Волгоград Суббота, 20 апреля
Общество, 19.06.2017 17:30

Чиновники Волгограда сами делают из себя посмешище, - заслуженный работник ЖКХ России Олег Капустин

В рубрике «Лица города» сайта «Блокнот Волгограда» о ЖКХ региона рассуждает самый авторитетный волгоградский эксперт в этой сфере, экс-вице-мэр Волгограда, заслуженный работник жилищно-коммунального хозяйства РФ Олег Капустин.

- Олег Семенович, если мы говорим о ЖКХ Волгограда, давайте начнем с того, оправдали ли себя концессии тепло- и водоснабжения?

- Надо смотреть на результаты. Вот сейчас вы видели улицу Советскую? С момента ввода этой теплотрассы, это был год 78,  меняли трубы только кусками. Сейчас ее меняют полностью, теплосеть, от улицы Пражской до улицы Ленина. Причем уже новые материалы используют. Вот концессия теплоснабжения начала работать в прошлом году, и вот уже они успели две котельные сделать.

Если говорить о концессии водоснабжения, мы же видим, какие в городе объемы работ по замене водопровода идут? Такого же никогда не было. Вот в прошлом году 20 км заменили. А «Водоканал» наш в год менял по 2 км.

- Но жители смотрят, в первую очередь, на то, сколько стоит эта вода.

- Но все же относительно. Смотря с чем сравнивать стоимость воды. Понятно, мы раньше гордились тем, что у нас кубометр воды стоил столько же, сколько бутылка молока. А производство воды, ее очистка, подготовка – процессы не дешевые. И если сравнивать с другими регионами – Саратов, Ростов, Краснодарский край, Самара, Воронеж -  то у нас самая дешевая вода. Но изменяться тариф будет, инфляцию никто не отменял. Газ дорожает, электроэнергия, расходные материалы, вот и подорожание воды откуда берется. Поэтому это объективный экономический процесс. Кстати, питьевая вода в Волгограде отвечает всем качествам и всем стандартам. За этим следит просто колоссальное количество людей.

- Волгоградцы умеют экономить воду?

- Нет. У нас люди пользуются водой по принципу – открыли кран и песни поют. Например, в Европе такого нет, там люди очень аккуратно и экономно используют воду. Да даже в Советском Союзе совсем по-другому относились к воде. Я помню, как брился мой отец. Он наливал воду в стакан и вот этого стакана ему хватало, чтобы побриться. А я сегодня как? Кран открыл, и течет она, пока я бреюсь. Сейчас люди стали дисциплинированнее после того, как приборы учета поставили. Мы уже видим, сколько мы тратим. Мы уже не махнем рукой, если где-то что-то потекло, а вызовем сантехника. У нас, к сожалению, нет чувства хозяина в своем доме.

- А насколько сегодня волгоградцы активны в сфере ЖКХ?  

- Ну, вот представьте многоквартирный дом на 100 квартир. И у каждой квартиры свой собственник. Вот как этих людей с разным интеллектом, с разным уровнем ответственности заставить осознать чувство собственности? Даже новые дома, которые строятся за счет людей, дольщиков. И все равно отношение разное. Собрание собрать – это проблема. Принять какое-то решение – это проблема. А потом начинаем жаловаться.

- Жаловаться на УК?

- Да. Вот приходят люди к нам в центр общественного контроля ЖКХ и начинают: «Управляющая компания плохая». Ну, ребята,  это же ваша собственность. Ну вы же сами выбрали УК, отдали ей права управления вашим домом, вы ей за это деньги платите. Она на эти деньги живет. И эта организация вас сделала рабами. Вот это непонятно. Я всегда привожу пример: вот жил на Руси барин, уезжает куда-то, оставляет управляющего, возвращается и спрашивает с него «что, сколько, на что и прочее». Наворовал управляющий, не справляется с хозяйством, барин что будет его терпеть и кому-то жаловаться? Нет, он его тут же уволит и возьмет другого. А мы наняли управляющую компанию, заплатили ей деньги и чуть ли не на коленях просим: "Ну дайте нам отчет о работе, пожалуйста».

- Волгоградцы действительно часто жалуются на работу УК. По логике вещей, если УК работает плохо, жильцы выбирают другую, а мэрия вносит УК в список недобросовестных. На деле же получается, что УК с одними и теми же хозяевами набирают долгов, бросают УК, тут же создают новую и каким-то волшебным образом получают в управление тот же объем жилого фонда. Что это? Коррупция? Или в мэрии не видят, кому отдают дома?

- Ну, во-первых, существует закон, который позволяет заниматься управлением многоквартирными домами только после получения лицензии. Есть лицензионная комиссия в регионе, которая эти и занимается. Я в нее как раз вхожу. Вот мы вчера рассматривали документы четырех компаний. Вот формально у них нет домов, они выполнили все требования, мы не можем не дать лицензию по закону. А вот одна компания из этих четырех – за ней такой след тянется. И мы отказали в лицензии. Возможно, он дальше пойдет в суд, я не знаю, и оспорит наше решение. Или в следующий раз он придет с немного другим названием – не «Волга Сервис», а «Волга Волга», чтобы обойти закон. Бывает и такое, к сожалению.

