Волгоград Воскресенье, 28 апреля
Общество, 26.10.2023 14:21

Как превратить «Запорожец» в шикарное авто: коллекционер из Волгограда о затратах и прибыли на любви к ретро

В Волгограде во время праздников и памятных дат часто можно увидеть выстроившиеся в ряд или едущие по городу блестящие отполированные «Москвичи», «Волги», и «Запорожцы». Кто реставрирует все эти ретро-автомобили? Сколько стоит привести в порядок машину с историей, и почему в последние годы это увлечение набирает все большие обороты? На эти вопросы в интервью «Блокноту» ответил один из основателей и первых участников неформального объединения реставраторов, коллекционеров и любителей ретро техники в Волгограде "Ретро34" Максим Скубицкий. Он рассказал о том, как впервые сел за руль, начал интересоваться автомобилями с историей, и как это «вылилось» в клуб с сотней участников.



Маленький Максим еще не подозревал, что станет сооснователем большого клуба ретро-автомобилей 


                                    Первые "шаги" за рулем

1. Расскажите о себе, в какой семье родились? Чем увлекались в детстве?

Родился я в 1990 году в обычной волгоградской семье. Родители мои работали на заводе БВК в Светлоярском районе, где и познакомились до моего рождения. Позже завод закрыли, отец перешел на работу в сферу ЖКХ, мама работала в торговле и занималась домашним хозяйством. Время было непростое, в стране происходили перемены. Как и многие семьи тогда, жили мы достаточно скромно, но детство, по моим воспоминаниям, было интересным. В те годы еще не было всех современных гаджетов, поэтому много времени мы проводили на улице, познавали окружающий мир, иногда, бывало, хулиганили. Но вообще я был домашним ребенком, в школе учился хорошо, и в целом не давал родителям поводов для беспокойства.



 Дома любил слушать музыку, с детства был тем еще меломаном. У нас был тогда проигрыватель для виниловых пластинок и большой бобинный магнитофон. Довольно диковинная техника в наше время. И еще было очень увлекательно делать что-либо своими руками. Помню, папа научил меня пользоваться паяльником, так как сам увлекался электроникой. Я смог смастерить несколько интересных устройств из старых запчастей: фонарик на батарейках из картонной упаковки и лампочек, вентилятор с электромотором. Потом даже носил в школу показать одноклассникам. Все очень удивлялись - как я это сделал, кто-то даже захотел у меня их купить. Так и зарабатывал первые карманные деньги. В юношеские годы много катались с друзьями на велосипедах, всячески их модернизировали.





 ЗАЗ-965АБ 1966 года - один из первых купленных автомобилей (до и после реставрации)

2. Когда Вас заинтересовали автомобили? Что этому способствовало?

Автомобилями я начал интересоваться с малых лет. Сначала меня увлекали масштабные модели автомобилей. Еще посещая детский сад, я уже знал почти все отечественные автомобили по названиям и моделям, и очередной экземпляр всегда был очень желанной мечтой. В 1997 году, когда мне исполнилось 7 лет, в нашей семье появился первый настоящий автомобиль, ГАЗ-24 "Волга". Правда состояние "Волги" при покупке было весьма плачевным, и прежде чем мы стали на ней ездить на дачу и не только, папа целый год приводил машину в порядок, разобрав до винтика и восстанавливая по крупицам.




Сейчас Максим уже сам уверенно сидит за рулем и разбирается в авто разных годов

 Иногда он брал меня с собой в гараж, где я наблюдал за его работой и за тем, как из кучи запчастей с каждым днем получается полноценное средство передвижения. Вероятно, именно тогда в моей голове и зародился интерес к тому, чему я в дальнейшем посвящу много лет своей жизни - восстановлению ретро автомобилей. Но это сейчас та же "Волга" считается классикой, а в те годы это был вполне обычный автомобиль, который в любой день можно было встретить на дорогах города.



3. Когда впервые сели за руль, при каких обстоятельствах? Это был яркий момент?

В один прекрасный день, когда кипела работа над "Волгой", папа предложил мне порулить, на что я, конечно, согласился. И вот он посадил меня на колени, и мы тихонько поехали по грунтовой дороге неподалеку от гаража. Он нажимал педали, а я крутил руль. Меня безумно впечатлил этот процесс, и позже я неоднократно просился попробовать снова. Наверное, это было одним из наиболее ярких моментов детства. Мне кажется, любой мальчишка на моем месте был бы не менее счастлив оказаться за рулем настоящего, взрослого автомобиля. Тем более, что в те годы автомобиль был далеко не в каждой семье. Когда я стал доставать до педалей, то мог уже самостоятельно кататься по площадке вдали от других машин. Ну а как только появилась возможность пройти обучение в автошколе, то я тут же пошел учиться на права, и спустя примерно месяц с моего 18-летия я уже стал полноценным участником дорожного движения на своем первом "Запорожце".

