Волгоград в красках: где искать стрит-арт и почему он выживает в подполье
Читайте также:
- Уголовное прошлое не мешает волгоградцам продолжать свою игру (31.10.2024 21:00)
- Сотрудник «Красного Октября» Алексей Очеретин стал победителем конкурса среди уполномоченных по охране труда (31.10.2024 13:44)
- Первый волгоградский кейс-форум «Учитель будущего» пройдет в Волгограде (31.10.2024 12:53)
- Нефтяное болото забурлило на юге Волгограда (31.10.2024 12:22)
- Мизулина назвала условия и место встречи с волгоградской молодежью: для фотосессии отдельные правила, с родителями можно (31.10.2024 10:22)
Культура граффити, стрит-арт, до сих пор в Волгограде является чем-то неофициальным, (тем, что чаще всего активно замазывается и неаккуратно затирается, но иногда все же удивительным образом остается жить). Почему в нашем миллионнике так мало ярких рисунков, мы решили разобраться вместе с экспертами.
Для прохожих рисунки на стенах не всегда несут ценный смысл, а для их создателей это повод заявить о себе. Есть и муралы, это монументальная живопись на зданиях. В России немало городов, где художники создают настоящие произведения искусства на фасадах домов, пытаясь передать душу и настроение региона. Но в Волгограде даже такие официальные картины сегодня можно пересчитать по пальцам одной руки.
Почему уличные рисунки караются ответственностью, а их создатели прячут свою лицо
Административная ответственность здесь наступает с 16 лет. Так, согласно статье 7.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях — уничтожение или повреждение чужого имущества, если эти действия не повлекли причинение значительного ущерба, влечет наложение штрафа от 300 до 500 рублей.
Работу уличных художников могут расценить и как мелкое хулиганство, если докажут нарушение общественного порядка, которое выражалось в явном неуважении к обществу и сопровождалось уничтожением, повреждением чужого имущества. Тут ответ будет уже посерьезнее. Это штраф от 500 до 1 тысячи рублей или арест до 15 суток.
Уголовная ответственность за вандализм ( а это уже статья УК РФ) наступает еще раньше, с 14 лет. Расплата за рисуночек на здании выльется уже до 40 тысяч рублей. Либо осужденному придется отдать свою зарплату или другой доход за последние 3 месяца. Также осужденного могут устроить и на обязательные работы в течение 360 часов. Самое суровое наказание — исправработы — до года. Есть еще и арест... на 3 месяца.
За юных «художников» (не достигли 14 или 16 лет) в случае чего будут отвечать родители (усыновители) или опекуны. В том числе им придется нести ответ еще по одной статье, отвечать, так сказать, за дурное воспитание. Тут можно отделаться предупреждение или штрафом до 500 рублей.
Где прячется уличное искусство в Волгограде?
Мы отыскали в сером городском пейзаже то, что когда-либо оставляли после себя художники и оно никуда от нас не исчезло даже по прошествии времени. Все остальное, как правило, из разряда неофициального: появляется где-то понемногу в укромных уголках, на гаражах, в переходах, на заборах у железнодорожных путей и «заброшках». Среди этого можно открыть для себя даже что-то милое и забавное.
Пожалуй, официальными в нашем городе можно назвать масштабный мурал, посвященный Герою России Денису Зорину, погибшему в ходе спецоперации. Он появился в 2022-м году на фасаде хрущевской пятиэтажки по адресу Коммунистическая, 64.
Мурал Зорину
Перед этим, в мае, здание девятиэтажки по улице Хиросима, 1 украсила яркая картина с собирательным образом. Это русский спецназовец и двое детей. Работы создавались одним автором — волгоградским художником Алексеем Бережновым. Первый мурал появился, чтобы поддержать наших ребят в непростой ситуации. В детских образах заложили смысл про защиту Донецкую и Луганскую области, войн своих в обиду не дает и не бросает. В процессе его создания пришло печальное известие о гибели Дениса Зорина. Тогда еще один мурал решили посвятить Герою (на тот момент подобные муралы делались по всей стране). Тут постарались отдать дань памяти Зорину.
Кто-то попытался дать свой ответ официальной живописи
Другие муралы сейчас легально украшают девять школьных зданий (над изображениями также трудился профессиональный художник Алексей Бережнов, была использована нейросеть). Все это появилось на просторах волгоградских улиц сравнительно недавно.
