Тогда и сейчас: знаменитое на весь мир здание в Волгограде, выстоявшее благодаря своей уникальности
Читайте также:
- «Пустили там, где это не надо»: на изменение маршрута №46с пожаловались пассажиры в Волгограде (11.03.2021 18:08)
- Из-за ревнивой жены волгоградец до смерти забил пенсионера приемами ММА (11.03.2021 15:27)
- Участник проекта «Сбросить лишнее-4» качает пресс, сидя на диване (11.03.2021 15:00)
Здесь, кажется, давно остановилось время, оно застыло в знаменитой мельнице Гергардта еще зимой 1942 - 1943. Сегодня «Блокнот Волгоград» публикует историю знаменитой на весь мир мельницы у стен здания музея-панорамы «Сталинградская битва». Действительно сильное впечатление немой свидетель войны производит на тех, кто видит руины мельницы впервые.
Здание мельницы Гергардта — здание паровой мельницы, которое типичино для начала 20 века. Ни автор проекта, ни строитель, ни архитектор здания неизвестны до сих пор.
История выстоявшей в войну мельницы начинается в 1899 году, семья немецких предпринимателей Гергардтов получила разрешение на постройку мукомольного комплекса на северной окраине Царицына, на «Балканах». Гергардты – семья купцов, выходцев из Самарской губернии. Им выделили участок под номером 346. Уже летом 1900 года мельница была введена в эксплуатацию, а продажи муки начались 1 августа. Мельница смогла исправно проработать в течение 7 лет, ну а после сгорела. И Гергардты решили построить новое здание. Мельница оказалась одним из первых зданий в Царицыне, построенных с несущим железобетонным каркасом и внешней оболочкой из кирпичных стен. И к тому же была побелена. Часть побелки можно видеть на исторических стенах, испещренных пулями и осколками, и сейчас. Все было рассчитано на работу тяжелых механизмов мельницы, в первую очередь мукомольных машин.
На самом деле мельница являлась целым пищевым перерабатывающим комплексом. Здесь Гергардтами была продумана рыбокоптильная, маслобойная и хлебопекарня. А также склады с готовой продукцией, они располагались в меньшей части здания — южной. В северной находились цеха.
Для того времени мельница была очень хорошо оснащена технически. Например, независима от городских электросетей, имела собственную котельную, о которой сегодня современным потомкам напоминают остатки кирпичной трубы.
На обеих торцевых стенах на уровне крыши сохранилась надпись «Гергардтъ» — фамилия владельца, поволжского немца Александра Гергардта. Эта же надпись выложена кирпичом другого оттенка на волжской стороне здания, на 5 этаже, по букве между оконными проёмами.
Сегодня гости города видят стены мельницы, на которых сотни и тысячи следов от пуль и осколочных «ранений», окна исковерканы взрывами. Кое-где они по сей день заложены кирпичом — бывшие амбразуры для пулеметов. Крыша мельницы давно рухнула, в проломах и перекрытиях — огромные дыры. Внутри опасно. Все это можно разглядеть с улицы. И задуматься. Проемы в мельнице специально закрыли от любопытных, желающих попасть вовнутрь.
До 1980-х сюда еще водили на экскурсии музейные сотрудники музея-панорамы. Однако уже долгие годы сюда не водят посетителей, внутри слишком опасно. Известно, что главной вехой в жизни мельницы стала переломная для страны Сталинградская битва. Можно сказать, что мельница и немой свидетель боев, и защитник нашего великого города.
Свои функции она исправно исполняла до 14 сентября 1942 года, в советское время она была национализирована и получила №4. В 1929 году ей было присвоено имя Константина Грудинина. Остановили сердце мельницы фугасные бомбы, здание горело. Когда в Сталинграде велись бои, жилая застройка становилась так называемыми узлами обороны. Выбирались здания с мощными стенами и подвалами.
К 20 сентября в мельнице оборону занял 3-й батальон 42-го стрелкового полка 13-й гвардейской стрелковой дивизии. Здание мельницы стало в дни обороны штабом и укрепленным пунктом соединения генерала Александра Родимцева. С запада от мельницы «засел» немец. Мельница, дома Павлова и Заболотного стали «Пензенским» узлом обороны (по названию Пензенской улицы). Здание мельницы осталось единственным многоэтажным зданием в районе центральной набережной, удерживаемой советскими войсками, как очень массивное и прочное.
В общей сложности здание мельницы находилось в полуокружении 58 дней. За эти дни она, кажется, выдержала все уготовленные испытания: попадания гигантских бомб, снарядов. Каждый метр стены был иссечен снарядами, пулями и осколками. Взрывам здесь все-таки удалось выбить качественную немецкую кладку. На мельнице можно рассмотреть даже интенсивность миномётного и артиллерийского огня — минимальные с волжской стороны.
Считается, что здание уцелело в войну только благодаря тому, что в него была заложена предельная прочность и виброустойчивость, так необходимые для работы промышленного оборудования.
В здание когда-то не только водили экскурсии, но и сразу после войны жили. Некоторые помещения отремонтировали и заселили. Даже часть окон застеклили. Но сразу после того, как приняли решение о создании музея-памятника, все следы послевоенного ремонта демонтировали. Строительство музея-панорамы в 70-е оставило мельницу внутри особого двора. Попасть простым посетителям сегодня сюда невозможно. Здание мельницы и музея никак не соединены между собой. Каждое сегодня живет своей жизнью.
Тем счастливчикам, которым удалось все-таки побывать внутри стен разрушенной мельницы, говорят, что здание не любит лишних глаз и визитов, чувствуется, что здесь погибло очень много людей. А несмотря на близость к центру города — внутри тихо и как-то пустынно. Над головой небо, выглядывающее сквозь щели пробоин, полученных мельницей в войну, и огромные бетонные глыбы. Оступившись, можно легко угодить в дыру в полу. А еще в здании постоянно дует ветер и холодно, даже несмотря на теплую погоду на улице.
Сейчас мельница — прообраз одного из тысячей зданий, разрушенных в дни сражений. Она стоит почти в том же виде, в каком осталась после страшных боев 1942-1943. Сегодня о многом молчит историческая мельница Гергардта, но каждый раз продолжает нам напоминать о главном — непередаваемых ужасах войны, и производить поразительное впечатление застывшего времени в камне. Эксперты отмечают, что несмотря ни на что медленные, но разрушения в мельнице продолжаются. Поэтому есть смысл задуматься, как будет сохранено уникальное здание для потомков.
Кстати, известный факт: туристы и жители города часто путают мельницу Гергардта с Домом Павлова. Это два абсолютно разных объекта. Дом Павлова, также героически выстоявший в войну, находится ближе к современной площади Ленина - за колоннадой можно сразу попасть во двор. Еще одно главное отличие - сегодня дом жилой.
Недавно дизайнер "восстановил" мельницу в фотошопе.
Ирина Рассказова
Новости на Блoкнoт-Волгоград