На фото: ЗАЗ-968М 1982 года

                          Вторая жизнь старых автомобилей 

4. Как зародился Клуб ретро-автомобилей? Как возникла идея, кто еще стоял у истоков?

Волгоградский клуб "Ретро34" как неформальное объединение реставраторов, коллекционеров и любителей ретро техники Волгограда и области был создан в 2010 году. Идейными вдохновителями и организаторами стали наши товарищи - Ринат Каюпов и Денис Чадаев, тоже владельцы советских автомобилей. 





Они решили, что нужно объединять таких же энтузиастов для общения по интересам, обмена опытом, редкими вещами, запчастями, и конечно для организации различных мероприятий данной тематики, таких, например, как ретро-пробеги, выставки. Первые будущие активисты клуба объединились на волгоградском интернет-форуме, где и я сам в процессе поиска интересующего меня автомобиля познакомился с будущими коллегами по увлечению. Позже, осенью 2010 года состоялся первый автопробег, приуроченный к дню города, в котором приняли участие 15 автовладельцев. По итогам этого мероприятия состоялась встреча, где и было принято совместное решение о создании клуба, утвержден логотип и название.




Открытие тоннеля на Тулака в 2015 году 




Автопробег в Ахтубинске

5. Что с клубом сейчас? Сколько людей и автомобилей объединяет? Чем занимаетесь, в каких выставках и мероприятиях участвуете?

За 13 лет существования клуба нами было принято участие в множестве мероприятий, как в нашем городе, так и за его пределами. Ежегодной традицией стал пробег в День Победы 9 мая. В этот день мы собираем наибольшее количество автомобилей и мотоциклов, около 40 единиц техники. Проезжаем по памятным местам, возлагаем цветы, отдаем дань уважения подвигу наших предков. Ведь немаловажной миссией нашего клуба является сохранение нашей истории, исторической памяти. Также стараемся участвовать в различных массовых мероприятиях города, на которые время от времени получаем приглашения. Такие как День Молодежи в июне, День города в сентябре и многие другие. Некоторые автовладельцы на выставки надевают одежду советских времен, привозят с собой для антуража различные вещи, предметы старины из личных коллекций. Все это вызывает живой интерес как старшего поколения, для которых наши автомобили - это их молодость, так и молодых людей, которым интересно узнать какими были автомобили их родителей, бабушек и дедушек. Особенно дети с неподдельно ярким восторгом любят фотографироваться с машинами и просят разрешения посидеть внутри.




Максим с супругой Любовью

Отдельная часть истории клуба - поездки в другие города. Такие автопутешествия - это всегда приключение и неповторимые яркие эмоции, впечатления и воспоминания на всю жизнь. Выезжаем своим ходом на солидные расстояния, испытывая себя и своих железных коней на прочность. В пути случалось всякое, но благодаря опыту и поддержке коллег, успешно решаем любые возникшие трудности. Так, в 2015 году ездили на выставку к коллегам из Ростова-на-Дону колонной из пяти машин и трех мотоциклов. В 2016 году отправились в Тулу на всероссийскую выставку "Автострада". Несколько раз ездили на экскурсии в Москву, на международные выставки "Олдтаймер Галерея", но уже без машин, в качестве зрителей.



Было и множество неформальных событий - "открытие сезона" на турбазе с семьями, выезды за город на природу, празднование Дня автомобилиста, как подведение итогов года. Эти события сплочали в свободное время наш коллектив. Некоторые наши товарищи даже создали свою музыкальную группу и нередко выступали, давая целые концерты для всех нас.



Наш клуб - он сам по себе как живой организм. Кто-то только начинает интересоваться данной тематикой, пополняя наши ряды. Кто-то со временем теряет интерес и продает технику, либо с головой погружается в другие увлечения. Кому-то препятствуют жизненные обстоятельства. Но, тем не менее, с годами количество энтузиастов в нашей тематике неизменно растет. У нас нет строгой структуры, иерархии, как нет и "обязаловки", поэтому любой желающий может предлагать свои идеи для реализации, взять на себя организацию мероприятия или поддержать любую активность. Перед запланированными мероприятиями мы всеми доступными способами оповещаем не только активистов клуба, но и независимых владельцев техники. В моей записной книжке более 80 владельцев ретро и классических автомобилей города.





6. Расскажите подробно о своей личной автоколлекции — каких годов, как и при каких обстоятельствах собиралась, где покупали автомобили. Как их используете в повседневной жизни?

