Уволенные с волгоградского «Химпрома» работники: «Завод разворовали руководители»
В конце января на волгоградском заводе «Химпром» прошла первая волна сокращения сотрудников. Многие из уволенных работали на предприятии семьями, некоторые – династиями. Сейчас они не знают, куда идти и как жить дальше. Но не теряют надежду и верят, что завод может заработать вновь. Корреспондент «Блокнота Волгоград» пообщался с тремя уже уволенными работницами завода и узнал об их переживаниях, мыслях и надеждах на будущее.
«Для нас нет работы в городе»
Тамара устроилась на «Химпром» в 1981 году, через пять лет после мужа. Они оба работали в цехе №4. В ноябре 2014 года им сообщили, что завод обанкротился и многие сотрудники будут уволены. Первая волна сокращения прошла 26 января – 814 человек были заявлены на увольнение, в том числе и Тамара с супругом. В настоящее время уволены уже около 750 человек.
- Я не сама ушла, меня выгнали. Это очень больно. «Пинок под зад» для меня и мужа, - поделилась Тамара.
Тамаре 57 лет, мужу – 59 лет. 27 января они оба встали на биржу труда в надежде, что скоро им предложат новую работу. Однако на ОАО «Каустик» им отказали. 10 февраля им снова предстоит поехать на биржу.
- Мы аппаратчики выпаривания, центрифугирования, разложения и выщелачивания. Профессия редкая. Нам говорят, что работы для нас нет в городе, - делится Тамара.
В первый день увольнения, 26 января, не выдавали необходимых справок, поэтому было решено за ними и трудовыми книжками ехать на следующий день. 27 января они снова поехали на завод и получили документы, а расчетные деньги поступили на карточку спустя 4 дня.
Сейчас Тамара и ее муж сидят дома и ждут чуда.
«Самая тяжелая работа – ее отсутствие»
Марина Дегтяренко устроилась на «Химпром» в 1987 году, в антикоррозийный цех. До этого она проходила там практику на 3 и 5 курсах в волгоградском политехе. Сначала на работу ее взяли на должность мастера, в которой она проработала 13 лет. После этого 14 лет занимала должность заместителя начальника цеха.
- Честно, все митинги, общение с журналистами – это не только попытка спасти свое рабочее место, но и попытка спасти весь Кировский район. Ведь если «Химпром» будет ликвидирован – там не будет ни одного крупного предприятия, район буквально превратится в гетто. Я очень надеюсь, что в умах руководителей произойдет просветление. Завод настолько рентабельный, что закрывать его и увольнять работников нельзя. Разговоры об убыточности – некомпетентные. Необходимо просто сделать ремонт завода, на который потребуется около 25 миллиардов рублей. 12,5 лет завод полностью не ремонтировали. На это деньги не выделялись и, чтобы продержаться какое-то время, проводились косметические работы, - пояснила Марина.
Через месяц Марине исполнится 50 лет. Из-за стажа на «Химпроме» в 27 лет в работе ей не отказывают. Считают хорошим специалистом и зовут в одну из фирм, специализирующуюся на разработке лекарств.
«Мой дедушка погиб на заводе»
Три поколения семьи Елены проработали на заводе «Химпром». А 26 января ее фамилия появилась в списках на увольнение.
- У меня целая династия проработала на заводе: дедушка, мама, папа и я, - признается Елена.
8 марта 1965 года на заводе «Химпром» произошла трагедия. Начальник службы контроля погиб на своем рабочем месте. В тот день он отмечал праздник с женой и 5-летней внучкой. В квартире раздался звонок - его в срочном порядке вызвали на работу, чтобы он проверил, хорошо ли очистили цистерну от химикатов. Скорее всего, противогаз, в котором он залез внутрь цистерны, был бракованный, и мужчина задохнулся от паров. Даже повзрослев, 55-летняя Елена приходит на могилу дедушки и плачет, потому что погибший родственник был ей очень близок.
На заводе работали и ее родители. Мама окончила политехнический университет в Москве и вернулась в Волгоград, где познакомилась со своим будущим супругом. Он был из Фролово, закончил энергетический техникум с красным дипломом и пошел работать на завод. Через несколько лет он стал заместителем начальника. Они проработали на заводе, и в трудовой книжке была только одна запись: дата приема и увольнения. Мама Елены числилась на «Химпроме» 46 лет, а папа - 47 лет.
- Я закончила волгоградский политехнический университет, вышла замуж, родила детей и в 1990 году пошла на завод. Для меня «Химпром» - это вся жизнь, - призналась Елена.
За 1,5 года на заводе сменилось 11 руководителей, рассказывает женщина. По ее словам, именно они разворовали «Химпром», и поэтому сейчас нечем платить по счетам. Одного из директоров, как говорит Елена, поймали, когда он выезжал на своем автомобиле, где находился мешок с несколькими миллионами, с территории завода.
- Весь завод держался на старых аксакалах-химиках. Сейчас вокруг одни экономисты и менеджеры. Зачем разваливать завод, который прекрасно может заниматься импортозамещением. Не так давно у нас был опыт сотрудничества с Германией, и наша продукция пользовалась спросом, - рассказала Елена.
Женщина призналась: она не знает, что делать дальше. С ее образованием, стажем работы она не знает, куда идти дальше.
- 26 января я не была уволена, потому что 12 числа мне сделали операцию, и сейчас я нахожусь на больничном. Пока еще я числюсь в штате завода, - говорит Елена.
По предварительным данным, 10 февраля будут уволены около 400 человек. В профкоме завода признались, что будут еще несколько этапов увольнения.
Новости на Блoкнoт-Волгоград