Когда-то местные чиновники возлагали надежды на стену на набережной, которую позвали расписывать студентов. Планировалось, что здесь появится живая галерея Волгограда. Над 80-метровым участком стены возле «Волжских парусов» учащиеся одного из местных вузов честно трудились несколько недель. Получилось явно слабовато, бледно, напоминает трафаретную живопись.
Выглядит скучно
Взор волгоградцев сегодня продолжают радовать разноцветное общежитие № 2 Волгоградского педагогического университета на улице Хиросимы, 16. Три секции здания еще в далеком 2008 году украсили забавные сердечки, ладошки и глаза. За столько лет рисунки явно сильно постарели, потеряв в яркости, но не перестали привлекать внимание. Будет ли их кто-то обновлять — неизвестно. Это был всероссийский проект «Красота. Города» по уличной живописи для молодых художников. Самым талантливым разрешили воплотить свои задумки в жизнь. Победительницей оказалась художница из Волгограда, которая часто приезжала в общежитии к подруге и решила навсегда избавить эти студенческие стены от серости. И ей это удалось!
Волгоградцы говорят, что любители также неоднократно пытались оживить рисунками стену и за ТРЦ «Акварель», это место, где останавливается электричка до Красноармейского района. Но как-то не сложилось, возможно сказалась удалённость от центра города.
Стоит вспомнить и про арку, ставшую в нашем Волгограде знаменитой, арка дома в самом центре города по улице Советская, 6. Она почему-то все время магнитом притягивает представителей уличного искусства. Сейчас здесь можно увидеть граффити-портреты с девушкой в технике триптих. Рисунки существуют на неофициальных началах. И все-таки общественное мнение в Волгограде решило, что в «этом что-то есть». Эти работы поддержал известный краевед Роман Шкода. Портреты никуда не исчезают достаточно давно. Их автором считается художник Yen, изобразивший свою подругу. До этих рисунков в арке видели изображение с девочкой, которая отпускала из крохотной ручки улетающий воздушный шар в цветах триколора. Изображение получила название «Улетающая России», но оказалось закрашено, так как рядом было много нехороших слов. А вот любовная пара с кроликом с небесным фонариком по-прежнему на месте.
Знаменитая в Волгограде арка
Волгоградцы любят делать фото на память в арке соседнего дома на улице Советской, 7, где изображена загадочная незнакомка с закрытыми глазами в похожей технике.
Красиво, но нелегально!
Неприметную арку на улице Гоголя, 4 явно также когда-то хотели сделать более позитивной. Художники попытались изобразить сказочную реальность. Сейчас эти рисунки, как и на общежитиях на Хиросимы, заметно обветшали, на одном из них кто-то оставил отпечаток пандемии. Смысл поменялся, человек в маске отбивается от вирусов на лоне природы.
Несказочный ковид
Одна из самых свежих работ уличных художников — это гигантская синяя голова с тремя лицами на набережной в Ворошиловском районе возле строящихся высоток. Автор — KOZY. Стрит-арт можно увидеть, спустившись к Волге. Молодой человек (парень получает образование и работает художником-монументалистом) поделился с «Блокнот», что эта синяя голова, а точнее лицо, означает протест в сфере граффити и в стрит-арт искусстве. По словам KOZY, если все его скрывают, то он, наоборот, показывает его очень открыто:
— Лицо — это первое, что видит человек, на лице видно все: его морщины, взгляд, оно передает характер и пережитые чувства. Лицо я выбрал как обозначение самого себя. Самая открытая и простая в понимании форма моего выражения. Рисую его, чтобы оставить свой след, заявить, что я есть, вот он я! Также некоторые рисунки передают мое самоощущение и эмоции. Каждый видит в этом свое.
Самая свежая работа в Волгограде. Это стрит-арт
И, все-таки, есть ли у искусства в пространстве города в Волгограде хоть какой-то шанс на легализацию, решили мы узнать мнение тех, кто этому причастен. Эти молодые люди точно знают, о чем говорят. В субкультуру они пришли еще подростками, сейчас занимают...руководящие должности!
