Волгоград Суббота, 18 мая

Почему закрыли дело о теракте «черного августа» с волгоградским самолетом: история смертельного рейса 1303

Почему закрыли дело о теракте «черного августа» с волгоградским самолетом: история смертельного рейса 1303

24 августа 2004 года всю Россию потряс теракт с двум самолетами, вылетевшими из столичного Домодедово. Один из них, с номером рейса 1303, летел в Волгоград. В 2024 кровавой трагедии «исполнится» 20 лет, теперь эта дата навсегда вписана в историю крупнейших авиационных катастроф, произошедших в результате теракта. Волгоградский и сочинский самолет, каждый вылетел по своему маршруту с разницей в 30-40 минут, разорвало на части в небе практически одномоментно. Одни источники озвучивали, что разница между взрывами была небольшой, до 1 минуты, другие — несколько секунд. Шансов на спасение не было ни у кого.

Смертницы практически одновременно взорвали два самолета — ТУ-154Б-2 (рейс Москва — Сочи) и ТУ-134А-3 (рейс Москва — Волгоград). Общее число погибших на двух рейсах составило 89 человек. В волгоградском самолете по нынешним меркам летело немного пассажиров — всего 35 человек, включая смертницу. Еще девять — члены экипажа.

Вернемся в Волгоград 20-летней давности, тогда простенький мобильный телефон был далеко не у каждого. А если и был, то оплачивалась каждая минута разговора. Интернета и онлайн-табло с прилетами и вылетами рейсов — подавно. Сотовые только-только начинали плотно входить в нашу жизнь. Получив, короткое сообщение о том, что ждите, вылетаем, близкие и родные обычно ехали встречать в аэропорт. Так было и с волгоградским рейсом 1303, который 24 августа 2004 года очень ждали...

Родственники ехали в аэропорт, не зная, что их близких больше нет

Это был обычный вечер вторника. На часах 21:30, Домодедово, экипаж ТУ-134 готовится к вылету в Волгоград, пассажиры проходят стандартную процедуру досмотра и попадают на борт. Никто не знает о том, что через час с небольшим их жизнь оборвется в секунды. И только фамилия одной теперь всегда будет вызывать массу вопросов, догадок и предположений.



Переславцев Алексей - Российская команда AviaPhoto. Так выглядел ТУ-134 за два месяца до взрыва. Его последнее фото из Домодедово в июне 2004



ФОТО: скрин видеосюжет НТВ, аэропорт Домодедово, 2004 год

ТУ-134 вылетел из Москву в Волгоград в 22:30 в штатном режиме. В Волгограде должен был приземлиться около полуночи. За штурвалом находился высококлассный пилот, налетавший свыше 6 тысяч часов, командир корабля 44-летний Юрий Баичкин, он же — гендиректор ООО «Волгоград-Авиаэкспресс» и авиакомпании «Волга-Авиаэкспресс». К 23:50 еще ничего не подозревающие близкие, друзья и знакомые, стали собираться в зале ожидания в Гумраке, чтобы встретить летевших этим рейсом. Услуги такси на тот момент развиты были еще слабо, поэтому встречающие сами старались сами забирать родных.

Картину взрыва восстанавливали по секундам

Взрыв в волгоградском самолете прогремел, примерно, спустя 26 минут после взлета. По данным МАК — в 22:54. К этому моменту ТУ-134 уже взял курс на Волгоград. Сильнейшая вспышка произошла в хвостовой части воздушного судна, в этот момент самолет пролетал над Тульской областью. Дальше все происходило стремительно. В секунды машина стала беспомощно разваливаться в воздухе. Самолет резко потерял связь с землей и первым пропав с радиолокаторов. Позднее специалисты говорили, что такое бывает, когда самолет рушится моментально, все системы отказывает молниеносно.




ФОТО: скрин видеосюжет телеканал НТВ

Сначала у волгоградского самолета оторвало хвостовую часть, мощнейший воздушный поток не щадил находившихся ближе к носовой части, ничего не понимающих людей стало вытягивать в хвост, в том числе и лётчиков. Пилоты еще пытались управлять обломком, но шансы посадить самолет у экипажа были нулевыми. 

