Волгоград Пятница, 29 марта
Общество, 04.04.2018 09:59

Позиция США в Сталинградской битве: кто будет побеждать, тому и будем помогать, - доктор исторических наук Николай Болотов

Трудно найти в Волгограде человека, который знал бы о Сталинградской битве больше, чем Николай Болотов, доктор исторических наук, преподаватель Волгоградского педагогического университета.

Профессор написал колоссальное количество научных работ, посвященных этому грандиозному сражению. Сегодня в рубрике «Лица города» Николай Александрович рассказывает, в каком направлении повернулась бы история, если бы Сталинградскую битву выиграл Гитлер, и почему у студентов-экономистов в голове каша из выборов и Собчак.

- Николай Александрович, сейчас много говорят об исключительности битвы под Сталинградом. Чего здесь больше - идеологии или реальной оценки событий ВОВ? Скажем, Курская битва, или операция "Багратион" - разве оказали на исход войны меньшее значение?

- Ну, во-первых, Сталинградская - это начало коренного перелома. Это самое главное. Выступая по случаю 25-летия Октябрьской революции, Сталин отметил, что 43 год — это коренной перелом войны, и начался этот перелом в Сталинграде, а кончился на Курской дуге.

И Сталинград доказал, что здесь действительно решалась судьба мира. Вот смотрите, если бы Сталинград проиграл битву, то в войну вступили бы Турция, Япония. И там, и там уже были разработаны наступательные операции против СССР. Буквально за 4 дня до войны, 18 июня 1941 года, Турция и Германия подписали договор о дружбе и взаимопомощи. Вот с этого договора они начали активно готовиться к вторжению в южные области Советского Союза. Они провели в начале 1942 года мощную мобилизационную компанию, у них были десятки дивизий развернуты на нашем южном фланге, и нам пришлось с весны 1942 года создать вновь Закавказский фронт и призвать 200 тысяч новобранцев на линию противостояния с Турцией. Турки все время держали наготове эту свою крупную группировку. Это первый, Южный фланг.

Второй - это Дальний Восток. Квантунская армия – самая мощная и самая многочисленная группировка сухопутных войск императорских вооружённых сил Японии в годы Второй мировой войны. Они тоже ждали и следили, но уже за нашим восточным фронтом, обещая Гитлеру, что вот-вот вступят в войну. Мы в том направлении, на Дальнем Востоке, держали наготове войска численностью 1 млн. 430 тыс. И только 2 раза мы оттуда снимали дивизии, когда совсем не было выхода. Это под Москву 8 дивизий уходило и несколько под Сталинград. И все. Не просто же так они там стояли, несмотря на военные действия. А ведь как бы они нам помогли, как бы облегчили наше положение на советско-германском фронте.

К нам в Сталинград пришла самая мощная группировка сателлитов Германии, то есть наемников. Итальянская армия, румынская, полк с Хорватии, Словакии, были финны, даже украинцы – батальоны националистов. Если бы Сталинград пал, то в момент бы сменилась геополитическая обстановка.

- А какова позиция Америки была на тот момент?

- Во время Сталинградской битвы поставки американцев и англичан по союзнической программе, ленд-лизу, были сведены к нулю. Только поняв, что мы уже сможем одолеть здесь врага, они тогда эти поставки увеличили, так что и тогда была политика двойных стандартов – «Кто будет побеждать, тому и будем помогать».

- А у Советского Союза какие были варианты развития событий во время Сталинградской битвы?

- Только побеждать, стоять на смерть. Терять то было нечего, против нас проводилась политика геноцида! Даже Паулюс, подписывая свои приказы, четко формулировал вопросы геноцида к гражданскому населению, он призывал не щадить никого. Он один из разработчиков плана «Барбаросса», он входил в аналитическую оперативную группу, и он в своих мемуарах это четко пишет.

- Фразы и рассуждения некоторых «продвинутых» представителей молодежи, которые заглядываются на хорошую жизнь немцев в Германии, звучат примерно так: «Вот лучше б немцы тогда победили, мы бы сейчас жили хорошо». Как вы реагируете на такие заявления?