«Все будет классно, если наши кабинеты не будут ковыряться в носу и немного ускорятся»
Владимир Житов — называет себя фанатом, увлеченным культурой граффити и стрит-арт, общественным деятелем, общественником, имеющим непосредственное отношение к вопросу граффити. В этой среде 18 лет, попал в нее с 2006 года.
— Я больше за то, что граффити — это элемент субкультуры. В первую очередь, это андеграунд хип-хоп, такой же, как, например, агрессивные ролики, BMX, брейк-данс... Это все с улицы. И только во-вторую очередь — искусство. Обычно это делается ребятами вовлеченными. Даже если они не профессионалы, они — фанатики. Их фанатизм позволяет прийти к профессионализму. Чем дольше я нахожусь в этой сфере, тем интереснее наблюдать за этим. Когда я взял баллончик в руки первый раз — был восьмиклассником, а сегодня — руководитель предприятия по кабельному обогреву! И, думаю, что это круто. Прошло 18 лет, а я еще в индустрии! У меня больше не бомбит от цен на баллончики. Потому что граффити — это дорого. На рисунок нужно 4-5 цветов по паре банок, каждый баллончик стоит от 400-500 рублей. Пойти порисовать — 5-8 тысяч рублей, как здравствуйте. Ситуация стандартная.
Владимир признает: ему нравится, что граффити сейчас доступно не всем. У маргинальных прослоек все же есть сложности с финансами, поэтому «всем подряд» участие в уличном искусстве сегодня не перепадает. Что не может не радовать. Приходят ребята в эту культуру в 10-14 лет:
— Как это происходит? Увидел «фломастер» у одноклассника, увидел «фломастер» на секции дзюдо или еще где-нибудь... Накопил с обедов, пошел в магазин, купил баллончики и айда «пшикать» с пацанами. Мама узнала, что нарисовал граффити, потому что позвонили из полиции...
Считает, что стрит-арт и граффити это все же не до конца согласованное явление в городское среде, а не запрещённое.
— Сейчас ведем с городскими властями диалог по организации пространства на набережной. Все будет классно и здорово, если наши кабинеты не будут ковыряться в носу и немного ускорятся. Так как вопрос был поднят еще лет 7 назад. Последние 4 месяца он находится в активной работе. Думаю, что к новому сезону в районе набережной, на историческом месте, мы увидим полноценное место для легального граффити. Можно будет не только заниматься, но и проводить фестивали уличной культуры. Все это будет в какой-то мере легализовано, а в какой-то — все же останется андеграундом. Надеюсь, что андеграунд будет пользоваться знаниями о пространственной интеграции, эстетической составляющей и прочее. А кривые и убогие варианты конвертируются в то, что все на своих местах, как и должно быть. Необходимо и просвещение в сторону граждан, люди начнут реагировать более позитивно. Мы обычные, не те, у кого пистолет и кирпич в руке. Средний возраст взрослого поколения граффитистов — 30-35 лет. Все ребят заняты своими делами, все могут себе это позволить и могут рассказывать о том, как оно должно быть. Направлять.
«Можно и от души гадость какую-нибудь написать»
Это мнение представителя команды КМФ, чьи ребята время от времени оставляют яркий след на улицах Волгограда. Ребята в основном рисуют просто буквы, иногда дополняя их персонажами:
— Найдутся граффитчики, которые скажут, что их граффити — искусство. Я почему-то сразу вспоминаю те примеры, где это больше украшает, чем портит: старые ржавые гаражи, закоулки или дворы.
Чтобы понять, что хотят сказать уличные художники, в каждом случае надо разбираться отдельно:
— Некоторые просто рисуют, потому что хотят. А некоторые, потому что надо показать, что «ты тут был» и ты самый крутой. Если это какое-то, например, опасное место. Даже в обычных граффити-буквах вся суть в композиции и цветах. Естественно, не у всех это получается. С душой или нет — тоже сложно понять. Можно и от души гадость какую-нибудь написать. Хотя то, что это будет от души, конечно, вряд ли.
Из нашего архива. Красноармейский район
По словам главы команды, 11-летние подростки чаще замечают рисунки на улицах либо в интернете и приобщаются к творчеству. Как правило, им хочется повторить, сделать все точно также, как и других.
