Волгоград Среда, 01 мая

Первый блин отдавать медведям и запрет языческих обрядов: как отмечали Масленицу в Царицыне

Царицынская масленица: традиции волжских поселян

Традиция отмечать масленицу на Руси осталась с языческих времен. В дореволюционном Царицыне церковь не одобряла весенние гуляния перед Великим постом, но и не препятствовала устроительству ярмарок на площади перед церквами. В масленичную неделю у храма можно было увидеть печи, где готовились блины, раёшников, показывавших нехитрые кукольные спектакли, торговцев, разного рода ряженых и гуляющих. 

Если вдруг мимо проезжала украшенная повозка или сани, то толпа кричала: «Солите рыжики!». Это означало, что молодые, катавшиеся по городу, должны доказать крепость своей любви и поцеловаться.

Самая большая ярмарка в Царицыне располагалась традиционно на месте современной площади Павших Борцов, другая крупная площадка для гуляний была на месте современного ТЮЗа.



Б. Кустодиев. Кулачный бой на Москве-реке, 1987. Холст, масло. Череповецкий краеведческий музей.

А блины у вас с икрой или с каймаком?

По тому, с чем употребляли блины в семье, можно было судить о её достатке. Зажиточное купечество предпочитало угощаться блинами с черной икрой, рыбой, особенно более редкой, чем другие осетровые, стерлядью, не брезговали и сладким угощением - блинами с ягодами, перетертыми с сахаром. 

В более простых семьях блины ели с каймаком (запечёнными сливками), творогом, сыром, или просто с маслом. В рыбацких артелях к блинам подавали рыбу. В казачьих семьях на столе можно было увидеть арбузный мёд нардек. 

Единственное, что было запрещено – мясные начинки. В Масленицу отказывались от мяса. 

При этом сами блины могли быть из пшеничной, ржаной, гречневой или просяной муки. Каждая хозяйка имела собственный рецепт самых вкусных блинов, который бережно хранила и передавала своим дочерям и внучкам. Поэтому говорить о классическом рецепте царицынских блинов сложно, но есть два рецепта, которые дошли до нас в почти неизменном виде – это казачьи блины на пшенной каше и купеческие блины.

Блины казачьи

Ингредиенты: пшено – 1 стакан, вода – 200 мл, молоко – 250 мл, соль – 0,5 ч.л., дрожжи – 1 ч.л., сахар – 2 ст. л., вода (теплая) – 500 мл, мука пшеничная 350 гр., яйцо – 2 шт., растопленное сливочное (или подсолнечное) масло – 2 ст. л. 

Для казачьих блинов варят пшено на воде и молоке, ставят дрожжевую опару на теплой воде (500 мл.) примерно на час. Затем в теплую кашу вбивают яйцо, добавляют опару, дают постоять еще полчаса. Перед тем как начать печь блины, в тесто добавляют растопленное масло и хорошо перемешивают. 

Блины купеческие

Ингредиенты: пшеничная мука – 300 гр., гречневая мука – 200 гр., молоко – 650 мл., яйца – 3 шт., растопленное сливочное (или растительное) масло – 90 мл., сода – 0,5 ч.л., соль – 0,5 ч.л. 

Яйца взбивают с солью и сахаром, добавляют подогретое молоко и взбивают повторно. Затем добавляют просеянную муку обоих видов и соду. Тщательно перемешивают и добавляют жидкое масло. Блины можно печь. Готовые блины выкладывают на тарелку, смазывая каждый из них сливочным маслом. 

Почему первый блин сами не едят?

Бытует мнение, что поговорка «первый блин комом» происходит от славянской традиции отдавать первый блин медведям, которые считались животными-прародителями славян. Жители Царицына тоже никогда не ели свой первый блин сами. Это было связано с традицией поминать в масленичную неделю предков. Чтобы угостить пращуров, выходили на улицу и отдавали первый выпеченный в доме блин первому встречному. Если на улице было пусто, то блин аккуратно вешали на веточку дерева или куста и оставляли птицам.

В казачьих станицах вблизи Царицына прародителей поминали старики, которые садились трапезничать на кладбищах. Ели там и блины, и другие яства, а остатки в некоторых хуторах к югу от города было принято отдавать специально приходящим для этого калмыкам на следующий день.

Стенка на стенку, что водой не разольешь

Помимо традиционных гуляний и катаний с горки на санках, дерюжках и других приспособлениях, на льду реки Царица устраивали кулачные бои. Сходились в битве жители правого и левого берегов – грузчики, мясники, бурлаки. Девушки внимательно наблюдали за мужскими забавами, выглядывая себе будущих женихов. 

