Волгоград Четверг, 21 ноября
Общество, 11.11.2018 20:39

В Волгограде нужно бороться за все, за границей - только за медали, - заслуженный тренер России Анатолий Калашников

Недавно в рубрике «Лица города» сайта «Блокнот Волгограда» юная Ульяна Клюева рассказала нам, как вместе с тренером ей удалось попасть в сборную России и завоевать серебряную медаль на Международной юношеской Олимпиаде.

 Девочка поделилась не только радостью, но и проблемами. Как выяснилось, чемпионке негде тренироваться, нет ни бассейна, ни зала.

Что происходит? Неужели нашему региону не нужны чемпионы? Об этом мы решили поговорить с наставником Ульяны, заслуженным тренером России Анатолием Калашниковым.

- Анатолий Иванович, ситуация сложилась так, что спортсменам, которые занимаются прыжками в воду, сейчас попросту негде тренироваться. Им ведь нужен определенный зал для подготовки? Специальные вышки?

- Да, это так. Мы, прыгуны в воду, но бОльшую часть времени тренируемся в зале, где установлены сухой трамплин, батуты, поролоновая яма и акробатическая дорожка. Это минимальный набор.

- Такой зал есть в Волгограде?

- Нет. Такого зала нет нигде в нашем городе. В Волжском нам дали помещение на стадионе Логинова. Мы установили туда батуты, маты и прочее. Но помещение сгорело. Поэтому сейчас мы за счет родителей снимаем один раз в неделю в Волжском зал гимнастики.

- А он подходит вам?

- Там есть батут и есть гимнастический ковер, где можно заниматься акробатикой. Но один раз в неделю – это очень мало. У нас такой вид спорта, где можно удариться о воду больно, поэтому мы сначала все учим на сухом трамплине, на батуте, на лонже. И учимся до тех пор, пока спортсмены не обучатся прыжкам. 

- Раньше анекдот был: В сумасшедшем доме больные прыгают с вышки в бассейн, где воды нет. Их спрашивают: "Что же вы делаете"? А они: "Нам тренер сказал - когда плавать научимся, тогда и воду дадут". Значит, в анекдоте есть жизненная правда?

- Ну можно и так сказать. Маленькие спортсмены приходят не в воду, а на мат. Когда тренер видит, что спортсмен готов, он выпускает его на воду, уверенный, что тот не ударится.

- А что с бассейном?

- Когда закрыли бассейн перед ЧМ, мы начали искать место для занятий. Нам никто не помог, чиновники сказали - ищите сами.

Сейчас бассейн ремонтируют, но очень медленно. Финансирование проходит на федеральном уровне, поэтому все очень медленно. Мы были недавно у председателя регионального спорткомитета. Он сказал, что они никак не могут повлиять на скорость, поэтому уже три года идет ремонт. И это даже не реконструкция, а ремонт, то есть там все останется, как было, с 67 года.

- А в идеале каким должен быть бассейн, чтобы в нем могли тренироваться ваши спортсмены?

- В идеале каждый вид спорта должен иметь свой дом. Должна быть отдельная прыжковая чаша. Такая есть в бассейне «Искра», но он полностью отдан плавательному клубу «Волга», поэтому нас туда не пускают. А раньше это был открытый бассейн с вышками и отдельной чашей для прыжков в воду. Мы там когда-то тренировались. Потом при перестройке он стал бесхозным, и затем его отдали клубу «Волга».

Есть еще один бассейн. Стоит заброшенный. Назывался «Волна». На Баррикадах, где стадион «Зенит», на этой же территории. Он настолько заброшенный, что уже рушится.

- То есть у вас нет ни сухого зала, ни бассейна, который подходит для занятий. Как же вам удалось поднять Ульяну на такой уровень? Как и где вы занимаетесь?

- Начинали мы еще в этом бассейне на Центральном стадионе. У нас был зал для детей. Можно было работать. А последние три года мы в основном на сборах и тренируемся, потому что дома негде. Сборы идут одни за другими, в наше положение вошла старший тренер сборной России. Она нас вызывала и на взрослые, и на юношеские сборы. Это очень здорово помогло.