По поводу неофициальности и запретности творчества:
— Всё очень тяжело согласовать между всеми людьми, и чтобы все при этом были довольны. Все мы люди и у всех одинаковые проблемы, просто разный уровень. Нам даже между собой тяжело договориться порой, куда с кем пойдём и что нарисуем. Бывают какие-то склоки и непонимания. А тут нас еще должны понимать и любить люди со стороны. И при этом есть примеры, где что-то рисуется на заказ и легально.
Легальные стены, уверены здесь, могли бы помочь начинающим художникам или уже рисующим — расти.
— Им можно было бы давать фасады и огромные стены под оформления. Не додумались, потому что не думают. Надо нам приходить и пытаться все это донести. Вроде, сейчас это потихоньку происходит, посмотрим, что будет. Думаю, все будет идти в сторону того, что граффити — это «здорово» и будет использоваться в мирных и полезных для города целях.
«Рисуют, как простые люди, так и профессионалы» — KOZY
Автор синей головы на набережной, наоборот, признает, что граффити — это больше про искусство, нежели про субкультуру. Это искусство разных его проявлениях, но в то же время нельзя забывать про субкультуру, считает волгоградец.
— Простому обывателю сложно понять некоторые виды уличного искусства, однако во всем есть своя глубокая идея. Одновременно это и часть субкультуры. Хип-хоп — это не только танцы, музыка, но и граффити. Не все рисунки украшают, конечно, но, если заняться регулированием этого вопроса, то есть легализацией стен для свободного творчества, я уверен: все изменится в лучшую сторону.
У всех авторов, как правило, своя идея. Большинство самовыражается и заодно украшает город яркими красками. Есть и более глубокомысленные личности.
Тоже Красноармейский
— Рисуют, как и простые люди ,так и профессионалы. Я всю жизнь занимаюсь искусством и подкрепляю это образованием. Не очень получается из-за нехватки опыта и насмотренности. Перед тем, как выходить на улицу, могу порекомендовать рисовать очень много на бумаге.
KOZY из тех, кто утверждает, что в нашем городе есть и 40-летние, и 50-летние граффитисты и любители стрит-арта (диапазон — до 100 лет). Обычно, эти люди, которые горят своим делом. Это их цель, это их смысл.
— Для примера можете посмотреть работы таких художников как: КМФ, ФКС, ИНЛАЙН, ОПЛЕР, FUJE, KAMS. Есть ещё очень много достойных художников не только Волгограда, но и мира.
Отношение к этой теме у жителей до сих неправильное, консервативное — мнение парня.
— Нужно воспринимать это как вид искусства, способ самовыражения. Это относится не только к уличной деятельности, но и к всему искусству. Люди не могут выйти за грани своего восприятия, поэтому могут только запрещать и обходить стороной эту тему.
Подземный переход на улице Мира до его реконструкции (архив). Красиво?
Если бы стрит-арт, граффити легализовали, у большинства уличных художников, да и простых людей, была бы только положительная реакция, уверен он.
— Посмотрите на крупные города России, везде есть легализованные стены, никому это не мешает и у всех вызывает исключительно положительные эмоции. Я за росписи, это делает наш город и страну, ярче, интереснее, культурнее. Возможно, необходимо приложить небольшие усилия и прислушаться к художникам.
«Кто-то граффити нарисовал, кто-то его забаффил»
В одной из социальных сетей сегодня существует местное сообщество волгоградских граффитистов. В группе состоит чуть больше 3 тысяч человек. Здесь выкладываются работы, которые были сделаны в тех или иных местах Волгограда. Повод — обсудить мастерство исполнения, технику, поделиться опытом.
Мы пообщались с создателем VolgaGraff в VK Геннадием Кирсановым. Он говорит, что идея с пабликом родилась в 2013-м году. Сначала с товарищем фотографировали и коллекционировали уличные картинки, которые находили для себя по всему городу. Чем-то вдохновлялись и открывали для себя что-то новое, пропуская через свое видение. Всегда было интересно — кто нарисовал это. Получился некий клуб по интересам в сети.
Брошенный стадион «Монолит». В таких местах обычно много непонятных рисунков
Сейчас большинство знакомых ребят Геннадия, как и он сам, уже не ведут активную деятельность. У многих не остается на уличные рисунки времени. Сегодня команда, в которой состоит молодой человек, находится в стагнации. Говорить ее название он не стал, оставив это маленькой тайной. Впрочем, у творчества и художников обычно нет возраста — его мнение.