Иногда в кулачных забавах участвовали по сотне человек с каждой стороны. Одним из самых популярных видов борьбы был бой «стенка на стенку». Противники выстраивались в две шеренги друг напротив друга. Стоящие в одном ряду брались за руки накрест, образуя «стенку». «Стенки» сходились и пытались опрокинуть противников. 

Обычно все заканчивалось мирно, в конце все ели блины, выпивали и обнимались, но бывали случаи, когда пыл дерущихся не мог остудить ни мороз, ни смачные тумаки, ни окрики городового. Зафиксировано даже участие женщин в массовых масленичных сражениях. Разгонять разгоряченных царицан приезжали пожарные бригады, разливавшие соперников водой. 

Как полагают культурологи и этнографы, традиция кулачных боев имела важное значение для русского общества – шуточные сражения снижали уровень напряжения, поддерживали мужиков в хорошей физической форме и способствовали удачному сватовству удальцов.

У царицынских казаков была ещё одна забава – взятие снежных городов. Все вместе они строили крепость из снежных и ледяных блоков и кирпичей. Часть парней отправлялись защищать город, остальные – играли роль нападающих. Во время штурма города верховые казаки выполняли джигитовку, разные трюки и демонстрировали мастерство владения нагайкой. Наблюдать за штурмом снежной крепости собиралось все село или несколько сел. В конце действа устраивали праздничное гуляние с обильным застольем.

Несмотря на то, что такие забавы считались простонародными, богатые царицынские купцы часто не выдерживали и, захваченные общим весельем, сбрасывали кафтаны и подбитые дорогими мехами накидки и бросались в самую гущу. Причем делали это не только молодые купеческие отпрыски, но и солидные отцы семейств, ведь многие из них происходили из крепостных и по молодости были теми ещё удальцами. Вдоволь нарезвившись купцы отправлялись домой пить чай с блинами. 



В. Суриков "Взятие снежного городка", 1891 Холст, масло. 156*282 см Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В среду – лакомиться, в воскресенье – нагайкой получать

Царицынская масленица – семейный праздник. В центре внимания в эту неделю всегда были именно родные и близкие. Целью походов в гости и обильных застолий было примирение с членами семьи, живущими отдельно. 

В наше время распространенным является календарь, обозначающий назначение каждого дня масленичной недели. Например, понедельник зовется «Встреча», вторник – «Заигрыш», среда – «Лакомка», четверг – «Разгуляй», пятница – «Тёщины вечерки», а суббота – «Золовкиныпосиделки». Именно в этом календаре указан заветный день, когда зять отправляется в тёще на блины, и день ответного визита. Но на самом деле в Царицыне никто так Масленицу не встречал. Во всяком случае до 1930-х годов. Да-да, этот шуточный масленичный календарь был придумал во времена жесткой антирелигиозной кампании и быстро распространился в СССР. А в современной России стал почему-то считаться дореволюционным, как и сам праздник. 

Единственный особенный день в этот период – Прощеное воскресенье. После недели чревоугодия и гуляний с развлечениями было принято ходить в храм. Все, что было приготовлено на Масленицу нужно было доесть или раздать нищим. Ни одного кусочка от масленичных угощений не должно было остаться, как и обид и недомолвок. 

В казачьих станицах к общим традициям Прощеного воскресенья добавлялась одна пикантная деталь: если обида была сильной, то перед прощением дозволялось стегнуть просящего прощения нагайкой. Это считалось искуплением за причиненный ущерб. Царицынские казаки от души прощали друг друга и хлестали нагайками, чтоб прощение было действительно искренним. 

Вечером в воскресенье все гуляния утихали, шуметь считалось неприличным. Народ готовился к вступлению в Великий пост не только физически, но и духовно. 

А как же чучело?

Сегодня окончанием масленичных гуляний является торжественное сожжение чучела – символа суровой зимы. Как же и где происходило это действо в нашем Царицыне? А его не происходило вовсе! И сегодня Русская Православная Церковь запрещает участие в подобных обрядах, имеющих языческую природу, а в то время никто бы не решился даже предложить такое. Более того, предки-язычники, к которым восходят многие обряды, связанные с сезонными праздниками, никакого чучела зимы тоже не сжигали. Поскольку переход от зимы к весне являлся началом нового цикла, своеобразным новым годом, то сжигали старые вещи и одежду в надежде избавиться от болезней и несчастий прошлого года.

Так, многие современные якобы языческие, древние традиции являются новым явлением в фольклоре и возникли в советское и постсоветское время. 

Дмитрий Бушмин

Новости на Блoкнoт-Волгоград

Будь в курсе событий!
Подпишись на «Блокнот Волгоград»
в Телеграм.

Подписаться

ЦарицинМасленицатрадиции
1
1