Волгоград Четверг, 25 апреля
Общество, 23.08.2017 16:29

Превратить Волгоград в большой мемориал, и всем уехать отсюда

Этим вопросом задается Андрей Куприков.

Архитектор рассказал всю правду о работе своих коллег и том, как строятся современные многоквартирные дома. Будут ли стоять новые высотки, или их может повалить даже ветер?

- Андрей Александрович, вы активно комментировали события, которые связаны со сносом парка вдов. Одновременно с этим появилась информация о том, что возглавляемый вами институт получил деньги за разработку документации по одному из участков Мамаева кургана. Ваша позиция по поводу «парка вдов» была чем продиктована?

- Мы действительно делаем небольшой объём работ, связанных с изменением охранной зоны, но с другой стороны Мамаева кургана, то есть со стороны Второй Продольной. Там речь шла о введении в оборот очень большого участка земли, который сегодня практически никак невозможно использовать, то есть задача у нас была определить параметры, на каких условиях и в каком качестве этот земельный участок можно использовать. Нас попросили собрать небольшую часть исходных данных, потому что мы в курсе градостроительной ситуации. Соответственно в управлении культуры посчитали, что мы всё-таки можем ответственно и компетентно отнестись к достаточно серьёзной работе. К ситуации с подножием Мамаева кургана, где так называемый «парк вдов» это не имеет никакого значения. Свою часть работ мы выполнили уже давно. Это был контракт на небольшую сумму: цена вопроса там была всего 600 тысяч рублей. 

Если говорить о «парке вдов», то давайте откровенно. В середине 60-х годов действительно много было инициатив различных граждан, которые поддерживались тогдашней властью. Действительно, люди проявили инициативу, высаживали деревья. Это было много лет назад, и какое-то время все поддерживалось. Деревья поливали, за ними ухаживали.

Но потом пришли 90-е годы. Эта территория оказалась бесхозной. Сначала она пришла в запустение, затем захламилась.

Можно ругать за это власть и, конечно, можно ей высказывать это. У нас и заводы закрывались. Тогда было не до зелёных насаждений. Ситуация с «парком вдов» продолжалась бы еще много лет, и никто не обращал бы на нее внимания, если бы не началось благоустройство.

Другое дело да, что возможно ошибка была власти, и я об этом говорил, что граждане не были проинформированы должным образом, о том что, там будет делаться и когда. Люди увидели вышедшую технику, которая начала там вести работы, разумеется это вызвало негодование, возмущение.

Я это все прекрасно понимаю, но мне не понравился информационный шум, чуть ли не истерика, при чем на федеральном уровне. Я давно живу и прекрасно понимаю, что информационные волны с таким накалом и с таким объёмом просто так не появляются. У любой конфликтной ситуации есть заинтересованные лица, которым в той или иной мере выгоден какой-то конфликт вокруг каких-то очень знаковых объектов или событий в регионе. Я посчитал своим долгом высказать своё мнение.

Территория была брошена, в кои-то веке ей решили заняться, привести в порядок: высадить новые насаждения, благоустроить, создать условия для людей. И это вызвало почему-то ужасный негатив.

Я допускаю, что могу ошибаться. Подчеркиваю, что я высказывают лишь свое мнение. Я видел проект и понимаю, о чем идет речь. Когда я узнал, что будет парковка, то сказал, что это замечательно. В летний период приезжает огромное количество автомобилей на Мамаев курган, да и зимой их там много. Людям, которые приехали, чтобы пройтись по Мамаеву кургану, банально негде припарковаться. Реально этой площадки явно не хватает. Я больше скажу, я бы на месте проектировщиков ещё и сделал бы карман вдоль Мамаева кургана для остановки крупных автобусов. Экскурсионные автобусы из Волгоградской области и других регионов перегораживают проспект, а желающих на самом деле посетить Мамаев курган очень много. Эта инфраструктура городу нужна. Ансамбль создавался 50 лет назад, была совершенно другая дорожная сеть, таких задач тогда не стояло.

В итоге эта территория берется на баланс, она будет содержаться в порядке, подрядчик обязуется компенсировать засохшие и не прижившиеся деревья посадкой новых. Сухостоя там не будет. Через год мы увидим совершенно другую территорию. И в итоге конфликты забудутся, и накал уйдёт.