Разорванный на две части лайнер рухнул на землю с высоты 8100-9100 тысяч метров. В открытых источниках есть расшифровка разговора с бортовых самописцев, происходившего в кабине сочинского рейса в момент взрыва. По звуку это был мощный хлопок, сразу после которого внутри самолета резко упало давление. После хлопка в кабине пилотов раздается протяжный крик, свидетельствующий о боли, затем следует сигнал о разгерметизации, в кабине экипажа гаснет свет. Затем продолжаются крики, ругань, стон, а потом снова крик, в какой-то момент несколько криков переходят в протяжные. Кто-то их членов экипажа пытается сориентироваться, где они находятся. Опять следуют крики, стоны и не прекращаемый вопрос «где?» :

22:54:56,8. Господи!

22:55:01,6. Нет, нет, не здесь, не здесь. (Ругань.)

22:55:07,5. Ну на себя бери.

22:55:08,8. На себя?

22:55:09,8. На себя.

22:55:10,3. Давай!

22:55:12,5. Ты здесь?

22:55:14,8. Уходи.

22:55:16,7. Где мы?

Где мы сейчас упадем? Или: что с нами?

22:55:19. А-а-а!

22:55:20,3. На себя!

22:55:23,1. Стоны.

22:55:23,7. Прекращение записи.

Столкновение с землей

«Катастрофическая ситуация возникла на крейсерских эшелонах полета (12100 м для ТУ-154 и 8100 м для ТУ-134) практически одновременно и неожиданно для экипажей. В этих условиях экипажи не имели возможности благополучно завершить полет», говорится в материалах расследования катастрофы по поводу обоих самолетов.

К двум часам ночи 25 августа спасатели стали находить в поле, в 2 километрах севернее населённого пункта Бучалки Кимовского района Тульской области, первые обломки волгоградского самолета. Обгоревшие фрагменты корпуса самолета, хвостовая часть ТУ-134 лежала в 700 метрах от носовой части и крыльев на болотистой местности. На утро 25 августа было получено официальное страшное сообщение — выживших среди находившихся на борту ТУ-134 нет, все 43 человека, рейсом, летевшим в Волгоград, погибли.


ФОТО: сюжет Первого канала, Репортажи с мест авиакатастроф из Тульской и Ростовской областей, 25 августа, 2004

Мелкие фрагменты лайнера, остатки личных вещей погибших и другие предметы долго собирали в радиусе до трех километров от места падения ТУ-134. Картину трагедии восстанавливали в том числе с помощью бортовых самописцев, которые оказались в удовлетворительном состоянии.

Восемь членов экипажа похоронены на Димитриевском кладбище Волгограда

Большая часть пассажиров разбившегося самолета — жители Волгоградской области. Среди погибших оказалось двое петербуржцев, москвичей, один израильтянин и гражданин Чечни. 

Теракт в самолете 2004 года унес жизни довольно известных в широких кругах волгоградцев. В этой трагедии не стало Виктора Лебединского — директор ОАО «Волгоградтрансгаз», Михаила Хромченко — руководитель одной из служб Волгоградского отделения Приволжской железной дороги. В самолете рейсом 1303 летел Игорь Бытин, управляющий региональным отделением Федерального депозитного банка, директор «АиФ-Нижнее Поволжье» Олег Белозеров, Дмитрий Стеклов представитель дочерней компании «ЛУКОЙЛа» — «ЛУКОЙЛинформ». А также советник на тот момент губернатора Волгоградской области Николая Максюты Юрий Елисов.


Управлял взорвавшимся самолетом экипаж вместе с пилотом Юрием Баичкиным, из восьми человек. Это пилот 39-летний Владимир Дужак, второй пилот 37-летний Борис Архипов, штурман 50-летний Николай Доценко, бортмеханик 40-летний Юрий Коробкин, пилот-инспектор Валерий Тришкин. 

Пассажиров обслуживали три стюардессы — Екатерина Салтыкова (41 год), Светлана Головина (32 года) и Оксана Бобровских (34 года).


