Волгоград Воскресенье, 12 мая
Экономика, 04.03.2022 09:33

«Могут выиграть рекламщики и маркетологи»: волгоградский медиаменеджер об изменениях в экономике из-за санкций

Глава волгоградского регионального отделения Союза журналистов России, медиаменеджер Вячеслав Черепахин 4 марта поделился своими мыслями о предстоящих изменениях в экономике после введения Западом жёстких санкций.

- Сегодня полезно понимать, к чему готовиться, экономические тенденции плюс-минус понятны. Без излишнего пофигизма, но и без стресса. Попробую изложить наиболее рациональное, что было обсуждено на разных встречах с самым широким кругом тех, кто пытается анализировать - что ждем и как с этим работать?

 1. Переориентация торговли товарами народного потребления с европейских и американских на азиатских поставщиков. А если точнее, то просто сокращение доли западных товаров, и уход полностью под азиатских производителей.

Вряд ли ассортимент сильно упадет, хотя легко спрогнозировать общее падение качества товара и его неизвестность на рынке. Другое дело, что логистика может сильно перелопатить структуру предприятий торговли, фактически перераспределив рынок. В выигрыше окажутся самые динамичные, кто не ждет, пока “доставят последний товар из Италии через Стамбул”, а уже сегодня ищет замену в Китае, Индии и ЮВА.

 Также могут выиграть рекламщики и маркетологи, которым необходимо будет приучить российского потребителя к новым товарам. Пока непонятно, насколько замещение будет масштабным в автомобильной отрасли, фарме, сельхозпереработке и в продуктах питания. Также есть сомнения в полноценном замещении промышленного оборудования, но здесь я рассматриваю только розничный потребительский рынок.

Есть немало скептиков у этого сценария, в том числе уважаемые экономисты. Но, опять-таки, я делюсь мнениями части сообщества, и другого пути быстрого замещения товарной массы пока не наблюдается.

2. Сокращение авиаперевозок. Самый негативный момент в этом тренде - эмоциональный, в области качества жизни. Для тех, кто привык к выездному туризму - это проблема. Для зарубежных туристов, мечтающих приехать в Россию, и конкретно в Волгоград – тоже. Мы их, правда, много и не видели. Но для туристической отрасли - это возможность увеличить объем внутреннего туризма, развить инфраструктуру и объекты. Тут выиграют те, кто будет действовать быстро, без долгих дискуссий, что делать, вполне ясно. Мне бы хотелось, чтобы и наш регион был в числе выигравших от этой ситуации, потенциал немалый есть.

   Кроме того, надо понимать, что ещё заменой выездного туризма являются товары и услуги, стимулирующие переключение деятельности и компенсирующие отдых. Отсюда, можно прогнозировать рост спроса на самый широкий спектр - от загородной недвижимости и велнеса до товаров для отдыха, спорта и огорода.

 3. Какое-то время будет работать тенденция части населения тратить сбережения на покупки из-за боязни, что деньги подешевеют, а товары подорожают. Сейчас этот процесс еще не идёт полным ходом, как, например, в 2014 году, и конечно, он краткосрочный - 2-3 недели, пока люди не перейдут к осознанной экономной форме потребления. Но в моменте, торговля товарами с длительным периодом жизни может активизироваться и помочь предпринимателям подготовиться к дальнейшему спаду. Это тоже очень широкая группа товаров - от автомобилей, недвижки и бытовой техники - до ювелирки, мебели и медицины. Наиболее активные уже запустили рекламные кампании и акции.

А тем людям, кто непременно хочет потратиться, есть смысл задуматься, нужен ли второй холодильник и третий телевизор? Можно вложиться в здоровье, образование, ремонт, ликвидность - в то, что поможет потом пережить сложные времена.

4. Изменение структуры спроса во многом будет происходить вынуждено, как производная от изменения структуры поставок и роста цен. Здесь очень мало позитива для торговли продуктами качества жизни - значительное число их потребителей перейдет к осознанному потреблению и экономии. 

  Товары ежедневного спроса могут несколько сократиться в ассортименте, подорожать, но с полок точно не пропадут. В меньшей степени падение затронет бытовые услуги населения - парикмахерские, ремонт всякого, обслуживание сантехники, автомобилей, транспортные услуги. Сложно понять, что будет с HoReCa, скорее всего, как и во время пандемии - кто-то подстроится, а кому-то будет больно.

Думается, что вырастут микрокредитование, ломбарды, серые сервисы и проч. Это на поверхности. Как водится, в период изменений, есть те, кто проигрывает, есть те, кто шевелится и получает шанс не загнуться.

5. Внешние ограничения банковской системы вряд ли окажутся долгосрочной тенденцией. Во-первых, многие в курсе, что в технологическом плане наша банковская система передовая в мире и достаточно надежна. Я сейчас говорю не про деньги, а про сам механизм - кровеносную систему. Ограничения от эплпэй, мастера и визы - быстро будут решены и замещены. Если это и вызовет неудобство, то недолгое. Поэтому я не предвижу тотального ухода “в кэш” наподобие 90-х, и как следствие, “затемнения” рынка, что всегда вызывает негативное влияние на конкуренцию и ухудшение условий торговли.

Единственно, на что надо уделить государству особое внимание - на т.н. “телефонное мошенничество”, которое в сложный период может особенно больно ударить по самым незащищенным!

Может уже решим эту не слишком сложную техническую проблему, а?

 Я пока приостановлюсь. Есть еще много, о чем написать, о деньгах, роли государства, промышленности... О трудностях писать несложно. Но уже понятно, что, рассуждая рационально, можно находить выход из любой сложной ситуации. Хочется, чтобы все, кто в состоянии неопределенности - выдохнули и приняли, что жизнь не заканчивается, многое в наших руках. Да, изменения будут, и как мы к ним приспособимся - зависит от нашего настроя и подготовленности.

 

Новости на Блoкнoт-Волгоград

Будь в курсе событий!
Подпишись на «Блокнот Волгоград»
в Телеграм.

Подписаться

Вячеслав Черепахинэкономикасанкциирынокрост цен
1
2