Волгоград Понедельник, 09 декабря
Общество, 09.12.2021 12:00

«Гора родила муху»: волгоградский учёный об итогах мировой компании вакцинации от COVID-19


Правда ли, что массовая вакцинация снижает заболеваемость новой коронавирусной инфекцией? Или это ложь? В этом вопросе 9 декабря решил разобраться волгоградский учёный Анатолий Судаков, который уже рассказывал читателям нашего издания о коронавирусах и об использовании вакцин для борьбы с эпидемиями болезней.

У фанатов вакцинации в очередной раз праздник! Надо сказать, что федеральное правительство их не обижает. Седьмого декабря в Волгоградскую область поступила очередная партия вакцин от коронавируса – 27 тысяч доз «ЭпиВакКороны», «КовиВака» и «Гам-КОВИД-Вака». Администрация Волгоградской области радостно отчиталась о вакцинации 80% запланированного контингента, посетовав, правда, что среди пожилых жителей, которые много чего уже повидали в этой жизни и научились быть осторожными, этот показатель составляет всего 62%. И это сильно огорчает органы региональной власти. А вдруг остальные не привьются? А если умрут? Кому тогда Пенсионный фонд РФ будет платить в очередной раз повышенные пенсии? И куда же он невостребованные деньги денет?

А вот и ещё одна радость! Пошла на спад четвёртая сезонная ковидная эпидволна. И это обстоятельство трактуется как победный результат усилий по вакцинации населения. Не буду сегодня рассказывать о том, до каких цифр опустятся показатели заболеваемости и когда они снова полезут вверх. Тот, кто следит в Волгоградской области за эпидситуацией, знает ответ на этот вопрос и без меня. Но в настоящее время заболеваемость снижается. Поэтому самое время работать с сомневающимися в пользе вакцинации и усиливать в этом направлении давление власти на гражданское общество!

Обращу внимание на одно интересное обстоятельство. Падение заболеваемости в регионе не сопровождается снижением смертности. А почему? Причин может быть множество. Иногда это объясняют тем, что циркулирующие сейчас штаммы коронавируса, якобы, более опасны, чем исходные. Несколько знакомых врачей, работающих в Волгограде и нескольких других странах, подтвердили мне, что непривитые умирают чаще, но насколько – они затруднились сказать, ибо их работа не связана с ведением статистики.

Ряд зарубежных публикаций свидетельствует в пользу вакцинации. Вот, например, график смертности вакцинированных и невакцинированных по городу Сиднею (Австралия).

1111.jpg
 
Казалось бы, аргумент налицо, и он далеко не единичен. Но то, что в отдельных городах или странах в какой-то период времени имеется определённая структура смертности – это частный вопрос. Чуть позже я назову некоторые факторы, которые могут задрать вверх кривую смертности невакцинированных лиц. А сейчас перейдём от частного к общему и выясним, как влияет тотальная вакцинация населения на эпидемию новой коронавирусной инфекции в глобальном масштабе.

В эпидемиологии есть ряд болезней, взаимосвязь смертности от которых с теми или иными внешними факторами клинически доказать невозможно. Например, когда великий русский терапевт Сергей Петрович Боткин незадолго до своей преждевременной смерти в 1889 г. в 57 лет от инфаркта сердца заявил, что его здоровье разрушила привычка к курению табака, большинство его коллег с сомнением покачало головой и пожало плечами. Ну в самом деле, мало ли может быть причин для инфаркта? А если человек умирал от рака лёгкого, то кроме курения к этому могла привести и работа с пестицидами, асбестом, в шахте или на нефтехимическом производстве, туберкулёз и что-то ещё. И лишь анализ многолетних статистических данных по смертности от разных причин в группах курящих и некурящих позволил к середине шестидесятых годов прошлого века сделать очевидной связь повышенной смертности от большинства наиболее распространённых заболеваний с табакокурением. Аналогичным образом невозможно доказать или опровергнуть защитное значение вакцинации от смертности при новой коронавирусной инфекции иначе, чем методами статистического анализа.

Гипотезу о повышенной смертности невакцинированных лиц от ковида можно проверить, сравнивая мировую статистику в государствах с разным уровнем вакцинации населения. Для этого рассчитывается число умерших от числа заболевших в процентах. Это я и сделал для 178 стран мира по данным сайта «Коронавирус» на «Яндексе», того самого, куда многие каждый день заглядывают, чтобы узнать, сколько человек заболело в минувшие сутки и сколько умерло от этой заразы. Все страны я разбил на десять групп с уровнем вакцинации от 0 до 10, от 10 до 20 и так далее, вплоть до от 90 до 100%, и сравнил смертность между этими десятью децилями. Данные взяты на начало декабря, плюс-минус неделя. Вот что у меня получилось.