За 16 лет, на протяжении которых я увлекаюсь автомобилями, в моем гараже побывало 12 экземпляров. В основном это "Запорожцы" различных моделей и годов выпуска, от 60-х до 80-х, а также "Москвичи", самому старому из которых в этом году исполнилось 68 лет. Покупал их по объявлениям, тщательно штудируя всевозможные ресурсы, либо по наводке товарищей. Почти всем из них была дана вторая жизнь, некоторые подверглись незначительным работам. Столь обширную коллекцию не под силу содержать обычному человеку, поэтому со многими экземплярами приходилось, к сожалению, расставаться. Радует то, что они оказались в добрых руках новых владельцев в различных городах нашей страны, и не только. Один из "Запорожцев" в 2021 году отправился в далекую Швейцарию. Сейчас же в моем гараже 3 разных ретро-автомобиля, которые я планирую оставить у себя на долгие годы.






Расскажу более подробно о двух самых интересных работах.

Первым моим серьезным проектом был ЗАЗ - 965А, 1965 года выпуска, в народе "Горбатый" "Запорожец". В 2007 году, еще будучи школьником, я задумал купить свой первый автомобиль. Хотелось получить опыт обращения с техникой параллельно с учёбой на водительские права. Почему выбрал именно "Запорожец" - не помню, наверное из-за его необычности и простоты. Я постепенно стал вникать в изучение этой уникальной категории советского автомобилестроения, и интерес всё более нарастал. С этого момента возникла идея заняться восстановлением автостарины. Позже я приступил к поискам "Запорожца". Поначалу ничего интересного не попадалось: либо авто, не подлежащие восстановлению, либо с проблемами в документах, которые свойственны многим автомобилям с почтенным возрастом. Свой будущий автомобиль я нашёл лишь через полгода, в чем мне помог будущий соклубник Ринат. У его друга был "Запорожец", который он в свое время начал восстанавливать, но жизненные обстоятельства изменились. Экземпляр очень понравился, вызвал воодушевление и желание довести начатое дело до конца. И вот спустя ещё пару месяцев я стал его обладателем. Далее начались работы по восстановлению, длительностью в 3 года. Практически все этапы восстановления, за исключением кузовных работ и пошива салона, производились собственноручно в гараже. Автомобиль радовал меня 3 года, но в дальнейшем его пришлось продать для того, чтобы была возможность купить такой же автомобиль, но сделать его на этот раз более продуманно и качественно, учитывая весь полученный опыт, и с максимальным соответствием заводскому исполнению.






Жемчужиной коллекции и по сей день является "Москвич-401" 1955 года выпуска. Этот автомобиль, которому мы с моим другом решили дать вторую жизнь, был куплен нами летом 2011 года. В процессе моих работ над первым "Запорожцем" у товарища тоже возник интерес к ретро-технике, он начал мне помогать. И следующую машину мы решили восстанавливать уже вдвоем. Тогда случайно для себя вышли на "Москвич-401". Привлекла нас машина довоенной конструкцией кузова, ведь за основу "Москвича" был взят «Опель Кадет», разработанный в Германии в 1936 году. Эдакая карета без лошади, передние двери открываются по ходу автомобиля, задние – против хода, капот открывается сбоку. А сзади у машины – запасное колесо. 12 лет простоял "Москвич" под навесом на даче у бывшего владельца. Он успел его подготовить к кузовным работам – содрал до металла всю старую краску. За это время «Москвич» сильно поржавел. Автомобиль на тот момент, по сути, представлял собой разукомплектованный кузов с множеством сквозных дыр и гнилых участков, и набором деталей к нему, многие из которых были в плачевном состоянии. И вот, с лета 2011 года шел процесс восстановления. Сразу же машина была разобрана до винтика. Кузов прошел пескоструйную обработку, в результате которой удалена вся ржавчина. Затем кузов был подвержен последующим работам – сварке, подготовке, покраске. Был проведен капитальный ремонт двигателя и коробки передач, восстановлена ходовая часть, элементы салона, хромированные детали и многое другое. Объем работ оказался очень велик, вопреки первоначальным планам и ожиданиям и требовал профессионального подхода для достижения максимального результата. В общей сложности, к работе с данным автомобилем кроме меня и друга приложили руки более десятка человек, каждый из которых под нашим руководством отвечал за тот или иной этап работ по восстановлению, либо давал новую жизнь деталям данного автомобиля. В конце концов, спустя более 10 лет, все получилось, как было задумано. Автомобиль полностью собран и на ходу, выглядит почти как с заводского конвейера.




