Иерей назвал фильм «Левиафан» образом мертвого Бога
Представители духовенства и власти в Волгограде поделились впечатлениями о скандальной картине
В России состоялась премьера фильма Андрея Звягинцева «Левиафан». Страшный сюжет привел общество в большое потрясение. Режиссер затронул тему Бога и его присутствия в жизни русского человека. Он показал пороки современного духовенства и высказал мысль, что Бог – мертв, а даже если был бы жив – всё равно не смог спасти.
Фильм собрал множество международных наград за лучший сценарий. Он номинирован на «Оскар». Корреспондент «Блокнота Волгоград» побеседовала с иереем Владимиром Аврамовым о Боге, мате и русском народе.
- Владимир, скажите, согласны ли вы с изображением Звягинцевым духовенства в «Левиафане»?
- Нет. То, что показано в этом фильме – антихристанство. Звягинцев говорит о том, что церковь потеряла возможность спасения человека. Но ведь христианство не уходит от проблем, оно помогает всем нуждающимся. Как говорится: «Церковь не для здоровых, а для больных». И с Божьей помощью выход можно найти из любой ситуации. А тут изображено наоборот, что Бог (в фильме отождествлен синему киту) – мертв и спасти не сможет. А даже если был бы жив – все равно не помог бы. Получается, что изображенный Левиафан здесь – это мертвый Бог.
- Многие считают, что герои фильма списаны с реальных русских людей. А что скажете на это вы?
- Тут изображены люди, которые пьют водку литрами и матерятся через слово. А мат – слова не простые, они открывают доступ в нашу жизнь падших духов. Я считаю, что нецензурная лексика недопустима, тем более в фильме. Создается впечатление, что вся картина – отрыв Звягинцева от реальности. Ощущение, что он противник России и церкви. Люди, жизнь которых он описывает, они ведь не могут ни плохих, ни хороших поступков совершить. Не бывает того, что делает епископ, поддерживая доведение до убийства и угнетение слабых. Да притом еще герой приговаривает: «Всякая власть от Бога».
- Считаете ли вы, что «Левиафан» опорочил Русскую православную церковь?
- Да, ведь такого быть не может. Конечно, есть единичные случаи, которые создают отрицательный образ верующих и проповедующих людей. Но, чтобы повести себя так, как епископ в фильме – такого не бывает. Я этот фильм расцениваю как антиправославный. Можно к священникам относиться отрицательно, но нужно верить, что в церкви есть благодать, и там даже у плохого священника можно исповедоваться. И я абсолютно не согласен с фразой Звягинцева: «Я верю в Бога, а не в священников». Это высказывание ближе к протестантизму, а не к христианству, к которому относит себя режиссер.
Как признался корреспонденту «Блокнота Волгоград» председатель областного комитета по культуре Виктор Гепфнер, 2 февраля, во время своего приезда в Волгоград, министр культуры Владимир Мединский посоветовал ему посмотреть «Левиафан». Министр рассказал, что от увиденного был в шоке. И до сих пор находится в недоумении, как настолько придуманную жизнь можно было перенести на реалии русского мира.