- А почему фаворитом по прыжкам в воду является Китай?

- Государственная поддержка спорта большая. Это один из главных видов спорта у них. Причем они взяли систему, которая была у нас в СССР. Интернат, где способные дети с десяти лет живут. На выходные или на ночь местных забирают родители. А так там комплексное обеспечение – питание, медицинский уход, обучение, тренировки. Китай взял эту систему и улучшил. У них трехразовые тренировки в день. Мы тренируемся пять раз в неделю. Чувствуете разницу? И отбор у них очень хороший по всей стране. С родителями заключают договор и ребенка отдают под ответственность государства. Дети потом гарантированно поступают в институт. Сначала в спортинтернате два года идет ОФП, потом тренеры по разным видам спорта детей разбирают.

- Как считаете, в нашей стране сейчас возможно создать такую систему?

- Она была. Сейчас у нас есть городской спорткомитет, к которому относится наша школа. Комитет не платит даже аренду бассейна, в котором мы занимаемся. Это их обязанность, но по факту они не платят. Бассейн подал на нашу школу в суд. Хорошо, что их директор относится с пониманием и пока нас не выгоняет. Но в любой момент нас просто перестанут туда пускать. Вот и ответ на ваш вопрос. Нам просто говорят, что денег нет. Я уже не спрашиваю про такие вещи, как поездки на соревнования, покупка спортинвентаря.

- Почему такое отношение? Нам что, не нужны олимпийские чемпионы?

- Нет, не нужны. Такое отношение у городской власти к детскому спорту. Сейчас, когда Ульяна добилась каких-то результатов, многие обратили на нее внимание, пытаются как-то помочь. Но чтобы добиться результатов, необходимы определенные условия. Сейчас Ульяна одна в области. А раньше, в мое время, в сборной России из 11 человек 8 были волгоградцы.

- Анатолий Иванович, у Вас очень интересная спортивная биография. Вы долго жили за границей и готовили там спортсменов по прыжкам в воду. Почему уехали из России?

- У меня было два мальчика в сборной СССР. Потом в сборной России. Был уже 1996 год. Один из них должен был ехать на Олимпиаду. Он попадал по чемпионату, но сделали так, что поехал спортсмен из Москвы. За нашего спортсмена никто не стал бороться. И тогда я уже понял, что здесь ничего не добиться. Но больше всего мне не нравился наш бассейн. Дети вырастают и достают до потолка в том зале, где начинают заниматься, когда только приходят. Накипело как-то все, и в тот момент как раз поступило интересное предложение - стать главным тренером сборной Венесуэлы. Доработал там до 2000 года, до Олимпиады, потом уехал в Мексику. Там мне дали абсолютно новый бассейн, в котором никто не работал, идеальный, сказали только развивать прыжки в воду, подготовить спортсменов высокого уровня. Зала тогда там не было, но они мне сказали: «Какой нарисуешь, такой и будет». Через 3 месяца у меня был полностью оборудованный огромный зал. 4 месяца! У нас стадион три года отремонтировать не могут. В Волгограде нужно бороться за все, за границей - только за медали.

- Каких результатов Вы добились в Мексике?

- У меня там было два человека. Чемпионы Панамериканских игр. Для них было главным достижением обыграть именно американцев, тогда ты национальный герой. Мы обыграли. Еще два моих мальчика в Мексике выступали на первенстве мира. Вышли в финал. Сейчас общаемся до сих пор.

- А почему вернулись?

- Надо было помогать старшей дочери, внук родился. Да и поздно мы уехали. Надо было до 30-ти лет уезжать, в таком возрасте еще можно остаться, а мне было гораздо больше, трудно покидать родину навсегда. Я знал, что еду не на совсем. Изначально вообще планировал на год.

- А почему сейчас у Вас только Ульяна? Почему не берете детей?