Что мешает коммуникации с чиновниками, чтобы легализовать уличное искусство в Волгограде?
Наверное, банально глубокая незаинтересованность чиновников в коммуникации со всеми нами: с художниками, со скейтерами, со всеми представителями уличной культуры. Либо я чего-то не знаю. Да и, честно говоря, наверное, и нам это уже не особо интересно. Знаю, что были многочисленные попытки представителей уличной культуры (не только граффити) выйти на связь с чиновниками, они не увенчались успехом, насколько помню. Может быть, и были какие-то продвижения, однако я их не вижу.
Уличное творчество живет своей жизнью
Если бы талантам наши чиновники дали раскрыться, рисовать не по углам, выделили бы пространство — как бы отреагировали граффитисты?
Я считаю это отличной идеей. Только это надо сделать с умом и креативно, по-новому, а не три плиты в поле поставить. Конечно, надписи, тэги и куски будут оставаться на улицах, постепенно нужно будет внедрять различные новые идеи для того, чтобы уменьшать их количество, посмотреть на ситуацию с другой стороны и придумать что-то необычное. Кто-то с радостью будет рисовать там, а кто-то будет считать это зашкваром (позором), мол, это не трушно (то есть не будет соответствовать аутентичной культуре настоящего граффити). На самом деле, на этих спотах будут рисовать все время от времени.
Вот такую прелесть можно увидеть на Спартановке
Чтобы рисовать какие-либо тематические рисунки на стенах города, которые будут его украшать, муралы, нужны денежные средства. И не малые. На краску, на прочие материалы, на вспомогательные установки, приборы, технику, инструменты. Художникам на что-то жить тоже нужно. Работа на стене, особенно на крупных объектах, дело не пяти минут, и, зачастую, даже не пяти дней. Так-то многие хотят украшать стены домов муралами, но условий адекватных для этого нет, особо и запроса на это нет. Почему чиновники до сих пор до этого не додумались? Наверное, потому что их это просто не интересует, заняты другим.
Рисунки портят или украшают городское пространство?
Это отчасти и про искусство, и про отдельный вид субкультуры, и откровенный вандализм. Всё смешано. Какие-то рисунки украшают вид города, какие-то — портят. Всему своё место, но, знаете, у нас уже как будто устоялась некая экосистема. Кто-то граффити нарисовал, кто-то его забаффил (закрасил), кто-то поверх нарисовал ещё одно, потом снова закрасили и так по кругу. В принципе, это как будто бы всех устраивает (кому-то это не нравится, кого-то это прикалывает). Так и живем.
Чем отличается стрит-арт от граффити?
Людей, обычных прохожих, которые смотрят на это точки зрения обывателя, так сказать, всегда больше радует именно стрит-арт. Я бы сказал, что это некое ответвление от граффити, немного своя субкультура, больше нацеленная на общую аудиторию, что-то такое попсовое. Стрит-арт несёт в себе социальный посыл, либо просто что-то красивое, что может быть понятно всем людям, либо то, над чем действительно можно задуматься и найти в этом свою интерпретацию. В аутентичной граффити-сфере стрит-арт не шибко приветствуется, поскольку стоит-арт — это, скорее, в угоду обществу, а граффити больше про протест. Если рассматривать граффити с точки зрения субкультуры, то для прохожего — это больше про вандализм, а для исполнителя — способ выражения себя.
Что таким образом хотят сказать уличные художники? Это делают профессионалы или обычные люди с душой?
Если речь про граффити, то уличные художники, которые исполняют различные непонятные надписи (тэги), рисунки из «деформированных» букв и прочее, навряд ли что-то хотят сказать людям, которые находятся вне этой культуры. Обычно это делается просто для себя, просто потому что, просто душа к этому лежит, хочется выразиться, отточить навык. Хочется видеть, как краска из баллончика (в граффити это называется «банка» от англ. can, cans — банка, банки) или из маркера формируется рисунок или надпись на стене, когда именно ты управляешь ей. А, может быть, и всё вместе. Для кого-то это спасение, кто-то в этом находит смысл жизни, кто-то разбавляет свою серую жизнь яркими красками либо дополняет свою и без того яркую жизнь ещё большим количеством цветов. Что, касаемо, того, кто это делает.