- Чушь какая. Да никак бы мы не жили, мы бы вообще не жили. Установка по расовому уничтожению была жесткая.

- А чтобы случилось с миром, если бы Гитлер выиграл в Сталинградской битве?

- Германия во главе с Гитлером получила бы огромные ресурсы. Она и так уже к этому времени завоевала Украину с углем и хлебом, Прибалтику, Белоруссию, значительную часть европейской территории РСФСР. Дальше бы она получила Бакинский нефтегазовый район. И, конечно, Гитлер получил бы очень мощную поддержку  северокавказских и закавказских народов. А о намерениях Японии, Турции, США в случае победы немцев под Сталинградом мы уже говорили. 

За Уралом у нас уже не было таких ресурсов людских, потому что уже 80 млн. до Сталинграда были в оккупации. Это из 190 млн. Дальше бы война перешла в локально-партизанскую. И наверняка здесь бы выплыл Власов с созданием какого-то национального русского государства, он стал бы таким русским диктатором, у него поддержка была бы мощная.

WQ8AS6YiMZc.jpg

- Сталинград был полностью разрушен, кроме южной окраины. Как вы думаете, почему все-таки было принято решение его восстанавливать?

- Американцы на тот момент вообще предложили сохранить Сталинград просто как всемирный парк истории Второй мировой войны. Сталин на это не пошел. Во-первых, тут сыграл субъективизм, город носил его имя. Во-вторых, он хотел показать всему миру, что мы способны возрождать города даже после таких битв. И за 10 лет подняли город из руин. Кстати, людям давали медали за этот адский труд, как за боевые заслуги. И я считаю, это правильно. Потом что есть подвиг боевой, а есть подвиг в тылу. Они одинаково наполнены героизмом, один без другого быть не может.

- Сталин, все-таки, великий  человек, гений или палач?

- Я гением его не считаю, но и палачом назвать не могу. Я считаю его достаточно грандиозным политическим общественным деятелем. Человек, не имея классического образования, ни военного, ни гражданского, обладал такой сумасшедшей тягой познания, учения. Он хорошо разбирался в вопросах истории, философии, заказывал и читал много литературы, и это не прошло бесследно. Он учился, учился и делал себя сам.

- А к Гитлеру вы тоже относитесь с уважением?

- Нет. Я его осуждаю. Я не могу ни одного плюса сказать из жизни Фюрера Адольфа. Этот человек, который привел в жизнь расовую культуру, геноцид, он хотел уничтожить мой народ. Это стопроцентно. Это было доказано на Нюрнбергском процессе!

- У вас есть интересная монография, посвященная железнодорожникам в годы Сталинградской битвы. Вы там много пишите о роли бойцов НКВД в обороне Сталинграда. НКВД действительно сыграло такую большую роль в обороне города?

- 10 дивизия НКВД была сформирована в Сталинграде в 1942 году и уже 3-го августа она приняла первый бой против немцев. Фактически они 2 дня сдерживали натиск немцев до подхода основных наших сил, они и ополченцы тракторного завода.

Потом один из полков 10 дивизии НКВД участвовал в обороне Мечеток - Сухой и Мокрой. Не зря в декабре 1942 года дивизия получила орден Ленина и стала называться Сталинградской. Орден Ленина так просто не давался, это было высшей наградой за наивысшие заслуги.

- Кто входил в состав дивизии? Подготовка была у этих бойцов достойная?

- Подготовка была действительно хорошей. В ее состав входили постовые милиционеры, железнодорожные милиционеры, а на железной дороге были серьезные оперативники, с опытом, так как они без конца стояли на краю преступного мира и боролись с ним постоянно. И я считаю, что не зря у нас 7 улиц в Сталинграде названы именами бойцов 10 Дивизии НКВД. Есть памятники им и в Тракторозаводском, Центральном, Ворошиловском районах. Один прямо на пл. Чекистов, смотрит на пойму, где когда-то располагался штаб дивизии.

6JHlMXtbaJQ.jpg

- Сейчас продолжаются разговоры о переименовании нашего города. Вы лично за Сталинград или Волгоград? Может быть за Царицын?

