Концессионный спрут: как имущество Волгограда отдали в управление частному бизнесу
Читайте также:
Волгоградские депутаты предложили очередную и, увы, не оригинальную идею для спасения еще одной отрасли городского хозяйства. На этот раз речь идет о спасении муниципального электротранспорта Волгограда за счет передачи его в концессию.
Разбираемся, что это значит, что местные власти уже отдали в концессию и чем это обернулось.
Что такое концессия
Концессия — одна из форма партнерства государства и бизнеса, которая предполагает выгоду для обеих сторон. Тот, кто передает имущество в управление, называется концедент; частный бизнес, берущий на себя определенные обязательства по управлению этим имуществом, - концессионер. Имущество, которое передается в концессию на определенный концессионным договором срок, остается в государственной собственности. Концессионер берет на себя обязательства инвестировать в объект определенную сумму, взамен ему дают возможность распоряжаться концессионным имуществом и получать из него прибыль. Авторы механизма концессий исходили из того, что частник умеет управлять имуществом более эффективно, кроме того, эффективность вырастет за счет инвестиций.
Концедент, в нашем случае муниципалитет, избавляется от головной боли управления имуществом и по истечении срока концессий получает это имущество в улучшенном (модернизированном виде).
Как видим, на бумаге все получается гладко. На деле — реализация концессионных соглашений содержит множество подводных камней.
Что уже отдано в Волгограде в концессию
Огонь и вода
На слуху у волгоградцев два концессионных предприятия, в названиях которых прямо фигурирует слово концессия — ООО «Концессии водоснабжения» и ООО «Концессии теплоснабжения». На деле список имущества, которое муниципалитет уже отдал в частные руки, заметно шире.
На официальном сайте администрации Волгограда содержится упоминание о трех концессиях.
Пионером волгоградских концессий стало ООО "Концессии водоснабжения". Открытый конкурс на передачу в коммерческое пользование объектов холодного водоснабжения и водоотведения до 31 декабря 2044 года состоялся в 2014 году. Концессионное соглашение администрация Волгограда подписала в 2015 году.
На сайте концессий водоснабжения прописаны обязательства концедента и концессионера.
99% доли ООО "Концессии водоснабжения" принадлежат АО "Инвестиционная компания "Лидер", основной вид деятельности - брокерская по сделкам с ценными бумагами и акциями.
По итогам 2021 года чистый убыток ООО "Концессии водоснабжения" составил 2,3 миллиарда рублей.
С первого дня работы и по сегодняшний день волгоградцы заваливают редакцию "Блокнот Волгоград" сообщениями о многочисленных авариях и длительных отключениях водоснабжения. Если исходить из заявленных целей концессий обновить инфраструктуру, то таких обращений должно становиться меньше. Но все становится ясно, если посчитать, сколько денег из обещанных концессионер вложил в волгоградский водопровод в реальности. Всего до до 2044 года ООО «Концессии водоснабжения» пообещали инвестировать 58 млрд рублей. Однако на 2021–2023 годы запланировано инвестировать лишь сотую часть от этого объема - 0,58 млрд рублей или по 193 с небольшим миллиона в год. Разумеется, при таких вливаниях ни о какой масштабной замене труб речи в городе-герое не идет.
Как видно, миллиардные доходы не мешают концессиям показывать миллиардные же убытки. В минувшем году лепту в снижение доходной части компании внесли и гигансткие штрафы. В начале года Росприроднадзор оштрафовал «Концессии водоснабжения» на 550 миллионов рублей. Дело о загрязнении Волги взяла под свой контроль глава Росприроднадзора Светлана Радионова.
Волгоградский бизнес и вовсе обвинил ООО "Концессии водоснабжения" в манипулировании результатами анализов и желании покрыть свои убытки за счет работающих предприятий. Предприятия считают, что компания занимается узаконенным рэкетом и предъявляет бизнесу необоснованные претензии.
