В Госдуме Олег Пахолков начал работу по спасению Волги и Дона от катастрофы
Читайте также:
- В Волгограде суд не смягчил приговор похитителям невесты (16.06.2016 17:55)
- Во время фестиваля красок «Ирис» на набережной Волгограда перекроют движение транспорта (16.06.2016 17:15)
- Под Волгоградом 2-летний мальчик отравился уксусом (16.06.2016 17:07)
Круглый стол на тему экологической катастрофы вокруг Волги и Дона сегодня провели в Госдуме депутаты от фракции «Справедливая Россия» Олег Пахолков и Олег Шеин.
Как пояснил Олег Пахолков, необходимо создать дорожную карту для законотворчества в Госдуме. Депутат родился и вырос в Волгодонске, поэтому он не понаслышке знает, что значит для волгоградского региона потеря Волги.
"Мне не все равно, где будут жить мои дети и внуки. Грязные и запомоенные реки – как зашлакованные вены в организме, человек с ними не может быть здоровым", - пояснил Олег Пахолков.
По мнению депутата, необходимо в первую очередь консолидировать мощное экспертное мнение по всему комплексу вопросов борьбы с обмелением, заболачиванием акваторий. Не меньший ущерб нанесли водоему годы бездумного использования и потребительского отношения к водным ресурсам.
Одно из самых проблемных мест, по результатам исследований экологов, - Цимлянское водохранилище, именно та часть гидроузла, которая соединяет Волгу и Дон. При этом водоем около 8 лет находился в недопустимом для него состоянии маловодья, пока критически не приблизился к отметке мертвого моря - 31 метр. Уровень воды катастрофически быстро снижался. В 2009 году этот показатель составил 32,68 метра, в 2010 году - 31,78 метра, а в 2015-м - уже 31,16 метра.
Олег Пахолков возмущенно заявил экспертам: "За 20 лет рыбы в Цимлянском водохранилище стало меньше в 10 раз. О каком импортозамещении и внутреннем туризме мы вообще можем говорить при таких показателях?"
Депутат обратил внимание в своей речи и на то, что дома и базы отдыха на Волге стали уже строить не ближе к береговой линии, а как можно дальше, запах от воды летом становится слишком невыносимым.
По словам эколога Владимира Шалимова, в таком упадочном состоянии водохранилище находится именно из-за активного использования его человеком. Подтвердил исследователь и обрушение береговых линий, и снижение проточности, и заиливание дна.
"А из-за масштабного сброса неочищенных стоков, - пояснил эксперт, - водохранилище прорастает опасными сине-зелеными водорослями".
Специалисты-экологи уверены, что для экстренного спасения водохранилища необходимо четко продумать и проработать законодательство для разных категорий водопользователей. Помимо этого, надо решать вопросы мероприятий по очистке и водоохранной службы.
Олег Шеин привел жесткие цифры по рыбной статистике. Когда-то Астраханская область давала 80% рыбодобычи по всей стране.
"Но теперь на нижней Волге резко упал уровень паводка, - подчеркнул депутат. - Это сказалось на заиливании и зарастании тростником. Оказались без финансовой поддержки по углублению дна. В свою очередь, из-за этого сократились нерестилища – что повлекло качественное падение добычи рыбы".
На сегодняшний день предприятия по добычи рыбы даже не участвуют в выборе квоты, произошло падение в семь раз за 25 лет. Объем всей рыбной отрасли Астраханской области на сегодня - 0,3% ВРП, то есть, в объеме статистической погрешности бюджета.
На встрече в Госдуме свое мнение и опасения по поводу судьбы Волги и Дона высказал один из старейших специалистов по русловедению, академик Роман Чалов. По словам ученого, за тридцать лет работы по углублению русл рек практически прекратились. И это является серьезной проблемой российской водной системы.
"Подобная ситуация уже была в конце 19 века, - подчеркнул Роман Чалов. - в ряде мест река возвращается к исходному своему состоянию: на перекатах намывает ил и пески, соответственно, глубины падают до 60 см. А ведь это означает полное закрытие реки для судоходства в маловодный период. Кстати, именно так было в прошлом году.
Необходимо отметить, что согласно замерам специалистов, цикл маловодья на реках России только начался и будет продолжаться до 2030 года. Но к этому времени, убеждены эксперты, спасать уже будет нечего и некого. А ведь именно река дает в регионах и рабочие места, и туристов, и налоги.
Академик Чалов сообщил участникам круглого стола и о том, что сейчас сильно увеличились ледовые заторы, а значит, наводнения. Это происходит из-за того, что упала глубина на перекатах.
"Помимо этого, увеличилась блуждаемость потоков, размывы берегов и обмеления акваторий, - рассказал ученый. - Это взаимосвязанный клубок процессов. В условиях массы сливаемых загрязняющих веществ продолжается загрязнение плесов и вторичное загрязнение во время наводнений".
Но что самое страшное, уверен исследователь, реки стали безлюдными, пустые деревни стоят от Вологды до Устюга. А это значит, что реки уже мертвы.
Возможности спасения Волги и Дона участники встречи обсуждали не только в контексте законотворчества. Мнения были разными, но отрицать приближение экологической катастрофы не стал никто.
Депутат Олег Пахолков все привезенные специалистами предложения по спасению рек собрал воедино и пообещал экспертам тщательно проработать их в рамках своих функций депутата и представить в профильные государственные ведомства.