Волгоград Вторник, 30 апреля

Загадка крестообразной поликлиники в Волгограде: строили, чтобы всех запутать

Сегодня волгоградцы приходят со своими проблемами со здоровьем в самую узнаваемую в городе поликлинику №1 на Коммунистическую, 7, иногда ее называют железнодорожной больницей. Что не совсем так, это лишь часть большого медучреждения. У здания поликлиники есть интересная особенность и своя загадка. Если рассматривать его на карте или с высоты птичьего полета, например, на фото, сделанных с высоты, то сразу становится понятно – здание построили в форма креста. Таких в городе больше нет.

Стоит отметить, что это старейшее здание в Волгограде, пережившее Сталинградскую битву, и затем восстановленное.



Сегодня здание поликлиники №1 в центре – это гремучая смесь довоенного конструктивизма и послевоенной «сталинки». А вот объяснений тайны «крестообразности» можно найти сразу несколько. Существует ряд версий, но ни одна из них не является окончательной. Это только лишь предположения. 

Первая версия связана с тем, чтобы здание в любое время можно было обеспечить наилучшей охраной. Часто такую форму сравнивают со строениями военных объектов и другими подобного рода структурами. Есть и другое. С высоты форма креста больничного здания должна была служить особым знаком для вражеских самолетов и таким образом по существующей конвенции Красного Креста не могло подвергаться бомбардировкам. Третья наиболее прозаична и достаточно убедительна. Архитекторы посчитали, что крестообразный план станет наиболее удачным и функциональным для медицинского учреждения.



Краевед Роман Шкода говорит о том, что довоенная крестообразная железнодорожная поликлиника у вокзала Волгоград-1 – одно из самых необычных зданий в современном городе. А еще это старейшее место в Волгограде, связанное с медициной и помощью людям. Железнодорожной поликлинику называют именно так, поскольку она обязана своему появлению железнодорожной станции Царицын-1. Первое здание железнодорожной больницы (хирургический корпус) было возведено в 1871 году с введением в эксплуатацию Грязе-Царицынской железной дороги. Второе здание на территории больничного городка (сегодня это железнодорожная поликлиника) построили аж в 1912 году. Это была амбулатория и стационар на 90 коек. В одноэтажном кирпичном здании располагалась терапия на 40 коек. Еще в двух одноэтажных деревянных помещениях – блок хирургии на 50 коек.






1937 год и на месте сегодняшней поликлиники №1 на станции Сталинград-1 появляется то самое крестообразное здание. Это была современная по тем мерам больница вместе с поликлиникой на 60 коек. Стиль постройки выбрали новаторский, в духе конструктивизма, но внешне здание смотрелось грубо и рублено, оно было полностью лишено каких-либо украшательств. Во время ожесточенных боев форма креста все же не уберегла больницу от сильных разрушений. При этом учреждение частично работало. В 1943 году здесь, в подвале разбомбленного фашистами здания, принимали людей, в бывшей прачечной организовали неотложку на 10 мест. Остальных пациентов отправляли в Красноармейский район, железнодорожную больницу в Сарепте.




Небольшие кресты под окнами напоминают андреевские кресты. Карнизный пояс – типичный для Царицына элемент декора

Сталинградское здание крестообразной поликлиники и больницы пришлось восстанавливать после войны на протяжении нескольких лет. Работы велись с 1948 по 1958 годы. Сначала здание восстановили лишь частично, открыв стационар, а затем полностью. Обычное с виду здание оказалось в прошлом, так историческая поликлиника обзавелась приметами сталинской эпохи. Здание украсили колонны, карнизы и пилястры. Также была благоустроена территория рядом с поликлиникой, вокруг появилась ограда с тумбами, ее украшали вазы. Последние навсегда исчезли еще в 70-е. Вместе с ними считаются утраченными и фамилии главврачей, которые руководили больницей до войны и сразу после Сталинградской битвы. Имена не удается найти специалистам и исследователям даже в архивах.



Сейчас поликлиника №1 входит в состав Негосударственного учреждения здравоохранения «Отделенческая клиническая больница на ст. Волгоград-1 ОАО «РЖД». Это официально и называется «Железнодорожная больница». К ней же относятся: стационар на Автотранспортной, поликлиника №2 в поселке Горьковском и поликлиника №3 во Фролово, стоматология на Свирской. Также есть несколько здравпунктов, кабинетов предрейсовых медицинских осмотров, два медпункта вокзалов.





Основными направлениями являются оперативная эндовидеохирургия и реконструктивно-пластические операции в гинекологии, урологии, абдоминальной и сосудистой хирургии, онкологии, урогинекология, оказывается неотложная кардиологическая и неврологическая помощь, пациентам помогают врачи-пульмонологи, восстановительная медицина и реабилитология. Здесь же – проводят пластические операции, лечат от ожирения, заболевания шейки матки, занимаются дроблением камней в почках. В 2013 году в поликлинике №1 открыли отделение восстановительного лечения, несколько лет тому назад историческое здание пережило крупные реставрационные работы. Здание крестообразной поликлиники является объектом культурного наследия.

Почитать про историю еще одного старейшего медучреждения в Волгограде можно здесь. Это областная клиническая больница №1 на Ангарском.

Ирина Рассказова

Исторические фото: РЖД Медицина | Волгоград, официальный сайт

 

Новости на Блoкнoт-Волгоград

Будь в курсе событий!
Подпишись на «Блокнот Волгоград»
в Телеграм.

Подписаться

  Тема: Волгоград: тогда и сейчас   
Волгоградновостиполиклиника №1 Волгоградволгоградцыкрестообразная больницажелезнодорожная больница Волгоград
0
1