Лично я не использую эти автомобили для повседневной эксплуатации, а лишь в качестве автомобилей выходного дня, в хорошую погоду выезжая на прогулки или для участия в мероприятиях. Стараюсь даже не оставлять их надолго без присмотра на улице, т.к. были случаи порчи автомобилей вандалами, которых наши экспонаты привлекают особым образом. Но есть и многие, кто вполне успешно использует эти автомобили для обычных поездок на работу или по делам, с немалыми годовыми пробегами.

7. Вы и ваши единомышленники реставрируете старые авто? Расскажите об этом

Каждый из любителей автостарины старается выбрать для себя наиболее интересную марку автомобиля, чтобы в дальнейшем изучить ее особенности и техническое устройство, историю производства и вообще все что связано с конкретной маркой. Затем приобретает один или несколько экземпляров, чтобы в итоге из них собрать один полноценный автомобиль. Но здесь важно отметить, что в основном проекты, воплощаемые в гараже - это по большей части восстановительный ремонт. То есть приведение автомобиля в должный эстетический вид и работоспособное состояние, с возможностью разной степени отклонений от заводского вида и технического наполнения автомобиля. Реставрация в этом смысле - это то, к чему следует стремиться, так как она предполагает максимальное соответствие всех составных частей автомобиля заводскому виду, состоянию и комплектации на конкретный год выпуска, начиная от оттенка краски, вплоть до лампочек в фарах и рисунка ткани салона. Настоящая реставрация под силу только крупным реставрационным ателье и тем людям с многолетним опытом работы и знанием дела, кто вдобавок обладает должными материальными возможностями. Среди наших коллег есть и такие люди, результаты их работы заслуживают высокого признания.




                                    От "Москвича" до "Волги" 

8. Ретромобили и история Волгоградской области: какие модели здесь были распространены и почему? На чем ездила элита, а на чем — простые люди?

В нашей области, как и в других регионах страны, автомобиль начал становиться массовым явлением в период после 1945г. До этого автомобили были в основном в госорганах, либо выдавались в редких случаях людям за особые заслуги. После окончания Великой Отечественной войны, в страну стали завозиться трофейные автомобили, незначительно пополнившие и без того скромный автопарк. К тому же, без возможности должного обслуживания в тех условиях, они довольно быстро утрачивали работоспособное состояние. Первыми отечественными автомобилями, ставшими относительно доступными простым гражданам, были ГАЗ М-20 «Победа» — легковой автомобиль среднего класса, серийно производившийся на Горьковском автомобильном заводе (ГАЗ) в 1946—1958 годах, а также «Москвич-400» — автомобиль малого класса, выпускавшийся на Заводе малолитражных автомобилей в Москве («ЗМА», впоследствии — «МЗМА») с декабря 1946 по 1954 год. «Москвич» - первый массовый легковой автомобиль, продававшийся в СССР для индивидуального использования. Покупка автомобилей частными лицами стала возможна с 1948 года. В начале 1950-х выбор был невелик: между относительно дешёвым «Москвичом» и дорогой «Победой» (позднее «Волгой»). К тому же количество выпускаемых автомобилей «Москвич» было недостаточным, чтобы покрыть спрос, а потому самым доступным личным транспортом долгое время оставались мотоциклы и мотороллеры. Позднее модельный ряд автомобилей завода ГАЗ и Москвич расширялся, также появились и «Запорожцы», что несомненно способствовало увеличению количества машин на дорогах города, но настоящий перелом произошел с открытием в Тольятти Волжского автомобильного завода, на котором в 1970 году сошел с конвейера первый автомобиль «Жигули» - ВАЗ-2101. С этого момента автомобиль стал намного более доступен каждой волгоградской семье, так как завод имел возможность выпускать сотни тысяч автомобилей в год. И до сих пор продукция тех лет данного завода довольно широко используется гражданами, несмотря на возраст.



Для обеспечения потребностей в передвижении высших чиновников малыми партиями выпускались представительские автомобили ГАЗ-13 "Чайка", имевшие в своем арсенале даже в те годы такие особенности, как автоматическая трансмиссия, электрические стеклоподъемники, чем могут похвастаться далеко не все современные модели российского производства. Чиновники и руководители рангом поменьше пользовались "Волгами" различных моделей. Стоит отметить, что "Волги", хоть и были довольно дорогими для граждан, широко использовались в качестве такси.


9. Насколько в Волгограде востребованы ретро-автомобили сейчас? С какими сложностями сталкиваетесь?

