Волгоград Вторник, 26 ноября
Культура, 21.10.2016 18:10

Руководитель НЭТа рассказал, почему в Волгограде актеры не могут стать богатыми

Руководитель НЭТа рассказал, почему в Волгограде актеры не могут стать богатыми

Как сегодня живет и выживет сфера культуры в регионе? Что ее ждет в будущем? Может ли деятель культуры стать бизнесменом и неся культуры в массы, еще и зарабатывать хорошие деньги?

На эти и на многие другие вопросы в разговоре с корреспондентом сайта «Блокнот Волгограда» рассказал председатель общественного Совета при министерстве культуры Волгоградской области, председатель Волгоградского регионального отделения Союза театральных деятелей РФ и художественный руководитель волгоградского Нового Экспериментального театра Отар Джангишерашвили.

 - Отар Иванович, сегодня многие руководители учреждения культуры, с которыми мы общаемся, сетуют на то, что власти побуждают их делать из своих учреждений бизнес-проекты, начинать зарабатывать деньги. При этом руководители говорят, что они этого делать не будут, не могут, не умеют и не хотят. А как вы считаете, это возможно?

-  Не умеют – это одно дело, не хотят – это другое дело, не могут – это третье. Мы все понимаем, в какой экономической ситуации сейчас страна живет, мы понимаем, что такое кризис в целом в стране. И один Волгоград не может существовать отдельно от экономической ситуации. Расходы по стране по бюджету сокращаются. На это существует и постановление правительства, и разные указы президента. И это понятно, что все призывают к оптимизации бюджетных средств. В бюджете мало денег, естественно, бюджетные учреждения культуры страдают по этому поводу.

Мы получаем меньше, чем мы раньше получали, а перспективы не радужные, потому что пока не улучшится экономическая ситуация, мы должны изыскивать дополнительные возможности доходов для того, чтобы сохранить коллектив, сохранить свой бюджет на каком-то приемлемом уровне, который был до 2014 года.

С точки зрения оптимизации, обвинять администрацию нельзя, потому что, в самом деле, когда прижимает жизнь, надо экономить и надо изыскивать дополнительные возможности, либо надо сокращаться и умерить аппетиты, чтобы уложиться в тот бюджет, который у вас есть. Учреждение – это как семья. Мы же покупаем в семью красную икру, когда у нас есть такая возможность, а когда такой возможности нет, мы покупаем кабачковую икру.

 - Но руководители отрасли культуры не хотят быть бизнесменами, для них это звучит дико.

 - Да, другая сторона этого вопроса – неумение и нежелание.  Но нужно научиться делать качественный продукт. В любой рыночной экономике, когда ты что-то производишь, нужно рассчитывать на то, что это кто-то должен купить. Если ты выпускаешь товар, но за этот товар никто не хочет заплатить, за это никто другой, никакой третий дядя платить не будет. Компенсировать расходы на товар, который не востребован, никто не будет. И это касается в том числе сферы искусства.

Есть, конечно, и исключения, есть гуманитарные работы, просветительские проекты, которые, может быть, обществом не востребованы, потому что общество не доросло до этих идей. Эти проекты должны быть обеспечены дотациями. Вот здесь возникает серьезный вопрос к администрации города и области – понимают ли они серьезность и важность реализации подобных проектов? Что нерентабельную, но наполненную духовно часть необходимо учитывать при планировании бюджета и находить средства для ее реализации? Не всегда представители администрации, конечно, вникают в конкретные проблемы, в конкретные проекты, и в этом плане есть у нас непонимания. Надо понимать, что слишком сильно зажимать деятелей культуры все равно нельзя.

 - А у самих учреждений культуры есть интерес зарабатывать дополнительные деньги? Кроме того, чтобы продержаться на плаву?