11112.jpg

Конечно, страны мира сильно отличаются друг от друга по количеству заболевших, вакцинированных и умерших, по срокам начала вакцинации, пиковой заболеваемости, качеству населения и возможностям здравоохранения. Но ценность статистического метода заключается в том, что чем бо́льшая численная выборка берётся, тем больше она нивелирует любые различия. Поскольку обсчёту подверглось 90% стран, полученные данные репрезентативны. Им можно доверять.

Есть только два момента, на которые следует обратить внимание. Первый: необычайно высокая смертность в находящемся в первом дециле Йемене, стране с 30,5 миллионами населения – 19,5%. Я не знаю пока, чем объяснить такой вопиющий показатель. Но он настолько нетипичен, что процент смертности в дециле с учётом этой страны я вычислил отдельно и дал его в скобках. Второй: необычайно низкий показатель смертности в Сингапуре, стране с приблизительно шестимиллионным населением – 0,27%. Его я объясняю предельно высоким, возможно, лучшим в мире уровнем оказания медицинской помощи. Кроме Сингапура, в десятый дециль входит только две страны – Мальта и Мальдивы с показателями смертности 1,48% и 1,18%. Показатель с учётом Сингапура дан в скобках.

А теперь для наглядности представляю те же данные, но в виде графика, в котором по вертикали отображён общий процент смертности от новой коронавирусной инфекции, а по горизонтали показаны средние уровни вакцинации в каждом из десяти децилей, тоже в процентах. Также мы видим линию тренда, которая при одинаковом масштабе осей абсцисс и ординат будет почти горизонтальна. 
 
111113.jpg

При разнице уровня вакцинации в 90% снижение смертности составляет всего лишь один процент! При этом надо учесть, что в наименее вакцинированных странах качество медицинской помощи на порядок ниже, чем в наиболее вакцинированных. А совершенно незначительное превышение смертности в них обусловлено именно этим, а не вакцинацией. А если даже и ею, то разница в странах верхних и нижних децилей находится в пределах статистической погрешности. То есть для описания результативности глобальных усилий по вакцинации от ковида-19 даже фраза «гора родила мышь» будет избыточно оптимистичной. В лучшем случае она родила муху, и даже не комнатную, а плодовую – дрозофилу, которую без лупы не каждый и разглядит! То есть эффект вакцинации в статистическом выражении равен нулю. Но ему не равны громадные прибыли, полученные производителями вакцин за счёт национальных бюджетов государств, в которых чиновники либо не понимают, либо по некоторым причинам не хотят понимать очевидных вещей.

А теперь вернёмся к вопросу о графиках смертности в отдельных городах и весях, которые показывают то, что противоречит выводам глобальной статистики. Они лживы? Я думаю, нет. Такое действительно возможно. Этому есть и другие объяснения кроме тех, что во многих странах врачи фальсифицируют статистику, поскольку находятся либо под жёстким авторитарным давлением недемократических режимов, либо под плотной и достаточно выгодной опекой производителей вакцин, ради которых и организована афера всемирного масштаба под названием «вакцинопрофилактика новой коронавирусной инфекции».

Повышение смертности среди невакцинированных лиц может наблюдаться при наличии следующих объективных причин.

Первая достаточно проста. Это преобладание в структуре населения невакцинированного контингента над вакцинированным. По мере роста показателей вакцинации будет увеличиваться смертность и среди привитых, причём, не только «Эпивак-Короной»

Вторая причина требует некоторого разъяснения. Производители вакцин и связанные с ними невидимыми нитями национальные органы здравоохранения постоянно подчёркивают, что ковид-19 наиболее опасен для лиц пожилого и старческого возраста, а также для всех, кто имеет хронические расстройства здоровья. Это так! Но верно также и то, что эти лица наиболее подвержены возникновению более тяжёлых осложнений после вакцинации. В США число погибших в течение 28 дней после неё граждан достигло уже двадцати тысяч человек. Сколько погибло позже этого срока, но по той же причине, неизвестно. В случае, если бы эти лица не ставили себе прививки, они, вероятнее всего, заболели бы ковидом-19, как входящие в группы наиболее высокого риска и увеличили бы показатели смертности среди непривитых. Это и происходит! Но в случае вакцинации таких лиц, они погибают от других причин, что также способствует формированию такого статистического ряда, какой мы наблюдаем, к примеру, в Сиднее.

Чтобы понимать, как на самом деле вакцинация от ковида-19 влияет на смертность от него, нам нужно знать показатели смертности от всех причин среди вакцинированного и невакцинированного населения различных возрастных групп в разных регионах мира в доэпидемический период и теперь, а также проводить глубокий многофакторный статистический анализ по свободным от политической составляющей методикам. Но уже сейчас очевидно, что массовая вакцинации против ковида-19 в глобальном масштабе никак не влияет на показатели смертности от этого заболевания! 

 

Новости на Блoкнoт-Волгоград

Будь в курсе событий!
Подпишись на «Блокнот Волгоград»
в Телеграм.

Подписаться

анатолий судаковученыйковидпандемиясмертность
38
7