Да все кому не лень, те и делают. Те, кого это когда-то зацепило и не отпускает. Что-то красивое- это, скорее, более профессиональные художники, что-то не совсем непонятное, но качественное и масштабное — мастодонты и основа граффити культуры. Что-то более мелкое и корявое — начинающие ребята. Многое зависит от опыта художника.
Ярко!
В каком возрасте ребята приобщаются к такому виду искусства?
В подростковом возрасте в основном, когда же ещё! Кто-то начинает лет с 10-12, кто-то приходит к этому в 15-16. Поводов может быть много, как и в любом начинании, а может и не быть совсем, но это уже вопрос философский.
Почему граффити/стрит-арт, по вашему мнению, до сих пор у нас является неофициальным, запрещенным?
Во-первых, потому что отчасти все эти факторы являются составляющими нашей культуры, наверное, в этом заключается «романтика» — в хорошем смысле. Во-вторых, нет диалога между художниками и чиновниками, никому это неинтересно, всех, видимо, всё устраивает. В-третьих, еще из-за специфики рисунков, людям непонятно, что там нарисовано. А вдруг какая-то пропаганда? Еще один фактор — культура граффити маргинализирована со стороны чиновников. Деньги выделяются только на дешёвую краску, чтобы криво закрасить любым другим цветом надписи на фасадах домов.
«Невозможно щелкнуть пальцами и разрисовать весь город» — художник Алексей Бережнов
Алексей, как мы уже упоминали выше, тот, кому все же удалось прикоснуться к городским зданиям официально. Он ответил на вопрос, почему у нас в городе не так много муралов, а чиновники все же ограничивают в желании разрисовывать фасады домов. Фактически уличная культура существует в подполье и не может выйти на широкую аудиторию. Одна из причин достаточно весомая. Большая часть домов в центре Волгограда является объектами культурного наследия:
— Существует много факторов. Необходимо учитывать, что у нас город исторический. Почти все здания в центре города находятся в зоне охраны архитектуры и памятников. Просто так выбрать здание, где нет окон или достаточно старое и сказать, что, мол, давайте мы его вам разрисуем, так не получится. Был проект, с помощью которого мы «сделали» 9 школ по городу. Изначально под это задумывался Элеватор, а мы могли попасть в Книгу рекордов Гиннеса, потому что там почти 6 тысяч квадратных метров! Но здание Элеватора уникальное, пережило войну, находится в реестре охраны памятников. Выбирали в центре несколько домов — то же самое. Хотели разрисовать № 81 школу, она оказалась на «красной линии», где власти пытаются сохранить вид исторического центра.
Художник подчеркивает, что Волгоград с этой точки зрения город сложный. В центре города, как в Европе, нет ровных промышленных зданий, которые можно было бы использовать. Его мнение — волгоградские чиновники все же «созрели» к появлению креатива на фасадах:
— Если говорить, что город не созрел, я так не думаю. Интерес есть, финансирование найти можно. Каждый год моя команда что-то делает. И так на протяжении уже 4-5 лет. Конечно, такие «бумы», которые происходят в северных регионах, фестивали муралов, наверное, нам не грозят. У них полгода ночь, люди живут и не видят солнца. Естественно, задача у администрации делать все, чтобы город был в радость.
Одна из работ Алексея и его команды
И все же художник не против украсить фасад какого-нибудь дома и в более отдаленном районе Волгограда. Сейчас здесь разрабатывают проект, чтобы задействовать периферийную часть нашего города. Сложно ли просить разрешения у чиновников, интересуемся мы у Алексея. Он утверждает, что нет.
— В Центральной районе с этой точки зрения все достаточно лояльно. Если эскиз адекватный, можно прийти в администрацию. Нам даже помогали, пригоняли большую подъемную машину. Хочу заметить, что это не мгновенный процесс, должно пройти время, что это норма, что это существует, каждый год появляются новые изображения. Невозможно щелкнуть пальцами, и даже при наличии финансирования, разрисовать весь город. Должны быть идеологические предпосылки. Ведь мурал не просто рисунок — это целая концепция!
У Алексея Бережного с командой сейчас прорабатывается концепция про известных волгоградцев. Верит, что вариант, при котором можно будет осуществить идею, найдется.
Подписывайтесь на нас в телеграм-канале!
С художниками общалась Ирина Рассказова
Новости на Блoкнoт-Волгоград