 - К сожалению, в этом плане власти наши порой непродуманно принимают непродуманные акты, ущемляющие в целом интересы и учреждений культуры, и людей, которые там работают. Вот, например, новые условия оплаты труда, которые приняты в Волгоградской области. В них четко указано, что мы можем поощрять своих работников в размере не более 250 % от минимального размера оплаты труда. То есть, если актер получает 6,5 тысяч рублей по штатному расписанию, то максимальная сумма, которую мы можем ему заплатить – это 30 тысяч рублей.

Здесь возникает вопрос – если мы зарабатываем и имеем возможность заплатить, например, 50 тысяч, почему мы не можем этого сделать? А вот не можем.

 - Можно сказать, что как результат такого законотворчества мы наблюдаем отток культурных кадров из региона?

 - Конечно. Какой смысл нам зарабатывать деньги в бюджет, и какой смысл работать самому артисту, талантливому человеку, сидеть в Волгограде за 30 тысяч рублей, когда в других городах есть возможность заработать раз в 5 больше?

И вот эта утечка кадров – это самая главная проблема. Ведь без талантливых людей, без кадров не может быть культуры. А существующий закон оплаты труда вынуждает молодые кадры уезжать из Волгограда, покидать родные места и отправляться обслуживать столицу и другие города.

И зачем мы будем приносить больше денег в бюджет, пахать за копейки, если нам из этих денег ничего не достанется? Зачем мы будем играть 6 спектаклей в неделю, если мы можем играть 3? Зачем мы будем собирать полные залы, если мы с них ничего не получим? Молодые и талантливые должны зарабатывать столько, сколько они заслуживают, а не столько, сколько кажется достаточным какому-нибудь чиновнику.

 - Отар Иванович, вы сказали, что необходимо производить тот товар, который будут покупать. Но руководители учреждений культуры в один голос говорят, что они производят не товар. То, чем они занимаются, товаром назвать нельзя. Это происходит, потому что специалисты не хотят и не могут мыслить иначе и перестраивать свое отношение к делу, которым занимаются?

 - Вот вы сами и ответили на свой вопрос. Нельзя относиться к этому по-снобистски. Принцип "товар –деньги" никто еще в этой жизни не отменял.  Мы же продаем свой товар? Симфонический оркестр играет музыку, просветительская миссия. Но это товар. Мы все можем хвастаться и бить себя в грудь, что мы выполняем просветительскую миссию, которая не имеет цены. Но мы же за это хотим деньги получить. Мы же не бесплатно зовем публику. Нет, принесите деньги и получите "живую воду", но "живая вода" имеет цену. Поэтому мы обязаны научиться продавать, обязаны научиться зарабатывать, мы обязаны научиться хорошему менеджменту, если мы хотим выжить.

Да, тяжело на периферии это продается. И администрации должна это учитывать. Но дело в другом. Административные и образовательные структуры -школы, институты и так далее -  не хотят приближаться к этой проблеме, они живут самостоятельной жизнью. Мы боремся самостоятельно за духовное образование людей, а они самостоятельно учат их математике и прочим предметам. И мы вместе никак не смыкаемся. И ни один административный центр не занимается нашим объединением. Нас бы собрали вместе и сказали: «братцы, надо объединяться, чтобы вместе приобщать своих воспитанников к духовному образованию, чтобы это стало каким-то обязательным актом». Вот этого не происходит. И поэтому мы находимся каждый по себе, общего интереса нет, общей цели и задач нет. И как результат – билеты тяжело продавать и в театры, и в музеи и на концерты.

 - Отар Иванович, но вам удалось создать успешный бизнес-проект, товар, который востребован. Причем востребован разными людьми, разного социального положения и возраста. Как вам это удалось?

 - Любой отличный товар создает талантливый человек. Вы же идете по рынку, видите разную картошку, за одну готовы заплатить 20 рублей, а за другую даже 5 не готовы отдать. То, что выращено красиво, культурно, профессионально – пользуется спросом. Вот и в театре также. Успех театра – это конкретные дарования, люди, из которых состоит коллектив.