В 2016 году по схеме "Концесссий водоснабжения" в Волгограде частнику отдали горячее водоснабжение и объекты теплоснабжения города. В рамках инвестиционной программы компания «Концессии теплоснабжения» пообещала вложить в модернизацию системы теплоснабжения Волгограда до 2045 года 29,6 млрд руб. Предполагалось, что это сделает работу предприятия безубыточной, а главное обеспечит возвратность инвестиций. На деле на 2021–2023 годы ООО "Концессии теплоснабжения" обозначели размер инвестиций всего в 1,5 млрд рублей - по 500 миллионов в год. В мэрии честно ответили, что этих денег хватит лишь на реконструкци сетей с большим износом.
ООО «Концессии теплоснабжения» также завили, что для финансирования проекта планируют осуществить размещение облигационного займа с индексируемым номиналом. Традиционно приобретателями такого рода активов становятся негосударственные пенсионные фонды. Организатором финансирования стало ЗАО «Лидер» (Компания по управлению активами пенсионного фонда).
Свет
В 2018 году мэрия Волгограда в лице тогдашнего главы Виталия Лихачева подписала концессионное соглашение о передаче в частное управление сроком на 15 лет объектов наружного освещения некоему ООО «Светосервис-Волгоград», компании с уставным капиталом в 50 тысяч рублей и созданной за год до заключения концессионного соглашения. На тот момент гендиректором ООО «Светосервис-Волгоград» был Александр Воцко, который и на тот момент, и сейчас является руководителем АО «Волгоградоблэлектро» (85% акций принадлежит комитету по управлению государственным имуществом администрации Волгоградской области).
Фото Воцко возглавляет компанию, которая сейчас сама решила стать концессионером. На этот раз - горэлектротранспорта
Концессионное соглашение по передаче объектов наружного освещения заключили с компанией, созданной всего год назад.
Учредитель компании, - бизнесмен Георгий Боос, бывший губернатор Калининградской области и миллиардер. Георгий Боос является учредителем 48 компаний, стоимость которых на момент написания материала оценивалась в 6,2 миллиарда рублей.
ООО «Светосервис Волгоград», которое входит в бизнес-империю Георгия Бооса, стало единственным участником конкурса на заключение концессионного соглашения с волгоградской мэрией. Это соглашение предусматривало четырехлетнюю программу модернизации, в ходе которой бизнес намеревался вложить в ремонт старого и строительство нового светового оборудования около миллиарда рублей. Первоначально соглашение предусматривало замену и строительство 6700 светильников, 5974 опор, 164 шкафа управления освещением, 242,7 км. линий наружного освещения. Но в 2021 году компания отчиталась, что по итогам выполнения четырехлетнего плана эти показатели улучшила. В итоге было заменено и смонтировано в рамках нового строительства в сумме 9533 светильника, 6158 опор, проложено 315 км. линий наружного освещения. По увеличенному плану была проведена замена 3756-ти устаревших газоразрядных светильников на энергоэффективные светодиодные, 1634-х старых железобетонных опор на металлические, 76-ти старых шкафов управления наружным освещением на современные, было реконструировано 123 км. линий наружного освещения. В рамках нового строительства установлено 4524 опоры, смонтировано 5777 светильников, 88 шкафов управления наружным освещением, проложено 192 км новых линий наружного освещения. Работами были охвачены все восемь районов города, более 200 улиц.
Впрочем, гладко и красиво получилось только в официальном релизе компании-концессионера. На деле на сайте администрации Волгограда опубликован ряд дополнительных соглашений с концессионером, в том числе и о переносе заранее запланированных сроков инвестирования и, соответственно, проведения работ.
Тем не менее в Волгограде работа световых концессий вызвала наименьшее количество претензий со стороны жителей в сравнении с другими попытками передать муниципальное имущество в управление частному бизнесу.