Поэтому я и говорю, что мы, жители, должны в первую очередь проявлять инициативу. Закон гласит: если 15% домов высказывают недовольство работой УК, компанию лишают лицензии. Так что ж вы молчите, а не высказываете недовольство? Мы понимаем, что там рядом стоит другая, с тем же учредителем.

- Значит, кто-то на определенном этапе закрывает на это глаза?

- Нет, никто не закрывает глаза. Это система такая. Есть закон, есть порядок. И он не идеален, можно схитрить, вот они это и делают. Но с эти можно бороться и перекрыть, так сказать, кислород этим управляющим организациям. Но для этого нужны хоть какие-то действия от собственников. А в идеале – в каждом доме должен быть совет дома, а лучше еще и инспектор, который контролирует работу УК.

У нас, у русского человека душа же открытая, он верит всем и готов последним куском поделиться. А такое отношение – это не всегда хорошо.

- Олег Семенович, аварийные дома – это вечная проблема нашего региона. Почему ее нельзя решить?

- Аварийные дома – это не новость для власти, об этом давно известно. 30 лет было упущено. С 85 года, как появился закон об аварийных домах, закон о приватизации появился, и началось – денег нет! Вечный ответ и отговорка. А я всегда говорю – вообще голову надо включать, мозги. А следующее уже – деньги. Надо думать о том, как работу выполнить, а не как украсть.

- То есть причина, что нет денег на переселение – это не правда?

- Это ведь программа федеральная. И финансируется она и из федерального, и из регионального бюджетов. Но чтобы эту программу выполнить, нужны триллионы. Не миллиарды, а триллионы. Поэтому, конечно, это очень долго. И продвигаться это должно из возможностей федерального и регионального бюджетов. И то количество домов, которые сегодня нужно сносить, оно значительно превышает возможности бюджетов. Потому что 30 лет мы ничего не делали. Но я повторюсь – надо думать и работать, а не воровать. А у нас как? Признали дом аварийным, по закону его нужно расселить в течение года. Поэтому всячески этот процесс признания тормозят.

- Как в доме на Невской? Который рушится, но при этом он не аварийный?

- О проблеме дома № 2 на Невской давно известно. Уже лет 10 говорят про этот угол. И что ждали? Обрушения?? Можно же было и раньше обследовать фундамент, укрепить его. Инженерных решений масса. Нет, мы ждали, когда наступит критическая ситуация.

- И чья здесь вина?

- Муниципалитета. В первую очередь. А так - все виноваты. И жители других подъездов, которых это не беспокоило. У нас же как? Надо кровлю ремонтировать. Девятые этажи кричат: «Надо кровлю ремонтировать!». От первого по третий говорят: «Да не, потерпим». Потекло в подвале. Первые этажи говорят: «Надо срочно трубы менять», а девятый говорит: «Да потерпим». Вот так мы потеряли хозяина дома и вернулись к колхозу – «Все вокруг колхозное, все вокруг мое».

- Накануне в Волгограде в одном аварийном доме обрушился потолок в квартире, в другом – чердак. Извечный вопрос – кто виноват и что делать?

- Ну, во-первых, за это должна отвечать управляющая компания. Она эксплуатирует этот дом, и вообще работники управляющей компании должны хоть иногда подниматься на чердак, смотреть, в каком там все состоянии, спускаться в подвал, делать обход квартир, общаться с людьми.

- Но УК же понимает, когда берет старый дом, что работы там больше, чем в новостройке?

- Понимает. Но понимает еще и то, что в новостройке обслуживание квадратного метра стоит 20 рублей, а в старом доме – от 5 рублей. Потому что в новостройке и лифты, и дымоудаление, и прочее. Но тут и умение руководителя сразу видно. Если ты пришел этим бизнесом заниматься, то думай, решай. Еще много лет назад все говорили, что никогда частник не придет в коммунальное хозяйство. А я говорил: «Подождите, война будет, как на нефтяном рынке». И мы эту войну за дома уже видим. Инвестиции в коммунальное хозяйство очень долгие. Надо ждать, пока все эти вложения окупятся.

Поэтому, что касается аварийных домов, над не ждать, пока что-то рухнет, надо мониторить аварийные дома, нужно возрождать у нас в городе систему маневренного фонда.

- Сейчас маневренного фонда в Волгограде нет?

- Практически нет. Вы знаете, как раньше делался капитальный ремонт домов? Всех жильцов на месяц переселяли в другие квартиры, квартиры маневренного фонда, и делали капитальный ремонт. Действительно капитальный, не только красили стены, но и укрепляли их, укрепляли фундамент, делали кровлю.

- Это какие годы?