IMG_7163-9 (1).jpg

 - В 1989 году, когда вы начинали с нуля, причем так достаточно дерзко, вы ломали многие сложившиеся годами театральные устои. Сейчас эта тенденция сохраняется?

 - Конечно сохраняются. В 89 году надо было удивить чем-то публику и напомнить о том, что именно в театре говорят о главном, именно в театре человек может найти себе отдушину, именно в театре он может ощутить себя полноценным человеком, именно в театре можно найти новые способы художественного мышления. И мы это делаем каждый день, каждый год, все наши постановки пронизаны экспериментами с точки зрения художественного мышления и новыми экспериментами с точки зрения привлечения публики.

 - Отар Иванович, вы всегда в интервью и на встречах говорите о том, что театр работает для зрителя и ориентируется, в первую очередь, на его желания. Вот как в этом стремлении не спуститься с высокого уровня?

 - Необходимо знать и уважать потребности публики. Надо считаться с интересами зрителя. Но это не значит, что понимая ваши интересы, я вам даю только то, что вы хотите. Нет. Я иду навстречу к вам со своим багажом и передаю вам его в той упаковке, в которой вы хотите его принять. Но я несу свой багаж. У вас есть гламурный чемодан, например. Но я его нагружаю своими мыслями, идеями, ведь пустой чемодан вам не нужен.

Почему обложку книги все хотят сделать красивой? Для того, чтобы вам захотелось открыть ее, прочитать, посмотреть, что внутри.

Сегодня человеку нужны положительные эмоции. Но положительные эмоции могут быть глупыми, непристойными, а могут быть мудрыми. Вот мы даем нашим зрителям положительные эмоции, потому что они этого хотят, но мы даем им умные положительные эмоции, мудрые, наполненные смыслом. 

Люди приходят к нам после работы, уставшие, оставляют за порогом свои проблемы, чтобы посмотреть спектакль. Потом вернутся домой, займутся семьей, детьми. А затем снова вернутся в театр. Зачем? За просветлением ума и души. Точно не просто посмеяться, для этого есть разные телеканалы, ток-шоу и прочее, то, что доступно, не вставая с дивана. А театр дает совсем другой продукт - образовательный, духовный, продукт для зрителя 21 века, которого мы не считаем идиотами. 

 - А кто они, ваши зрители, ваша публика?

 - Это педагоги, которые учат наших детей, это врачи, которые нас лечат, это сантехники, которые спасают наш кран. Вот это все наша публика, это водители автобусов, которые нас возят. Мы к ним идем, потому что доверяем свою жизнь, здоровье, своих детей. А они идут к нам и доверяют нам свою душу, свои мысли, свою голову, и мы также в ответе за то, что отдаем им в стенах театра, как и они в ответе каждый за свой труд. Мы, по сути, одинаковые все. Разница лишь в том, что один более образованный, один менее образованный, один больше прочитал, второй - меньше, у одного больше житейского опыта, у другого меньше. Все это наши современники. 

И у них нет времени, чтобы думать о тех жизненных проблемах, которые их окружают. Для этого они идут в театр, чтобы узнать, о чем сегодня стоит задуматься и как искать выход из тех сложных духовных ситуаций, в которых оказывается человек. И они находят эти ответы в театре. Находят и возвращаются снова.

Отар Джангишерашвили. Народный артист России, глава Общественного Совета при министерстве культуры Волгоградской области.

С 1988 года - создатель, главный режиссер и руководитель Волгоградского Нового Экспериментального театра;

С 1997 года - профессор кафедры актерского мастерства и режиссуры Волгоградского государственного института искусств и культуры;

С 2005 года - председатель Волгоградского регионального отделения Союза театральных деятелей Российской Федерации.

Новости на Блoкнoт-Волгоград

Будь в курсе событий!
Подпишись на «Блокнот Волгоград»
в Телеграм.

Подписаться

  Тема: Лица города  
ВолгоградНЭТтеатрОтар Джангишерашвиликультура
0
0