Вслед за Волгоградом империя Бооса заключила концессионные соглашения в Солнечногорске, Электростали, в Панчево (Сербия), в Богородском городском округе Московской области – с октября 2021 года, в Благовещенске – с апреля 2021 года.
ЦПКиО
Намного менее удачным для мэрии стало заключение концессионного соглашения с ООО "Парк". Центральный парк культуры и отдыха (ЦПКиО) администрация Волгограда отдала в концессию перед ЧМ-2018, в 2017 году, сроком на 39 лет. По соглашению инвестор пообещал вложить в модернизацию парковой зоны около 330 млн руб. Срок действия соглашения — 39 лет.
При этом горожанам обещали, что самый популярный парк города приведут в надлежащий вид, оснастят современными аттракционами и сделают образцовым местом отдыха. В официальных релизах писали, что после передачи в управление частнику ЦПКиО превратится в уникальный рекреационный объект, станет импульсом для развития туристической инфраструктуры Волгограда и укрепления экономического потенциала региона в целом. На территории парка общей площадью 23 га обещали новые деревья, кустарники, цветники, создать спортивные площадки, детские аттракционы, открытый театр, аквапарк, этнокультурный парк «Казачий курень» и ряд других объектов для активного и семейного отдыха.
Некоторые из обещаний концессионер все же выполнил, но с очень большой задержкой. К началу ЧМ-2018 парк предтавлял собой печальное зрелище, а приглашать туда гостей города было откровенно стыдно. С 2019 года поставщики ООО "Парк" дружными рядами пошли в суд. Иски отличались разве что суммами. Суть была одна - все требовали оплаты за поставленные товары или выполненные работы.
В 2020 году ООО "Парк" неожиданно для всех само подало в суд на администраци Волгограда, обвинив ее в незаконном обогащении. Суд концессионер выиграл: мэрию обязали выплатить концессионеру 12 миллионов рублей. Все время, пока шел суд, волгоградцы продолжали удивляться убогому состоянию парка, который превратился в засушенный гербарий.
В 2022 году ситуация с долгами ООО "Парк" не меняется. Партнеры концессионера все так же вынуждены обращаться в суд с требованием выплатить им причитающиеся деньги за давно поставленный товар или услугу.
Ситуация в ЦПКиО начала меняться лишь после того, как в компании сменился директор. Директором ООО «Парк» вместо Петра Пигалева назначили руководителя парка «Раздолье» в пойме реки Царицы Андрея Еркина. Он признал, что получил в наследство достаточно проблемное хозяйство, но энергично взялся за дело. Уже этим летом волгоградцы заметили, что парк начал преображаться к лучшему. И это касается не только состояния заленых насаждений, среди которых наконец исчез сухостой.
В июне 2021 в ЦПКиО Волгограда объявляли о создании пруда для лодочных прогулок. Примерно через год, в июле этого года, в ЦПКиО открылся один из крупнейших в стране детских бассейнов.
Волгоградцам обещают, что ЦПКиО станет одним из лучших парков в ЮФО.
В октябре концессионер объявил о планах построить самый большой в городе каток на 2000 квадратных метров. Бассейн создают на базе плавательного объекта "Лагуна". Обещают, что летом здесь можно будет плавать на лодках, а зимой - кататься на коньках.
Несмотря на все перемены, компания все еще показывает отрицательный финансовый результат.
Кто стоит за парковыми концессиями?
Три четверти уставного капитала компании принадлежат бизнесмену Нодирхону Касымову. Он также является соучредителем еще трех крупных организаций: ООО "Фортуна", ООО "Тога" и ООО "Волгастилл". Совладельцем ООО "Фортуна" и ООО "Тога" является известный волгоградский предприниматель Эльдор Азизов, учредитель ООО "Никохим", ООО "Комбинат питания" и ООО "Гостиница Волго-Дон".
Фото: скриншот ресурса audit-it.ru
Татьяна Шведова также является учредителем нескольких компаний. Причем из списка видно, что круг их интересов с Касымовым тесно перепелатается.
