Волгоград Среда, 15 мая
Общество, 19.10.2020 16:39

«В порыве эмоций закричала мэру «Стояяять!»: волгоградский режиссер Елена Курская

Ежегодно в Волгограде проходят праздничные мероприятия - масштабные концерты в День города на набережной, трогательные и патриотические акции на Мамаевом Кургане и многое другое. За всеми концертами, которые дарят волгоградцам бурю эмоций, стоит режиссер. Он продумывает сценарий, выбирает артистов, создает всю концепцию мероприятия. “Блокнот Волгограда” пообщался с Еленой Курской, которая уже почти 30 лет собирает на своих концертах жителей Волгограда и области. Только за последние два года под ее руководством прошли такие крупные мероприятия как: патриотическая акция “Завтра была война”, интерактивная инсталляция на главный монумент "Родина-мать зовёт!" "Свет Великой Победы" на Мамаевом кургане, концерт в ДК к 65-летию Волжского, праздничные концерты ко Дню Победы и 400-летию образования Урюпинска. 

- Елена Евгеньевна, как давно вы начали работать режиссером? 

- С 1991 года я пришла работать в Детско-юношеский центр (ДЮЦ). Официально я была устроена как культорганизатор и педагог. А в основном работала режиссером: делала постановки новогодних спектаклей и детских концертов. Это как раз были первые шаги. 

- Ваши родители, насколько нам известно, не имеют отношения к творческим профессиям. Как так получилось, что вы решили стать режиссером?  

- Скорее всего мои родители в душе очень творческие люди. Потому что они меня с малых лет начали водить на различные кружки. Это была хореография, русские народные танцы, спорт, музыкальная школа. Помимо этого, я еще сама умудрялась записываться в школьные кружки. То рисование, то чеканка. Кроме того, я неплохо пела и в школе меня называли “Курским соловьем”. 

Но такие кружки как чеканка, задерживали меня не на долго. Во мне усидчивости не очень много. Наверное поэтому, когда я закончила музыкальную школу, сразу поняла, что дальше не пойду. 

c08ad17b-7659-43c6-98e1-0e2eee36cefb.jpg

Фото: Ирина Гайбович

- Как родители отнеслись к тому, что вы ушли в творчество? Зачастую к подобным профессиям мало доверия. 

- Они не знали об этом. После школы у меня была полная потерянность, я не знала, куда идти. Моя одноклассница поступала в сельхозинститут и она рассказала, что там открылся курс инженерно-педагогический, который готовил педагогов, преподающих сельхозтехнику в профильных училищах. Я решила попробовать и пошла за компанию. 

Папа с мамой были очень рады, потому что они оба из рабочих профессий. В их понятии инженер-педагог - то, что нужно для нормального человека. Через полтора года стало понятно, что я и трактор - две несовместимые вещи. 

В этот момент мне на глаза попалась газета с объявлением о наборе на подготовительные курсы в Самарский институт культуры. Конечно, возможности ездить туда у меня не было, поэтому к поступлению я решила подготовиться сама. Уже на экзамен купила билет в Самару и перед вылетом поставила маму и папу в известность. 

- Наверное, они были в шоке…

- Это точно. Во-первых, я бросила институт. Во-вторых, для них было страшно представить, что их доченька куда-то в неизвестный город уезжает. Но я решила, что так будет лучше. Это был мой первый серьезный поступок. Когда ты находишься рядом с родителями, ты не чувствуешь себя самостоятельным взрослым человеком. За половину своих поступков, ты переносишь ответственность на своих близких. А я поняла, что хочу быть самостоятельной. 

9d5f8f35-aeda-4364-815c-49669218cd61.jpg

Фото: личный архив

- За все это время, сколько вы уже провели мероприятий? Хотя бы примерно, речь идет о сотнях? 

- Я думаю, что даже о тысячах (смеется).

- Есть те мероприятия, которые вам запомнились больше всего и почему?

- На самом деле таких много. По натуре я позитивный человек и люблю работать с позитивными темами. Мне тяжело дается военная тематика. Да, я ценю и трогательно к этому отношусь. Но когда я работаю с Новым Годом, с открытием нового ДК или чем-то подобным, то у меня самой какой-то внутренний подъем. Тут я могу юморить, креативить.

Есть одно мероприятие, которое мне запомнилось, не знаю почему. И зрителям было интересно, потому что его потом просили повторить. Я работала в филармонии и сделала абонементный концерт с оркестром - “Дунаевский, Дунаевский” по творчеству этой гениальной семьи. За ночь сочинила мюзикл на основе их песен. Попыталась в любовной истории рассказать об их творчестве. 