- 60-е, 70-е. Отношение к работе было другое, осознанность была. Я вот проехал по Третьей Продольной, в самом начале ее ремонта, звоню и говорю: «А это у вас такая технология новая? Может, что-то поменялось, я что-то пропустил? Почему вы сначала положили асфальт, а потом начали бордюры делать?» Ведь сначала идет подготовка, делаются бордюры, устанавливаются люки, а потом уже кладется асфальт. А здесь уложили асфальт, а потом начали его ломать. А на улице Володарского что делали? Вы видели? Положили асфальт, люки оказались выше уровня дороги, а чуть дальше люки оказались закатанными. Тогда они начали рубить свежий асфальт вокруг люков. Так и хочется нашим чиновникам подарить нормы ремонта дорог.

- Вспоминается сразу история в Гумраке, когда дорогу к аэропорту к ЧМ-2018 сделали, вот только так делали, будто забыли о том, что там люди живут.

- Вот вы правильно сказали – люди. Это ключевое. Мы о чем думаем? О трех матчах? Или о людях, которые живут в нашем городе? И почему нельзя было сразу подумать, чтобы не доводить потом до митингов, пикетов в Гумраке с надписями на домах. Ну что же мы устраиваем посмешище-то? Чиновники сами делают из себя посмешище для людей.

- Олег Семенович, у вас большая политическая биография – практически 40 лет. Вы были даже вице-мэром Волгограда. Вот, сравнивая различные системы управления городом, на ваш взгляд, какая более эффективна? Прямые всенародные выборы мэра или существующая?

- Прямые. И мы об этом провозгласили 20 лет назад, потом от этого отошли. А сейчас опять возвращаемся.

- Вернемся?

- Обязательно. Мы были не готовы к этой свободе. Мы глотнули ее воздух и задохнулись. Демократия – это не безвластие, не надо путать. Вот в ЖКХ порядка 100 законов уже принято, регламентирующих эту сферу. А почему мы тогда стоим, не двигаемся? Почему закон не работает? Значит эти законы или не исполняются, или обходятся.

- От профессионализма команды управленцев зависит не только качество принимаемых решений, но и качество исполнения. В прежние годы люди проходили рост поэтапно. Сложно было представить, чтобы должность руководителя структурного подразделения получил чиновник, не имеющий опыта работы в этом направлении. К сожалению, сейчас это случается. Как вы оцениваете управленцев?

- Когда президенту звонят и говорят: «У нас крыша течет, помогите», это позор для местных властей. Где же все муниципальные чиновники, где они? Человек ведь не с радостью обращается к президенту. Это значит, что на местном уровне ему отказали, проблему не решили. Я никогда не боялся встречаться с людьми и говорить с ними. Как бы горько не было, я всегда говорил людям правду, даже если им это не нравилось. Меня и в заложники жители брали. И ничего. С людьми надо встречаться, им надо объяснять. Я когда работал вице-мэром, под 400 человек принимал за год. Даже если 10% из них удавалось помочь, это хорошо. Но говорил я людям всегда прямо – это можно сделать, а это нельзя, по таким-то, по таким-то причинам.

Я вот состою в комиссии по оценке органов власти. И вот респонденты, которые принимали участие в оценке, а их порядка 37 тысяч, уровень положительной оценки там примерно 60%. А я лично на троечку оцениваю по пятибалльной шкале. Я уже назвал одну причину – отсутствие контакта с жителями. Не надо устраивать показательные публичные слушания и прочее, надо просто разговаривать с людьми. Другая причина – нереализованные обещания.

Вот по этому троллейбусу в Кировском районе власти меняли свое решение три раза. Подождите. Ну если вы уверены в том, что вы правы, что так будет лучше, что так целесообразно, почему вы меняете свое решение? Почему вы его не отстаиваете? Почему вы не встречаетесь с жителями и не объясняете им, что так правильнее, нужнее?

- А какой бы вы задали вопрос Владимиру Путину?

- Куда мы идем? Чего мы хотим достигнуть? Не могу понять, что мы строим. Потому что все остальное, что у нас происходит – это неизбежно, к сожалению. Это - открывайте «Капитал» Маркса, там все написано. А вообще, я бы ему пожелал здоровья, выдержки, потому что такую ношу тащить столько лет в этих условиях – это очень не просто.

- Олег Семенович, а какой период в своей политической карьере вы считаете самым успешным?

- Когда я работал генеральным директором «Жилкомхоза». Это были годы развала. 8 лет я проработал, и моя задача была – не развалить окончательно жилищно-коммунальное хозяйство области, и мы с этой задачей справились. Более того, мы еще и укрепили материально-техническую базу. А главное – в эти годы удалось возродить предприятие «Городские тепловые сети».

Новости на Блoкнoт-Волгоград

Будь в курсе событий!
Подпишись на «Блокнот Волгоград»
в Телеграм.

Подписаться

  Тема: Лица города  
ВолгоградКапустинЖКХУК
0
1