Концессии электротранспорта
Идея передачи в конциссию имущества МУП "Метроэлектротранс" еще только обсуждается, но уже вышла на федеральный уровень. Как оказалось, тема износа городского электротранспорта актуальна не только для Волгограда, но и в принципе для городов России, где фиксирут изношенность подвижного составав в 50-70%. Именно поэтому тему вынесли на большие парламентские слушания, посвященные проблемам электротранспорта в регионах.
Что не так с волгоградским электротранспортом?
Первая и главная причина, по которой зашла речь о передаче горэлектротранспорта в концессии - убыточность МУП "Метроэлектротранс". О перспективе передачи в концессию электротранспорта в Волгограде говорят еще с 2019 года. Но только при мэре Владимире Марченко дошло до конкретных предложений в этой сфере. К 2021 году объём субсидий из городского бюджета вырос до 712 миллионов рублей в год. При этом предприятие все еще остается убыточным, а кредиторская задолженность МУПа на 1 августа 2022 года составила 718 миллионов рублей. Выбирая между дальнейшим наращиванием размера субсидии из горродского бюджета и передачей в концессии, депутаты логично сделали ставку на концессии. Тем более что в мае 2021 года дошло уже до того, что последний кредит в 518 миллионов рублей МУП "Метроэлектротранс" получил под залог муниципального имущества.
По данным Росстата, из 7,5 тыс. трамваев в стране 66% старше 15 лет. Волгоград в этом плане не исключение. При этом 56% трамваев в стране, или более 4 тыс., эксплуатируются более 25 лет и нуждаются в первоочередном обновлении. Схожая ситуация и в части троллейбусного парка.
Депутат облдумы Рулан Шарифов обозначил и другие причины, по которым власти склоняются в сторону концессий. Но при этом из его слов ясно, что даже обещанные концессионером 12 миллиардов ситуацию с электротранспортом не спасут.
- Говоря о концессионном соглашении, я, в первую очередь, исхожу из реалий. А они таковы – на обновление и развитие сети нужно порядка 60 миллиардов рублей. Откуда для первого этапа возьмутся 12 миллиардов, понимание есть – это, в первую очередь, федеральная поддержка и средства самого концессионера. Поэтому на сегодняшний день передача в концессии – лучший из возможных вариантов работы городского электротранспорта, самого надежного и экологичного общественного транспорта, который мы обязаны сохранить и модернизировать.
Ключевые моменты, которые нужно будет продумать в самом ближайшем будущем – это продление ветки от обувной фабрики хотя бы до Кировского района. Советский и Кировский – это самая развивающаяся часть города, где электротранспорт особенно важен. Кроме того, на площадке «Химпрома» планируется реализация инвестпроекта, который обеспечит работой две тысячи человек. Это огромный трафик, необходимо продумать, как люди будут добираться до работы и домой, - отмечает Шарифов.
Что обещает концессионер
С идеей передачи в концессии имущества МУП "Метроэлектротранс" в Волгоградскую городскую думу обратилось «Волгоградоблэлектро». То самое, которое возглавляет Александр Воцко, лишь недавно покинувший пост гендиректора световых концессий Волгограда - ООО «Светосервис Волгоград». На 31 марта 2020 года 85,45% уставного капитала АО «Волгоградоблэлектро» принадлежали комитету по управлению госимуществом администрации Волгоградской области. Сегодня у акционерного общества нет обязанности раскрывать состав аффилированных лиц, поэтому сиутация могла поменяться.
Кандидат в концессионеры планирует модернизировать систему горэлектротранспорта в три этапа за 12 лет. Общий срок концессионного соглашения при этом составит 25 лет. В ситуации с концессиями света, напомним, инвестор отчитался о выполнении планов по модернизации за четыре года, оставшиеся 11 лет он будет получать с имущества прибыль.
