Директор «Царицынской оперы» рассказал, почему в Москве эффект пустой сцены стоит десятки миллионов, а в Волгограде 15 тысяч
Читайте также:
- Я же из Кировского, здесь добро должно быть с кулаками, - тренер сборной Волгоградской области по боксу (09.12.2018 18:30)
- После 20 лет на «Химпроме» волгоградец бросил все и зажил счастливо в деревне (30.11.2018 22:00)
- Спасение бездомной собаки подарило мне долгожданное чудо, - волгоградка (19.11.2018 18:00)
- В Волгограде нужно бороться за все, за границей - только за медали, - заслуженный тренер России Анатолий Калашников (11.11.2018 20:39)
Накануне волгоградский театр «Царицынская опера» вернулся со всероссийского фестиваля «Видеть музыку». Это грандиозный проект в сфере культуры, который работал в Москве 2 месяца и объединил 22 театра-участника и «показал» 33 спектакля.
Как показали себя на фестивале волгоградские артисты, и что им больше всего запомнилось, в рубрике «Лица города» - с директором театра «Царицынская опера» Леонидом Пикманом.
- Леонид Борисович, с чем ваша труппа отправилась на фестиваль?
- Еще полгода назад никто не мог предположить, что мы выберем спектакль «Così fan tutte», который шел у нас под названием «Школа любви». Он не был лидером нашего показа, не был той изюминкой, которой бы хотелось начинить этот фестивальный пирог. Но в результате того, что мы немножко изменили имидж этого спектакля, ввели туда других артистов, спектакль ожил. Он получился такой, что в Москве его встретили "на ура". Это классно!
- Вы же ездили за счет гранта?
- Да, и вряд ли в ближайшее время сможем это повторить. А причина банальна. Нам есть с чем ездить, и мы работаем, над тем, чтобы появлялись новые спектакли. Но грант ежегодно выигрывать невозможно. Как говорят, бомба в одну воронку два раза подряд не падает. Поэтому, конечно же, нам надо отойти от этой эйфории, и посмотреть на себя, какие мы, и что у нас за плечами. И Москва тоже должна от нас, от всех - провинциальных театров, отдохнуть. Потому что там, конечно, много и своих прекрасных постановок.
-Значит для волгоградских артистов гастроли – это скорее исключение, чем постоянная практика работы?
- К сожалению, пока да. Выезд для труппы – это всегда хорошо, это опыт, это общение с коллегами, это новый опыт. Правда, слишком много ездить – тоже плохо. Но нам это точно не грозит.
- Почему много ездить – плохо?
- Потому что есть такой опыт, я бы назвал его отрицательным, когда театры, которым регулярно помогают выезжать, вывозят спектакли не для того, чтобы поразить публику, а просто ради того, чтобы "проветрить" какой-то спектакль, может быть удачный у себя в городе, но не в Москве.
- А как критики фестиваля приняли ваш спектакль?
- Мне очень понравилось, что оценка была дана живо и профессионально. Рецензий на спектакль много, их можно почитать. Но главное то, что было сказано между строк: очень крепкий коллектив, серьезный театр. Было отмечено, что еще три года назад никто не знал, что такой театр существует. А фестиваль «Видеть музыку» проводится третий раз. И если в первом фестивале я принимал участие, как частное лицо, то год назад мы вступили в Ассоциацию музыкальных театров, и я представлял театр, как юридическое лицо и серьезный коллектив, то уже в третьем фестивале мы стали полноценными участниками. Такой скорости внедрения в эту семью, достаточно капризную, солидную, которая далеко не всех принимает в свое общество, не предполагал никто, а мы внедрились и на очень высоком уровне.
Хорошо была оценена работа нашего оркестра. Что касается солистов, то критики особенно отметили работу заслуженной артистки РФ Анны Девяткиной. Она пела арию Деспины. И было очень приятно слышать от них, буквально цитирую: «Деспина волгоградского театра достойна самых лучших театральных подмостков мира». Такой оценки были удостоены еще несколько солистов. Но это были очень известные имена, буквально монстры, которые давно ездят, много гастролируют не только в Москве, в Питере, но и по стране.
Конечно, откровенно негативных оценок не было: плохой театр или ужасный театр. Не было и снисходительного отношения, когда жалеют убогого, гладят по головке: «ну ничего, ничего, все будет хорошо». Оценивали четко, жестко, профессионально. Критики ведь хвалить не любят, поэтому к некоторым довольно сурово отнеслись, в частности к тем театрам, которые привезли проходной спектакль. И, конечно, мы бы не хотели быть в их числе.
Поэтому еще раз хочу сказать: будем надеяться на гранты, будем пробовать участвовать в фестивалях за государственные средства, потому что для театра это очень важно! А еще мы будем очень критично выбирать тот спектакль, который повезем.
- А если о негативных моментах поездки? Ведь наверняка они были?
- Единственное что, я бы поменял, это автобус на самолет или даже на поезд. Но, увы! Это, к сожалению, не зависит от нас, потому что финансируют всю бюджетную сферу двумя этапами: сначала дают третью часть, а потом, после приезда, отчета - все остальное. И чтобы отправлять людей на самолетах-поездах, надо иметь в наличии миллиона полтора-два лишних денег, которых у нас нет!