- Почему, по вашему мнению, проблема транспортной загруженности у подножия Мамаева кургана должна решаться за счёт ликвидации парка? Инфраструктура здесь развита: ходят и троллейбусы, и автобусы, и трамваи.  Можно приехать, чтобы погулять, посмотреть, не обязательно же ехать на машине.

- Это действительно можно, но у нас сегодня автомобилизация очень серьёзная. Многие предпочитают приезжать на своём транспорте, чтобы планировать своё время. Нельзя же людям в этом отказывать, да? И ну опять же некорректный вопрос: вот организация парковки осуществляется путём вырубки парка. Давайте всё-таки предметно говорить. Территория была запущена, не поливалась, не содержалась.

Я просто вас спрошу, вот вы собрались поклеить обои в квартире, прожили там 5 лет. У вас какие-то запачканы, а какие-то нет, вы когда их меняете вы же не обдираете несколько полос, а те, что получше, не оставляет. Они же тоже хорошие.

- Это некорректно сравнивать.  Вот представьте, что чья-то бабушка в память о своём муже посадила на Мамаевом кургане дерево. Дерево прекрасно себя чувствует до сих пор, несмотря на то, что не было должного ухода.  Почему его должны сносить из-за того что там нужно провести границы парковки?

- Дело не в парковке. Все это прекрасно, память и так далее, но давайте так, при всем при том официального статуса у этой территории не было. Я тоже сейчас могу в память пойти на Аллее Героев посадить дерево. Например, в память о том, что я когда-то 30 лет назад приехал в Волгоград.

Если смотреть на букву закона, то там по сути дела ничего не было. С другой стороны территорию надо было приводить в порядок, а как вы себе представляете, вот значит мы часть вырубаем, оставляем там какие-то старые деревья, а вокруг них сажаем молодые? Непонятно, как мы проводим там полив и так далее. Вообще, так не делается на самом деле. Я 20 лет проектирую, я вот не знаю, как так сделать можно. Это такая иллюзия дилетантов, которые думают: тут вот можно вырубить, а тут можно не вырубить, вот тут можно оставить.

Есть эмоциональная, морально этическая составляющая, а есть юридическая составляющая. Если бы действительно территория была частью архитектурного памятника, ансамбля Мамаева кургана, тогда бы это была другая процедура.

Я оппонентам всегда говорю: «Ну, скажите, вот парковка нужна вам для приезжающих?». Ответ: «Да, нужна». "Хорошо, тогда скажите, где ее поставить?" Молчание.

- Вы, как архитектор, не видите другой вариант решения проблемы с парковкой?

- Как руководитель проектного института я не знаю, как можно было решить эту проблему по-другому. И я не вижу там проблему: были одни насаждения, стали другие. Если кому-то очень хочется вернуть памятные знаки, то их можно вполне оставить. Насколько я знаю, они там остаются. Не нужно фиксироваться непосредственно на деревьях, речь идёт о памяти.

У нас вообще-то весь город на костях стоит. Волгоград – это одно большое кладбище. Нам теперь не строить? Превратить его в большой мемориал, и всем уехать отсюда?

- Я читала ваш пост в ФБ, где вы высказывали своё мнение по поводу скандала связанного с вырубкой «парка вдов». Вы там говорили о том, что город на самом деле в данный момент деградирует, вам очень печально на это смотреть. Вред  для экологии вы рассматривать не хотите, а парковка нам нужна. Она что, прекратит деградацию города?

- Там речь шла о другом. Меня удивило, что все схватились, активно стали защищать очень небольшой кусок территории, который стал благоустраиваться. Это было в адрес иногородних вообще СМИ и блогеров, которых Волгоград вообще никаким боком не интересовал никогда, но тут они озаботились его парковкой несчастной. Парковка это только часть благоустройства всего участка в 5 гектаров. Парковка займет 0.7 гектара всего. При этом никого не волновала судьба города, что на протяжении последних лет он деградировал: постоянно менялась политическая ситуация, закрывались предприятия, большие проблемы были с ремонтом дорог. И вот только, когда начало что-то делаться, приводиться в порядок, полился негатив.

- Город сейчас обустраивается, но эти изменения волгоградцы воспринимают в штыки.  Начали строить дорогу по шоссе Авиаторов - жители Гумрака вышли с пикетом. Начали менять транспортную схему, опять протесты и так далее. С чем это связано: власть неправильно работает, неправильно доносит информацию для людей, или люди не хотят жить по-другому?