- Я считаю, что сама идея переименования - это бесполезное занятие. Выросло уже насколько поколений волгоградцев. Надо не переименованием заниматься, а благоустройством города, у нас много мест, связанных с памятью Сталина. Так давайте их обустроим, сделаем где-то таблички, где-то парки, где-то скверы, пусть это будет, никто не запрещает.

- А к современным фильмам про Великую Отечественную войну как вы относитесь?

- У нас есть одно упущение, у нас в фильмах стало много непрофессионализма. Как бы там ни было, в советское время было много профессиональных консультантов при создании картин о войне - генералы-полковники, представители КГБ; фильмы о милиции - генералы-полковники МВД. А современные смотришь – то наш солдат одет в черт знает что, не в ту форму, которая была в 41 году. Или оружие другое, техника. Много нестыковок, исторические факты не совпадают…

- А что касается самой подачи?

- Сейчас благодаря военно-историческому обществу очень много исправляется. Мы на верном пути - много издается литературы нужной, почти полторы тысячи памятников открыто, досок, посвящённых историческим личностям, нашим полководцам и просто героям. Все это возрождается, и военно-историческое общество пролоббировало несколько десятков хороших фильмов.

- Какие из достойных можно назвать?

- Мне так навскидку очень трудно сказать, их столько много, у меня в голове больше советские фильмы отложились. В них больше правдоподобности было, они ближе к историческому материалу.

- А из недостойных?

- Коммерческие, которые выходят на спонсорские деньги. «Штрафбат», например. Они показали неправду о войне, они показали только то, что нравится определенному кругу либеральной интеллигенции.

- А «Матильда»?

- Я этот фильм не смотрел принципиально. У нас за всю столетнюю историю было два слабых лидера – это Николай II и Михаил Горбачев, которые нам много бед принесли. При них распались две великие империи - Российская и Советская.

- Вы довольны сегодня своими студентами, теми молодыми людьми, в которых вы вкладываете такой огромный багаж знаний?

- Да. Историками доволен. Но у нас и очень хороший отбор идет ,7-8 человек на место, поэтому ребятня идет та, которая замотивирована, их не так много теперь стало, но они замотивированы. Конкурс и на внебюджетные места по истории есть - 2-3 человека на место!

А вот другие студенты сейчас были, ими не доволен совсем. Целый семинар пришлось провести, чтоб в голове хоть что-то вразумительное сложить из той каши про выборы, которая у них там есть.

- А что за кашу вы имеете в виду?

- Да они сами не голосовали, их родители не голосовали, на все вопросы отвечают вопросом: «А почему именно Путин идет? А почему уже 4-5-ый раз?» Сами точно не знают, какой.

- А в остальных кандидатах они разбираются?

- Они, кроме Собчак, никого не знают. Вот это печально! Жириновского еще немножко знают, Грудинина практически не знали, Бабурина не знали, Титова тоже, Явлинский им не интересен по возрасту. Но дома, было видно, говорили о Собчак и о Путине. Вот после такой молодежи историки поинтереснее. Те, даже первокурсники, готовы рассуждать, анализировать, думать. Они более объективны, они на субъективизме меньше играют, а те - на слухах и на том, что вычитали в интернете про Навального, эдакого российского Робин Гуда.

- А вы довольны той базой, с которой приходят первокурсники из школы?

- Не доволен. Я не доволен ЕГЭ. Понимаете, все-таки историк должен прийти сюда, как и филолог, уже с умением говорить, рассказывать. А натаскивание на тестах, когда в мозгах ничего нет, говорить не научит. Иногда бывает очень хороший аттестат, потому что он вызубрил для ЕГЭ, а при проверке у выясняется, что много пробелов, потому что все же историческая наука требует системного подхода.

- Николай Александрович, благодарим вам за интереснейшее интервью и желаем новых научных работ, благодарных и главное, думающих студентов, которые хотят продолжить изучение Сталинградской битвы.

Новости на Блoкнoт-Волгоград

Будь в курсе событий!
Подпишись на «Блокнот Волгоград»
в Телеграм.

Подписаться

  Тема: Лица города  
ВолгоградБолотовисторияСталинградская битвапедуниверситетпрофессордоктор исторических наук
0
0