- Я не хочу. Я же уже на пенсии, возраст уже не тот. Я знал, что из нее быстро можно сделать спортсменку высокого уровня, как только посмотрел ее. Я взялся с ней заниматься для души, если можно так выразиться.

1.png

- Ульяне реально дойти до взрослой Олимпиады?

- Реально. Если бассейн откроют. Мы же не можем жить на сборах. Тем более она очень привязана к своей семье. Она стойко выносит сборы, но дома ей комфортнее. Ее все время приглашают переехать в другие города, где есть условия для занятия спортом на высоком уровне, но она не хочет. Да и родители не хотят.

- А Вы больше не хотите никого брать?

Нет. Не вижу большой перспективы с таким отношением к детскому спорту у нас, а ехать уже никуда не хочу. Хватит уже.

- Почему, когда вы с Ульяной вернулись с Олимпиады, никто из администрации города и области не встретил ребенка? Не взял красивый букет и не поехал в аэропорт поздравить? Это кажется таким очевидным.

-У нас в городе это не принято. В нашей городской Думе есть очень много людей, курирующих спорт, но мы их даже не знаем. Они наши письма, что мы им пишем, отправляют в спорткомитет. А оттуда нам уже приходит ответ, что денег нет. Круговорот. Депутаты нас никогда не представляли. Просто отсылают нам обратно наши же письма.

- Тренеры обычно не хотят говорить на такие темы. Боятся за свое место. А Вы?

- А мне уже все равно. Меня ниже бортика все равно уже никуда не денешь. Только если утопить. Зарплата меня не волнует. У нас в городе все равно много не заработаешь. И почему я все время говорю о важности детского спорта? Потому что без него никак не вырастишь спортсменов высокого уровня, которые будут потом защищать честь нашей страны. Единственное, что у нас могут – это приехать с проверкой.

- Когда мы берем интервью у детей, которые привозят в Волгоград медали, независимо от вида спорта, всегда задаем вопрос – если бы была возможность, в какой стране или городе мира они бы хотели жить. Как ни странно, эти дети, не задумываясь, отвечают, что им нравится их город, они хотели бы жить здесь, в Волгограде. Получается, наша местная власть, наши чиновники, не заслуживают этих детей?

- Я считаю, не заслуживают. Помните, как борцам выключили свет прямо во время тренировки, потому что был долг за электричество? Куда хуже уже?

- В Вашей спортивной карьере были какие-то моменты, о которых Вы жалеете? Может, где-то хотелось поступить по-другому?

- Я об этом не задумывался. Значит, наверное, ни о чем не жалею. В спорте всегда все трудно, просто ничего не дается, но я рад всему, что было.

- Кроме прыжков в воду какой вид спорта вам нравится? Может, за каким-то следите?

- Спортивная гимнастика. Потому что родственный вид спорта. А вообще нравится футбол.

- На игры «Ротора «ходите»?

- Да, бывает. Наблюдаю, сколько денег туда вкачивается, и какой из этого всего выхлоп. Им оплачивается все – сборы, самолеты, гостиницы, форму. Нам, если оплачивают проезд, то только частично. И мы можем ездить только в плацкартном вагоне. Я – заслуженный тренер, моя ученица – мастер спорта международного класса, чемпионка Европы, мы должны ехать и нюхать чужие носки. Отели нам не оплачиваются вообще. Дают 20 000 рублей на четверых человек, «выкручивайтесь как хотите». Вот за свой счет и ездим.

- Анатолий Иванович, о чем Вы мечтаете?

- Попасть с Ульяной на Олимпиаду и выйти в финал, медаль привезти.

- Этого Вам, Анатолий Иванович, от всей души и желаем. Спасибо Вам за интервью, за честность и принципиальность.

Анна Дребнева

Новости на Блoкнoт-Волгоград

Будь в курсе событий!
Подпишись на «Блокнот Волгоград»
в Телеграм.

Подписаться

  Тема: Лица города  
ВолгоградинтервьютренерАнатолий Калашниковзаслуженный тренерпрыжки в водуУльяна Клюева
0
0