Волгоград Четверг, 05 августа

Тогда и сейчас: мост в Волгограде, по которому в 1936 году ходил трамвай

Накануне известный волгоградский краевед Роман Шкода рассказал об одном из самых неприметных сооружений в современном Волгограде. Сейчас это небольшой мост, через который проходит огромный поток машин, все они едут со стороны микрорайона Тулака в центр миллионника. Это мост через Ельшанскую балку с характерными колоннами.

Историк и краевед Роман Школа отмечает, что данный мост чрезвычайно интересен для истории нашего города. Сооружение появилось еще до войны. Мост видел ожесточенные сражения в Сталинграде, видел то, как немец атаковал стены знаменитого элеватора. Волгоградцы утверждают, что когда-то его колонны предназначались для фонарей...

мостнаТулака.jpg

ФОТО: Роман Шкода

После войны удалось сохраниться только опорам моста, полотно моста пришлось строить в микрорайоне Ельшанки сталинградцам заново. В 1936 году здесь уже ходил трамвай. Сейчас это зрелище трудно представить, транспорт возит волгоградцев с другой стороны, под землей. По данному мосту небольшой отрезок пути проезжает только троллейбус и автомобили. Участок трамвайной линии от улицы Баррикадной до поселка Нижняя Ельшанка — сегодня Тулака открыли в 1931 году. До войны сталинградцы ездили на нем на работу. 

мост.jpg

В 1965 году от вокзала до Нижней Ельшанки стал ходить троллейбус №2. Его кольцо сначала находилось на 200 метров южнее, на месте жилого дома по Туркменской, 19. Это был сравнительно быстрый транспорт до центра — всего 15 минут до центра города, а еще дублировал довоенный трамвай.

В 1968 году трамвай на всем участке от моста до поселка Тулака демонтировали. Сохранились только исторические снимки.

177737.jpg

Этот трамвай как раз проехал по мосту через Ельшанскую балку

Во второй половине 1960-х началась комплексная застройка района. «Хрущевки» появились в зоне между Туркменской и улицей Льва Толстого. На рубеже 1960-1970-х девятиэтажки выросли у Ельшанского оврага. В 1975 году, когда из состава Ворошиловского района Волгограда был выделен Советский, Ельшанка оказалась на его территории, с точки зрения транспорта и инфраструктуры теснее связана с Ворошиловским. 

Так историческая Ельшанка в Волгограде стала маленьким, почти центральным районом-тупиком. Ельшанка имеет один въезд со стороны центра города. Над Ельшанским оврагом, как раз тем самым мостом, дорога делится на два автомобильно-пешеходных моста, один из которых («новый») является началом улицы Льва Толстого, второй («старый») уходит вглубь микрорайона. Обе дороги приводят к улице Тулака с железнодорожным переездом, который служит единственным путём из Ельшанки в южную часть Волгограда.

Роман Школа поясняет, что данный мост через Ельшанскую балку интересен еще одним фактом. До сих пор под ним лежат заросшие травой сохранившиеся остатки железной дороги. Некогда пути — это целая ветка, которая шла от бывшего грузового порта. То, что уцелело до нашего времени сейчас — можно сказать уникальные фрагменты старой Волго-Донской железной дороги. Она соединила Волгу и Дон в 1862 году и совершила настоящую экономическую революцию в Царицыне.

DSC00200.jpg

Авторами проекта стали инженер-генерал-майор Мельников, статский советник Новосельский и коммерции советник Кокорев. Для постройки дороги троица организовала акционерное общество Волжско-Донской железной дороги с капиталом в 8 миллионов рублей серебром. Государство тем временем не предоставило обществу никаких финансовых гарантий, но освободило от налогов, таможенных пошлин.

Волжско-Донскую дорогу, предназначенную в первую очередь для перевозки угля с Донецких месторождений для военных кораблей (на паровом ходу) на Балтике, открыли 5 марта 1862 года. Ее протяженность составляла 73 версты. Остатки дороги до сих пор «петляют» по современному Волгограду.

Благодаря построенной дороге уголь больше не нужно было перегружать на повозки у донских и волжских пристаней, чтобы доставить речным путем через Царицын. У Калачевского затона появилась станция Донская, на берегу Волги в новой части Царицына - Волжская. Причем везли не только уголь, но и зерно, железо, лес, нефть и разные другие товары. А кроме грузов - пассажиров. Так жители южной окраины Царицын увидели настоящее в то время чудо техники — паровозы. Они медленно тащили вагоны по склону Ельшанской балки, проходя мимо деревянных домов хутора Климов — та самая Нижняя Ельшанка. Во времена Царицына путь шел исключительно прямо.

DSC00204.jpg

В планировке будущей Ельшанки и в названии одной из ее улиц и сегодня прослеживаются следы старой железной дороги. Эта улица называется Максимовский разъезд. По ней когда-то  ходили те самые первые паровозы. И по улице Линевской тоже ходили царицынские поезда.

И, наконец, пересечение улиц Рабоче-Крестьянской и Базисной — мост через Ельшанскую балку. Путепроводы проложены над тем местом, где груженые вагоны подходили к конечной станции Волжская. Рельсы на удивление отлично проглядываются. Шпалы не сохранились. Поезда по ним давно уже не ходят. Предположительно, порядка 20 лет.

Краеведы затрудняются сказать, когда именно были изготовлены сохранившиеся удивительным образом рельсы, приблизительно это 1941 год. Земля сохранила только часть их, скрыв заводское клеймо. Вероятно, пути все-таки обновляли.

За мостом через Ельшанскую балку дорога продолжалась. Ее следы есть еще на одной из улиц — Дагестанской. Преодолевая такой путь, царицынские паровозы наконец подходили к станции Волжская. Последний участок дороги шёл вдоль берега Волги. Сейчас это территория бывшего грузового порта. И он тоже больше не работает. 

DSC00212.jpg

Рядом с портом проходит историческая улица Волгограда Пугачёвская. На ней, как известно, немало старинных зданий. Все они когда-то располагались в непосредственной близости от станции и вокзала для прибывающих поездов. Здание вокзала было деревянным и небольшим, имелось кирпичное здание для паровозов Волжско-Донской железной дороги. У самого вокзала стояла пристань Самолётской пароходной компании. Здание первого вокзала города было снесено после войны в связи с прокладкой новых путей станции. Некоторые тоже сохранились, только густо заросли деревьями. 

Количество путей от основной дороги было увеличено в начале 40-х годов и в послевоенное время. Станция прирастала путями в сторону, противоположную от Волги. От основной линии купцы и промышленники отводили за свой счёт ветки к своим базам и заводам. Тогда же железная дорога прошла там, где ныне существует нижняя терраса центральной набережной у здания речпорта. Постепенно с открытием новых вокзалов станция Волжская стала превращаться исключительно в грузовую, была удобнее всех расположена у пристаней на Волге. После войны пассажирскую функцию утратила совсем.

DSC00196.jpg

Вот такую транспортную историю целого микрорайона и целой эпохи исторического Волгограда хранит скромный мост через Ельшанскую балку.

Ирина Рассказова


Новости на Блoкнoт-Волгоград

Будь в курсе событий!
Добавь «Блокнот Волгоград»
в избранное.

Подписаться

  Тема: Волгоград: тогда и сейчас   
Волгоградновостимост через Ельшанскую балкуТулакаисторияЦарицынновости Волгоградаистория ВолгоградаВолжско-Донская дорогастарая железная дорогапервая железная дорога Царицына
8
2
Народный репортер + Добавить свою новость

Топ 10 новостей

ПопулярноеОбсуждаемое