

После каждой суточной смены врачам приходится восстанавливаться.

- Хожу в спортзал, после каждого дежурства еду на массаж, чтобы снять отёки. Потому что происходит сбой питьевого режима. В туалет тоже ходим не когда хочешь, а когда нужно, - признаёт Варвара Иванова. - За день очень сильно отекают ноги, ходить очень сложно. Поэтому путь домой только через массажный кабинет. По возможности стараюсь посещать бассейн. Сын мной гордится, а супруг не очень доволен бесконечным отсутствием супруги дома. Сотрудников морально поддерживаем в основном благодаря юмору, с шутками, прибаутками и улыбками.

Медики надеются, что пандемия закончится также быстро, как и возникла.

- Мы между коллегами обсуждали эту тему. Всем очень хочется, чтобы было, как с птичьим гриппом. Чтобы совершилось чудо, и COVID-19 быстро исчез, - говорит заведующая реанимационным отделением коронавирусного стационара в Волжском. - Мы заметили, что среди врачей и медиков заболевают COVID-19 в основном в чистой зоне. Почему так получается, до конца не понимаем. Возможно, из-за нарушения техники безопасности при снятии СИЗов или цепляют вирус дома, на улице, в магазинах. У нас не было такого, чтобы кто-то заразился на работе. Главный врач Роман Николаевич провёл перед открытием ковидария учения. К нам приехали коллеги, которые уже работали в инфекционных стационарах с начала пандемии. А потом мы, заведующие, проводили занятия с персоналом.

"Боремся с костлявой, но мы люди, а не боги"

С недоумением сотрудники коронавирусной больницы смотрят на пренебрегающих мерами безопасности волгоградцев.

- Мы боремся с костлявой, но, к сожалению, мы люди, а не боги. Приходится сообщать родственникам печальные новости. Стараемся аккуратно и обходительно объяснить каждую ситуацию. Как правило, когда запущенные случаи и динамика отрицательная, близкие готовы к этому и всё понимают. Ничего не утаиваем и не приукрашиваем. Это очень опасно, - отметила Варвара Иванова. - Мне кажется, что просто нужно более адекватно воспринимать информацию. Люди либо утрируют, либо не хотят верить. Нужно просто принять ситуацию, смириться и попытаться беречь себя и близких. Самое главное, носить маски и перчатки. С пренебрежением к ним сталкиваюсь бесконечно. Иногда хочется на экскурсию сводить таких людей к себе на работу. Особенно молодёжь…

Алексей Серебряков


Новости на Блoкнoт-Волгоград

Будь в курсе событий!
Подпишись на «Блокнот Волгоград»
в Телеграм.

Подписаться

Варвара Ивановареаниматологкоронавирусный госпиталь
7
3