Наверно удалось расставить некие акценты, именно в той части, которая собственно и презентует театр. Мы пытались сохранить спектакль в том девственном виде, в котором он существует. Но московский зритель, возможно, уже привык к более аскетичным постановкам: минимум декораций, лаконичные костюмы. Там совершенно другой уровень акустики, светового, звукового оборудования. При использовании всех этих новейших средств простые, даже черно-белые костюмы, бывают представлены на сцене таким образом, что можно сойти с ума. И декорации тоже могут быть более современными. Но здесь существует очень тонкая грань между аскетизмом и беднотой. Потому что, если Серебренников создает пустую сцену за десятки миллионов рублей, то нам можно сделать пустую сцену за 15 тысяч. И это, как бы ни смешно звучало, - будет видно. Тут надо очень тонко чувствовать границу.
- Леонид Борисович, а как вы продвигаете театр? Такое слово, казалось бы, не очень уместное в сфере культуры, но его приходится применять, чтобы культурные учреждения выживали в современных реалиях, учитывая, какое скудное у них финансирование.
- Хороший вопрос о продвижении. Кстати, его тоже поднимали на фестивальной конференции. Сейчас очень большое внимание уделяется небумажной рекламе. Потому что КПД от бумажной рекламы ничтожно мал. Мы пока очень здорово, эффективно используем эту рекламу, учитывая специфику нашего города и нашу театральную публику, привыкшую к традиционным афишам, буклетам, листовкам. Но в других театрах - это пройденный этап. СММ - это "номер один", маркетинг в социальных сетях” пришел и в культурную сферу. Этим занимаются специальные люди, это прекрасно работает, и можно оценить реальный эффект. Мы пока не можем похвастаться тем, что мы «в теме», но теперь точно будем двигаться в этом направлении.
Еще не могу не упомянуть об интересном опыте коллег, которые используют в своей работе волонтеров. Мы много спорили, обсуждали эту тему. Волонтерское движение работает именно как инструмент развития. Мы с вами видели на ЧМ по футболу красиво одетых юношей и девушек, которые направляли потоки гостей и болельщиков. В принципе, работа волонтеров приносит огромную помощь. Вероятно, в какой-то форме волонтерское движение можно использовать для создания имиджа театра. Над этой темой мы тоже будем думать, и будем пробовать внедрять в нашу жизнь.
- О чем вы мечтаете для своей труппы и театра в целом?
- На встречах с коллегами в Москве речь шла о самых разнообразных фестивалях, которые проводятся у них. Это и хореографические, и камерные, и хоровые, и оперные, и даже фестиваль современного танца. А ведь у нас же несколько лет назад постоянно проходил фестиваль «Оперный альянс». И зритель помнит, что в рамках этого фестиваля шли великолепные оперы «Ариадна», «Свадьба Фигаро», приезжали известные режиссеры, дирижеры. Мы очень гордимся, что здесь у нас за пультом стояли маэстро Фабио Мастранжело, Константин Орбелян.
Конечно, есть огромное желание этот фестиваль возродить. Очень надеюсь, что в 2019 году, объявленном годом театра, а именно на сцене «Царицынской оперы» 13 декабря пройдет его открытие в регионе, наша мечта - возродить фестиваль «Оперный альянс», осуществится. И очень рассчитываю, что это мероприятие, вошедшее в региональную программу Года театра, будет профинансировано. Можно конечно ждать денег, а можно уже начать конкретно готовиться. Ведь разговор с творческими людьми надо начинать вести заранее. Уже сегодня могу сказать: фестивалю «Оперный альянс» - быть! Мы разработали программу, готовы пригласить на нашу сцену один из лучших, старейших коллективов страны.
- Это какой?
- Пока, до появления афиши, сохраню интригу. Они приедут с двумя спектаклями: опера и балет. В рамках фестиваля прозвучит и наш спектакль. Это будет одна из новых постановок, экспериментальный спектакль, поставленный драматическим режиссером Владимиром Бондаренко - «Богема» Джакомо Пуччини. Ведущие партии исполнят приглашенные оперные звезды, а гала-концерт обязательно пригласим наших коллег из музыкального театра.
- А есть какое-то произведение, которое вы очень хотите поставить, но пока не решаетесь или не получается?
- Есть такие. «Кармину Бурану». Я увидел ее в исполнении ростовского театра. Это хоровая кантата, которая превратилась в фееричный, бешеный по темпу и по энергетике спектакль. И сегодня мы эту идею обязательно начнем воплощать в жизнь, чтобы в феврале-марте наш зритель тоже получил возможность ее увидеть. У нас для этого есть все: режиссер, балетмейстер, прекрасный хор, великолепные солисты оперы и балета, которые в состоянии эту мечту превратить в реальность.
Но из самого сокровенного, наверное, назову оперу А.П. Бородина «Князь Игорь». Если критики еще два года назад не знали о существовании нашего театра, то мы сами даже подумать не могли, что кроме арии Ярославны и арии князя Игоря, сможем вообще что-то исполнить. Потому что это фантастический спектакль, дающий огромные возможности для творчества художников – великолепные костюмы, декорации. Это историческое русское полотно: любовь, трагедия, предательство, хеппи-энд - что не часто бывает в операх. Надеемся, что участие в гранте губернатора в Год театра позволит нам воплотить в жизнь наши задумки. Кроме того, после феерического показа премьеры балета «Спящая красавица», которую мы два года готовили, хотим поставить балет Л. Минкуса «Дон Кихот». Это будет огромный подарок для нашего зрителя. Одним словом, и планов и «мечт» очень много, об этом можно рассказывать очень долго.
- Леонид Борисович, мы желаем вам и вашему коллективу, чтобы все эти планы осуществились, с удовольствие придем к вам на такие великолепные постановки. Еще раз поздравляем вас с успешным участием во всероссийском фестивале!
Новости на Блoкнoт-Волгоград