И еще одно значимое мероприятие - это интерактивная инсталляция на главный монумент "Родина-мать зовёт!", где я работала с Нижним Новгородом. Не из-за того, что оно крупное. Для меня такой формат был новым. Здесь не было артистов, только творческая видеоработа. Но с другой стороны, здесь должна была быть четко выстроенная режиссура, потому что тебе экранную театрализацию надо подать зрителю так, чтобы он 15 минут следил за сменой черно-белых кадров хроники. 

d2890739-810f-4ef3-a61d-e400a0233801.jpg

Фото: Ирина Гайбович

- Как вы считаете, люди, когда смотрят на все мероприятия, понимают, какая работа за этим стоит? Пишут комментарии, благодарят? Или режиссер остается в тени?  

- Зрители видят работу большой команды. Ведь там не только режиссер, но и технические работники, звукорежиссеры, световики, ведущие. Финальный результат безусловно зависит от нашей общей работы. Иногда мы специально выходим к зрителям и слушаем, что говорят. Все режиссеры тщеславные. Тебе надо обязательно узнать, что думают зрители. И, когда слышишь, что это было круто и прикольная идея, ты понимаешь, что ты добился того, чего хотел. Они говорят именно о тебе. 

- Даже если не говорят напрямую?

- Да, не говорят напрямую, что идея режиссера. Но они поняли, что это идея и в чем она. 

- К слову о работе большой команды. Как вы подбираете коллективы и артистов для каждого мероприятия? Есть ли проблемы с их разнообразием у нас в городе? 

- Артистов подбирают по репертуару. Когда пишешь сценарий, то уже знаешь, что здесь должен быть народный танец, а здесь споет хор. 

Я считаю, что нам не хватает эстрадной базы. Потому что финансирование очень маленькое у культуры. Записать фонограмму артистам, даже минус, стоит больших денег. Особенно, если это оркестр. Также есть нехватка вокальных коллективов - квартеты, квинтеты, октеты. Слабо представлено цирковое искусство. 

Кроме того, наши концертные площадки не всегда подготовлены к быстрой смене артистов - не закрывается занавес, не двигается круг сцены. Здесь режиссеру приходится выкручиваться. Надо придумать, как сменить, например, симфонический оркестр на балет. И сделать это красиво. 

К сожалению, не всегда наши “хочу” совпадают с “могу”. Тот же артист может спеть конкретную песню, но у него нет фонограммы. Приходится иногда подстраиваться под имеющийся репертуар.  

3a6796a1-ab1e-4a73-89ad-65a369abe8a7.jpg

Фото: Ирина Гайбович

- Можете рассказать о каких-то курьезных случаях на работе? 

- Было мероприятие, где присутствовало одно из первых, на тот момент, лиц города. Его ведущие приглашали на сцену для приветственной речи. Сразу после этого играл гимн, во время которого официальное лицо оставалось на сцене. Естественно, его предупредили об этом. 

Надо уточнить, что режиссер стоит за кулисами и следит за всем концертом. Эмоции, конечно, зашкаливают. Колоссальная ответственность, ведь каждый недочет - это камень в твой огород. И моя команда уже знает, что в такие моменты я бываю неадекватна. 

Так вот на том мероприятии официальное лицо выходит на сцену, говорит речь и начинает играть гимн. В этот момент он разворачивается и уходит. Описать эмоции, которые я испытала, невозможно - играет гимн, а первое лицо города уходит со сцены. Помимо меня за кулисами стояли его охрана. И я в порыве эмоций кричу ему: “Стояяять!”. В шоке был не только он, но и его охрана, они немного вжались в кулису. Он вернулся обратно и честно достоял до конца гимна. Когда ему сказали возвращаться на место в зал, он повернулся и шепотом спросил у меня: “Уже можно?”. 

- Какую цель вы перед собой ставите, когда пишете сценарий и создаете мероприятие? 

bd5c172f-cb34-48c2-8265-0c7d4c5e89c5.jpg

Фото: личный архив

- Знаете, я настолько люблю зрителя, что мне хочется, чтобы, придя на мероприятие, он получал только позитив. Даже, когда мы говорим о войне. Потому что да, это трогательная, сложная, серьезная тема. Но даже через слезы зритель получает позитив, потому что он уверен, что мы сильная нация. И именно режиссер должен до него это донести.  

Справка: 

Возраст: 52 года

Образование: неоконченное высшее государственной самарской академии культуры; окончила волгоградский государственный институт искусств и культуры 

Место работы: Государственное бюджетное учреждение культуры Агентство по проведению культурно-массовых мероприятий

Семейное положение: не замужем 

Дети: есть дочь 

1a2b0262-4a05-432f-842a-53e621c4b899.jpg

Фото: Андрей Волков
Ольга Соловьева Новости на Блoкнoт-Волгоград

Будь в курсе событий!
Подпишись на «Блокнот Волгоград»
в Телеграм.

Подписаться

  Тема: Лица города  
Елена КурскаярежиссерВолгоград
4
0