Волгоград обладает особой светоносной силой, – Валерий Макаров
Читайте также:
- Николай Клименти спас десятки человек на пожарах в Волгоградской области (18.01.2017 14:39)
- Два раза в моей жизни пролетал ангел, - ведущий артист Волгоградского молодежного театра Игорь Мишин (16.01.2017 16:26)
- Наеденное у ватерполиста «рассосется» за пару дней, – Владимир Карабутов (11.01.2017 20:10)
- Одинокие люди просят «надавить» на коммунальщиков, – Валерий Ростовщиков (21.12.2016 17:20)
- Муж на родах – лучший помощник врача, - акушер-гинеколог Елена Вознесенская (13.12.2016 15:01)
Благодаря художнику, пейзажи области увидели в Нью-Йорке.
Валерий Макаров – единственный из волгоградских и один из очень немногих российских художников, работы которых выставляются в Европе и США. Несмотря на горячий интерес публики и предложения сотрудничества из Москвы и столиц других государств, с начала десятилетия творец живет на севере родного города. И переезжать никуда не планирует. Почему востребованный пейзажист предпочел куда более ухоженной и перспективной загранице провинцию, он рассказал корреспонденту «Блокнота Волгограда».
– Здравствуйте, Валерий Васильевич! Ваши последние выставки получили широчайший резонанс, раньше в Волгограде такого не случалось.
– Предполагаю, что если бы состоялось не три выставки подряд, а одна, то это не получило бы такой широкой огласки. Да и со Штатами я сотрудничаю не впервые – моя работа находится в одной из галерей Вашингтона. Что касается Нью-Йорка, я, в целом, остался очень доволен. Галереи замечательные, очень уютные. Публика увидела пятнадцать моих картин: виды пригородов Волгограда, парк Гагарина, несколько морских пейзажей. Море, кстати, наше, Черное. На российском берегу есть, что запечатлеть, в отличие от той стороны, где сограждане предпочитают отдыхать.
– А что на счет местного моря?
– На протяжении тридцати лет я готовлю посвященную Волге выставку, но до сих пор не решился представить работы. Мне безумно хочется показать, какая она в Волгограде – очень мягкая, лиричная, камерная. В Жигулях, например, река выглядит совсем иначе. Друзья-художники из этих мест, побывав у нас в области, никак не могли понять, почему на холсте вместо песка у них получается что-то вроде чернозема. Дело в освещении. Волгоград обладает особой светоносной силой, которую я больше нигде не встречал.
– В моей голове не укладывается, почему вы все-таки остались в регионе, хотя много лет прожили в Москве…
– Я давно осел в Волгограде и никуда отсюда не перееду. Кроме того, Москва уже лет пятнадцать назад была очень холодной и прагматичной, и люди вынуждены были подстраиваться под нее – времена заставили. Я не готов работать ради денег, отказавшись от требований своей души. На самом деле, многие мои знакомые, очень успешные и уважаемые люди, сочли бы за счастье жить так, как я сейчас живу – иметь возможность собраться утром, взять этюдник и пойти в парк рисовать.
– А публика в Волгограде есть?
– Я вообще-то патриот и уверен, что если родился именно в Волгограде, то зачем-то здесь нужен. Может быть, чтобы показать мир таким красивым, каким его вижу я, чтобы и другие заметили. Ведь люди у нас прекрасные, только обездоленные. Их поглотили заботы, банальные вопросы выживания. В такой ситуации не до искусства. Что уж говорить – друзья из Америки были в шоке, когда увидели Волгоград. Сказали, что у них в гетто чище живут, чем город-герой… Обидно, просто обидно.
– А о переезде в другую страну никогда не задумывались?
– Мне поступали предложения о работе за границей. Не только в США, я ведь и в Европе выставлялся. Поляки, венгры очень ценят наших художников. Если сейчас меня ограничивает не самое крепкое здоровье, то десять-пятнадцать лет назад я не готов был на длительное время разлучаться с семьей. У меня две дочери, которые тогда были маленькими. Да и на словах обычно эмиграция выглядит заманчиво, а как на деле окажется – кто знает?
– А в России может художник жить богато, как западные коллеги?
– Зарабатывать сложно, но можно. Художник легко может стать известным, если будет писать популярные вещи и часто участвовать в выставках. А вот стоит ли – другой вопрос. Для себя я решил, что если человеку нужны деньги, пусть идет в зубные врачи. Престижная профессия, зарплата хорошая, еще и людям полезен будешь. А штамповать непонятно что за бумажки, внушая, что это искусство, попросту нечестно.
– Что значит – нечестно?
– Представьте концептуальную выставку. Музыка, шампанское… Висят пятнадцать работ. И смотрятся они в этом антураже очень ярко и интересно. Все потому, что художник изначально делал их под эту атмосферу. А принеси такую картину домой – и куда ее? Это как платье с подиума – люди в таком гулять или на работу не пойдут.
– Расскажите, как вы работаете?
– Не поверите, 40 лет пишу и каждый раз не знаю, с чего начать, что получится. Утром просыпаюсь, беру все необходимое – и в парк. Или в лес, горы – смотря, где нахожусь в этот момент. Однажды даже на 3 километра на Эльбрус поднимался. Просто чувствую, что вокруг, и рисую. Кажется иногда, что не сам. Так за год примерно 100-150 этюдов сделаю, из них хорошо, если два станут картинами. Не могут ведь все работы быть хорошими.
– У вас очень необычный мазок, ему сложно научиться?
– Мазку я научить могу, только зачем? Он не специально таким получается, это темперамент, нутро. У Макарова – такой, а у Иванова и Петрова – совсем другой. Каждый человек уникален. Художник интересен именно своими особенностями, которые идут от сердца. Еще отметил, что если с душой пишешь, то получается очень быстро – день-два, ну месяц, если полотно большое.
– Вы все время работаете, работаете… А творческий кризис случался?
– У меня после каждой выставки кризис. Каждый раз думаю – ну вот, старался, а люди не заметили. С годами понял, что большинству искусство не нужно, в их жизни другие удовольствия. Зато как я радуюсь, когда кого-то смог тронуть, заинтересовать. Однажды женщина утром посмотрела мои работы, сказала, что ничего не поняла, странные они. А вечером вернулась, призналась, что целый день о них думала, и ей захотелось посмотреть снова. Я был так рад! Ради этого стоит работать.
– Художники не простят, если не спрошу. Как выставиться в США?
– Никак. Художника могут только позвать, пробиваться бесполезно. Единственный совет, который могу дать – важней быть порядочным человеком, чем хорошим художником. Не отвернулся, выслушал, помог – тебе это вернется. И это правило актуально не только для людей искусства. Знаете, как бывает – вроде чего-то человек добился, деньги получил, статус. Только разговаривать с ним никто не хочет…
Справка «Блокнота Волгограда»
Макаров Валерий Васильевич
Родился 22 февраля 1956 года в Сталинграде.
Лауреат Государственной премии Волгоградской области.
Занимался в изобразительной студии известного художника – педагога Г.Л.Руднева (1968-1974гг).
Закончил живописное отделение Пензенского художественного училища им. К.А.Савицкого (1976-1980гг).
С 1990 года участник Всероссийских, региональных выставок, Биенале.
В 1996 году был принят в Союз художников России.
Провел двадцать семь персональных выставок в России и СНГ.
Работы находятся в музеях страны и зарубежья, в частных коллекциях.
Новости на Блoкнoт-Волгоград