- Здесь целая совокупность определённых предпосылок. К сожалению, последние лет 10 так получалось, что действия власти были не во благо горожан, и любое их мероприятие, любая инициатива оборачивалась негативно.

Уже возник синдром, когда любое, даже положительное начинание, воспринимается в штыки. Людей понять можно, потому что они ничего хорошего не видели, а любое движение оборачивалось проблемами для наших горожан.

Я не идеализирую власть, я являюсь ее традиционным критиком и всегда занимал определённую фронду по отношению к власти. Но, когда я критиковал, то указывал на конкретные вещи, которые можно было бы сделать по-другому.

- Андрей Александрович, вы по базовому образованию школьный учитель, вам пришлось работать в школе?

- У меня была практика... Я просто заканчивал учиться в 93-м году, как раз эпоха слома государства. Я не планировал вообще работать в школе. Я хотел делать партийную карьеру.

Когда я учился, у меня была хорошая перспектива через несколько лет стать директором школы. Это был очень весомый социальный статус. Для мужчины это была вполне приличная работа.

Ну а потом коммунизм закончился, партия закончилась, и я ушел после института в бизнес.

- Вы были молодежным активистом в советские времена. Вы можете сравнить советскую молодёжь и современную? В чем разница?

- Есть очень хорошая притча. Чем отличаются комсомольцы 30-х от комсомольцев 80-х? Комсомольцам 30-х всё было по плечу, а комсомольцам 80-х все … Я не знаю, как ты это запишешь. Вот и всё.

 - Андрей Александрович, вы часто критикует власть за отсутствие градостроительной политики, в то же время сами же архитекторы вносят свой вклад, по сути, в уродование города, потому что ни одна стройка не начнётся без архитекторов.

- Не согласен. Дело в том, что к сожалению, в последние годы окончательное решение принимал не архитектор, а тот кто платил деньги – заказчик. У нас профессия "архитектура" была уничтожена, также как и уничтожен был статус главного архитектора города и главного архитектора области. Практически эти структуры были упразднены, все было поставлено на удовлетворение интересов денежных мешков, а денежный мешок всегда подходил так: ему плевать как это выглядит, главное, чтобы это было дёшево и быстрее отбивались деньги. Архитектору нужно было как-то зарабатывать себе на жизнь, и ему диктовали: либо ты делаешь так, либо ты идёшь на фиг и это сделает кто-нибудь другой. И архитекторы плевались, но были вынуждены.

Это все равно, что безработному музыканту, который пишет классику, заказать шансон. И он от голодухи вынужден писать эту блатную музыку. Вот то же самое у нас произошло в архитектуре, и до сих пор это происходит.

- Бытует мнение, что многоквартирные дома в Волгограде в последнее время строятся очень низкого качества. Это так?

- Я бы так не сказал. Дело вот в чем, любой проект проходит экспертизу: государственную и не государственную. Застройщик несёт уголовную ответственность, в том числе, если жизнь граждан будет подвержена опасности. Другое дело, часто бывает, когда не соблюдаются технологии и материалы применяются при многоэтажном строительстве на пределе своих физических свойств.

То есть речь идет о том, что по теплопроводности, по прочности – всё это на пределе. Раньше всё-таки строили с определённым запасом, с учётом износа, изменений климатических условий. Сейчас все на пределе, и часто нарушается технология проектирования. Это не несёт опасность, но это оказывает влияние на качество. Грубо говоря, если вы чуть-чуть неправильно положили кирпич, особенно в многоэтажных монолитных домах, или не так положили утеплитель, со временем он просядет, начнет продуваться. Люди, которые там живут, начинают больше платит тза отопление.

Но опять и этому есть объяснение. Сегодня строительная отрасль у нас оказалась брошенной, государство из неё вышло. Застройщики кредитуются под огромные проценты, и у них просто не хватает денег, чтобы строить качественно, потому что качественное строительство - долгосрочное и затратное.  

Плюс не забывайте временные сроки. Раз кредит дорогой, значит надо быстрей построить, чтобы отдать, поэтому здесь уже не до качества. Это государственная проблема.

Но жить в современных домах безопасно, а вот насколько комфортно - уже другой вопрос.



 

Новости на Блoкнoт-Волгоград

Будь в курсе событий!
Подпишись на «Блокнот Волгоград»
в Телеграм.

Подписаться

  Тема: Лица города  
Волгоград
0
0