В рамках первого этапа концессионер готов реконструировать 15 км одиночного пути линии скоростного трамвая, 23,7 километра одиночного пути трамвайной линии, провести реконструкцию трех трамвайных депо и 22 единиц тяговых подстанций и питающих линий.
На втором этапе концессионер обещает построить 5 км одиночного пути новых линий СТ. И только на третьем этапе дойдет дело до покупки нового транспорта - 25 трамваев. Впридачу к ним на третьем этапе концессионер готов модернизировать и капитально восстановить 60 односекционных трамваев.
Что не нравится Володину в волгоградских концессиях электротранспорта
На тех самых тематических парламентских слушаниях Володин сказал, что к нему за консультацией обращались волгоградские чиновники. Еще раньше к Володину обратились жители Кировского района, которые прямо потребовали вернуть в южную часть города трамваи. Троллейбус №18 перестал обслуживать Советский и Кировские районы в 2017 году. С тех пор жители неоднократно требовали вернуть им электротранспорт. После многочисленных обращений инициативной группы, которая дошла до Вячеслава Володина и генпрокурора Бастрыкина, волгоградские чиновники пообещали проблему решить и неожиданно выпустили на маршрут... автобусы. Люди назвали издевательством попытки мэрии заменить экологические и удобные троллейбусы автобусами и заявили, что без троллейбуса Кировский район превращается в гетто.
Володин на парламентских слушаниях на примере Волгограда предостерег всех потенциальных концессионеров электротранспорта от ошибок в расчетах эффективности такого способа управления. Он признал, что объем необходимого финансирования таков, что бюджеты не могут тянуть его самостоятельно. Но обращение к концессиям червато другими затратами.
- Дальше будет стоимость билета и компенсация, которую вы можете не потянуть. Вот здесь Волгоград присутствует. Они тоже сначала хотели идти по пути концессий. А потом посчитали, сколько им надо будет компенсировать – получилось около двух миллиардов. Но за два миллиарда они сколько купят троллейбусов даже по 30 миллионов или даже трамваев по 60 миллионов? Это только в год они должны будут отдавать, чтобы удержать тариф на несколько лет. Мы должны это прямо говорить, чтобы все это понимали, - привел арифметику волгоградских концессий Володин.
Если верить озвученным им цифрам, то за 25 лет концессий электротранспорта мэрия потратит только на удержание тарифа 50 миллиардов рублей.
- Модель финансирования общественного электротранспорта в регионах следует учесть в проекте федерального бюджета на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов, так как регионы не справляются с решением вопроса самостоятельно, - отметил Вячеслав Володин.
Тем временем в Волгограде мэрия продолжает решать транспортные проблемы с помощью автобусов и находит в организации троллейбусных маршрутов массу минусов. Так, жителей Кировского района обрадовали возвращением маршрута №18. Но вместо ожидаемых кировчанами троллейбусов маршрут станет автобусным.
- Для начала работы автобусного маршрута муниципальному ПАТП-7 достаточно вывести на линию пять автобусов. В то время как для организации троллейбусного маршрута, оторванного от остальной троллейбусной сети, необходимо обеспечение работы обособленного троллейбусного депо со всеми вытекающими дополнительными затратами – в том числе обеспечением работы диспетчерской службы, ремонтного цеха, комнат отдыха водителей, складских помещений, гаражей для спецтехники, дополнительного штата сотрудников и так далее.
Все выделенные для работы на маршруте № 18 автобусы, в отличие от троллейбусов, являются низкопольными, что делает маршрут доступным для маломобильных групп и более комфортным для всех пассажиров, - так объясняют свое решение в мэрии.
Дупатат облдумы Руслан Шарифов призвал не спешить с выводами и провести совещание по этому вопросу, пригласив на него в том числе и инициативную группу, ратующую за восстановление троллейбусов.
Елена Абдулина
Новости на Блoкнoт-Волгоград