Волгоград Пятница, 29 марта
Культура, 03.03.2016 16:37

Сталинградская легенда — фотокорреспондент на линии фронта

Сталинградская легенда — фотокорреспондент на линии фронта

Посещая музеи, мы часто обращаем внимание на снимки, представленные нашему взгляду: фотографии боевой техники, солдат и лётчиков, маршей победы и детей войны. Каждая из них несёт в себе свою собственную уникальную историю, каждая из них заставляет на секунды перенестись туда – в то время, где человек с бессменным фотоаппаратом в руках старался запечатлеть саму историю, творившуюся у него на глазах. Но мы практически не задумываемся об этом отважном фотографе, вряд ли знаем эти имена – имена тех, кто донес до нас уникальные частицы событий военного прошлого.

Военный фотокорреспондент – вот он, тот самый человек, готовый проникнуть под огонь противника и во что бы то ни стало выполнить свою работу. Сейчас нам трудно это представить, ведь фотокорреспондент для нас представляется обычным очевидцем, вряд ли совершающим выдающийся подвиг, но во времена войны они имели свой собственный фронт работы – в самом прямом смысле. Одним из основателей жанра военного фоторепортажа следует считать Роберта Капа (настоящее имя – Андре Ерно Фридман), который открыл свое агентство фотожурналистики в Париже и освещал гражданскую войну в Испании, сопротивление японской оккупации в Китае, военные события в Северной Африке, Италии, Франции, Германии.

Говоря о мастерах своего дела, безусловно следует упомянуть такие имена, как Евгений Халдей , Макс Владимирович Альперт, Аркадий Шайхет. Но особая, близкая к сердцу история, есть у ещё одной женщины, имя которой  Галина Захаровна Санько. В музее-панораме "Сталинградская битва" её лётная маска – подарок от лётчиков – привлекает особое внимание посетителей и влечёт за собой удивительную историю жизни фотокорреспондента газеты «Фронтовая иллюстрация». В суровую зиму 1942-43гг. она была в Сталинграде и фотографировала в 30-градусные морозы. Легенда из легенд – женщины на фронте. Она пришла в фотожурналистику случайно – Галину Захаровну впечатлили снимки женщин-репортёров из подшивок журналов «Огонёк» и «Прожектор». Она разыскала курсы, где получила элементарные сведения по фотоделу, после чего работала лаборантом в редакции ведомственной газеты «Водный транспорт». Она запечатлела встречу челюскинцев во Владивостоке, она ходила к зимовщикам острова Врангель на ледоколе «Красин», большую и ответственную съёмку проводила на Камчатке, побывала на Командорских островах и поклонилась памятнику великого мореплавателя Витуса Беринга. Однако свое настоящее призвание она нашла в прежней мирной специальности в военное время. 

Узники фашизма, 1944(1).jpg

В Петрозаводске Санько запечатлела лагерь, в бараке которого находились дети, после чего ее обвинили в «попытке извратить историческую правду». Фотография находилась в архиве 20 лет и была «освобождена» только 9 мая 1966 года. И история этой фотографии, возможно, не была бы настолько особенной, если бы Галина Захаровна спустя 20 лет не отыскала бы ту самую девочку с фотографии, ту самую малышку Клаву, снимок которой получил название «20 лет спустя».

20 лет спустя, 1964(1).jpg

Нельзя оставить без внимания историю создания снимка «Зенитчица Лена». Галина Санько познакомилась с зенитчицей Леной Ивановой на вокзале в Воронеже, когда Лена только вернулась с войны. Они вместе отправилась в Вознесенское – родное село Лены. Каждый шаг фронтовички фиксировала Галина и очень любила этот снимок, который по сути подводил итог её работы над военной темой. О Великой Победе можно рассказывать по-разному, но облик зенитчицы Лены и её улыбка лучше всего говорят о счастье мирной жизни.

Зенитчица Лена, 1945г(1).jpg

Однако женщина всегда остаётся женщиной – даже та, что побывала на линии фронта, та, что рисковала жизнью, но выполняла свою работу. В 1964 году Санько отправляется в Париж и, насколько становится известно позже, делает пластическую операцию – немыслимое дело в то время! Её подруга Римма Лихач вспоминает, что она всегда была женственной, любила кокетничать с мужчинами, не пила, не курила и, что особенно примечательно и почти невозможно для профессии фотографа, имела очень ухоженные руки, носила кольца. «Римма, Не садись рядом со мной, ты худенькая, ты меня плохо оттеняешь!..» 

Долго можно удивляться отваге тех, кто изо дня в день подвергал свою жизнь опасности, кто уверенно держал в руках фотоаппарат и донёс до нас самую настоящую, не искаженную историю. И глядя на снимки этих людей, невольно возникает вопрос – а смог бы так я?


Старшие научные сотрудники отдела хранения музейных фондов музея-заповедника «Сталинградская битва»

Зайцева В.С., Кожокарь Л.Т.


Новости на Блoкнoт-Волгоград

Будь в курсе событий!
Подпишись на «Блокнот Волгоград»
в Телеграм.

Подписаться

  Тема: Царицын-Сталинград-Волгоград  
ВолгоградСталинградЦарицынисторияфотокорреспондент
1
0