Востребованность ретро-автомобилей в нашем городе растет с каждым годом. Люди все больше интересуются историей нашего и зарубежного автопрома. Для многих это отличный способ выделиться в потоке среди большого количества одинаковых современных автомобилей. Даже цветовая палитра автомобилей прошлых лет выгодно отличается яркостью красок и их разнообразием от того, что есть сейчас. Не говоря уже об особенностях дизайна и их особой стилистике. Но, к сожалению, с каждым годом заниматься этим увлечением становится все более затратно. Если раньше 10-15 лет назад любители покупали и восстанавливали в основном автомобили 50х-60-х годов, то теперь же молодые почитатели классики берутся за то, что им наиболее доступно - модели 70х-80х годов, такие как Жигули, поздние автомобили ГАЗ, либо модели импортного производства. На них многое из запчастей еще можно купить в магазине. На более старые - в основном покупать с рук или в специализированных интернет-магазинах. С пониманием ценности подорожали существенно как сами автомобили, так и запчасти. Возросла стоимость услуг по обслуживанию и ремонту. К тому же, не каждый мастер или автосервис готов взять в работу такой автомобиль. Как итог возникших трудностей - не каждый проект находит свое воплощение. Бывают случаи, когда владельцы просто напросто не тянут начатые проекты, опускают руки. Тогда автомобили годами простаивают в разобранном виде, и дальнейшая их судьба туманна. Хорошо когда они попадают в добрые руки тех, кто может довести работу до конца. Но бывает и грустные истории, когда перспективный исходник оказывается на пункте приема металла.



Некоторые детали раньше в Украине заказывали, но в целом даже не это главное, а рост цен на все абсолютно. С этой точки зрения влияние очень большое. А так, все можно найти, купить, вопрос в цене. Раньше по объявлениям в газете искали или у дедушек в гаражах, на разборках авто, и через знакомых. Сейчас стало проще намного, если деньги есть. Но совсем редкие детали, конечно, сложнее стало искать. Их не выпускают, но нужны они всем.

Многое даже изготавливают с нуля на все эти машины, есть специальные интернет-магазины для реставраторов. И декор, и ткани, и детали разные. Вот это развивается хорошо. Раньше что смог найти, то и поставил, сейчас можно выбрать.



                            Заоблачные цены - хобби не помеха 

10. Читателей интересует — во сколько же обходится восстановление ретро-автомобилей, насколько затратно это хобби? И за какие суммы Вам удалось продать свои раритетные машины?

Конечно, у всех все по-разному. Стоимость зависит от изначального плана, что хотелось бы получить и состояния, цены автомобиля-исходника. Все индивидуально. Когда я только начинал, были еще подъемные цены, сейчас совсем заоблачные. Даже если делать основное своими руками. Например, тот красный ЗАЗ-965А в 2010 году вышел примерно в 100 тысяч, но там сама машина досталась даром можно сказать. Продал за 230 в 2013 году.



Коллекционеры часто делают это не ради денег

Тот, который уехал в Швейцарию, получился по себестоимости примерно 270 тысяч, но там объем работ был уже значительно больше. И дело было на 10 лет позже. И продал я его за эту же сумму. Слишком ёмким он получился по деньгам. Самый дорогой - это как раз «Москвич». Там уже за 700 перевалил бюджет, но он и сам по себе более ценен чем тот же «Запорожец». Другой уровень как бы.

Если посчитать все затраты и выручку на все машины, то, конечно, получается вполне себе выгодно. Но это изначально не ради заработка делается, на этом много не заработаешь. Особенно если делать машины под себя, а не как они должны быть с завода. Такие индивидуальные потом сложнее продать. Ремонт, конечно, всегда выходит дороже покупки авто, если не брать почти готовый автомобиль. Чтобы сразу кататься, а не ремонтировать.



Нередко машины при покупке выглядят так. На фото: "Москвич-401" 1955 года

11. Какие советы можете дать тем, кто только решает заняться реставрацией и покупкой ретро-автомобилей

  Я бы посоветовал новичкам, делающим первые шаги, ответственно подходить к делу, правильно оценивать свои силы, ведь за красивым, как с конвейера, сверкающим на солнце автомобилем могут скрываться солидные вложения и многие месяцы, а то и годы упорного труда. Но, в то же время, не стоит бояться трудностей, поскольку достигнутый результат окупит сторицей все ваши усилия и даст неповторимые эмоции от владения редким автомобилем и гарантированно обеспечит вам внимание на дороге. Оно того стоит, без малейшего сомнения!

Записала Анна Анатольева

Новости на Блoкнoт-Волгоград

Будь в курсе событий!
Подпишись на «Блокнот Волгоград»
в Телеграм.

Подписаться

  Тема: Лица города  
ВолгоградЛица городаретромашиныреставрация
2
1