Похоронный-Дом Память, похороны жертв авиакатастрофы рейса Москва-Волгоград 24.08.2004

В августе того же года восемь членов экипажа были похоронены рядом друг с другом в одной могиле в начале Центрального кладбища Волгограда (Димитриевском) в закрытых гробах. Перед прощанием прошла гражданская панихида, которая собрала огромнейшее количество неравнодушных волгоградцев. На всем пути траурного картежа люди забрасывали дорогу живыми цветами.

Через некоторое время имена разбившихся членов экипажа нанесли на постаменты из черного гранита. Сегодня на Дмитриевском кладбище Волгограда в ряд стоят восемь памятников в виде крыльев самолета. На всех них указана одна дата смерти — 24 августа 2004.

Собирали взрывчатку в туалетах

Родственники, прибывшие в ту ночь в Гумрак встречать близких, стали узнавать о трагедии лишь в третьем часу. Сначала людям говорили, что рейс задерживается, а потом, когда весть о трагедии появилась в СМИ, в аэропорт приехал на тот момент зампрокурора Михаил Музраев. Собравшимся в зале ожидания озвучили ужасающую правду — самолет разбился, выживших нет. Естественно, реакций людей был острый шок. Немного погодя, в аэропорт стали съезжаться и другие родственники. Узнавали о случившемся уже, как правило, из новостей.

Известно, что один взорвавших самолетов успел подать сигнал SOS, поэтому достаточно быстро стало понятно, что имело место быть ЧП. Впрочем, версию с терактом стали рассматривать не сразу, но поставили ее на первое место, так как в катастрофах двух самолетов было слишком много совпадений. Первоначально звучали предположения про человеческий фактор-ошибка в пилотировании, отказ техники-неисправность самолетов, некачественное топливо. Не исключались в том числе плохие погодные условия. 


ФОТО: сюжет Первого канала, Репортажи с мест авиакатастроф из Тульской и Ростовской областей, 25 августа, 2004

Чтобы установить причины трагедии в самолете рейс Москва — Волгоград провели максимально тщательное расследование. Официально озвученной версией впоследствии стал теракт. Специалистам удалось выяснить, что ТУ-134 был полностью исправен, до самого момента взрыва все продолжало работать в штатном режиме. В отношении экипажа тоже оказалось все идеально. Изучив, бортовые самописцы, эксперты установили, что катастрофа возникла в результате ударного действия на конструкцию внутри, затем корпус начал разрушаться из-за разгерметизации. Комиссия озвучила, что главной причиной стало срабатывание взрывного устройства в салоне.

По версии Генпрокуратуры, взрывы на самолетах ТУ-154 и ТУ-134 совершили уроженки Чечни Аманат (Аманта) Нагаева и Сацита Джебирханова. На борт волгоградского самолета пробралась 30-летняя Аминат Нагаева. Однозначной версии, что именно эти женщины взорвали оба самолета нет до сих пор, речь всегда шла о том, что смертницы проникли на борт лишь по документам данных женщин. Точные личности погибших идентифицировать даже спустя год после расследования трагедии не удалось.





ФОТО: сюжет Первого канала, Репортажи с мест авиакатастроф из Тульской и Ростовской областей, 25 августа, 2004

Позднее следствие предположило, что обе террористки собирали взрывные устройства в туалетах на борту самолетов, а в зоне досмотра они были без них. Потом звучало, что, скорее всего, в качестве детонаторов к взрывчатке террористки использовали неметаллический взрыватель и все же пронесли все на себе. Женщины имели при себе незначительную ручную кладь, на контроле эти сумки не вызвали никаких подозрений, на записи с одной из камер эксперты увидели, как чеченки проходят через рамки металлодетекторов. Однако никакого сигнала приборы не подали. По такой версии, сев в самолеты, женщины не выходили в туалеты, а привели в действие на своих местах.



ФОТО: Avia.Pro - схема стандартного самолета модели ТУ-134

А вот мощность поясов могла быть небольшой — около 400 граммов в тротиловом эквиваленте. Дальше было «дело техники» — наступило разрушение и воздушные судна сделались фактически неуправляемыми. При расследовании в обломках обоих самолётов нашли частицы гексогена, что еще раз подтверждало версию о спланированных актах.

Цитата из документов:

«Разрушения начались от нерасчетной нагрузки, действовавшей изнутри фюзеляжа и представлявшей собой ударное воздействие взрывного характера в районе правых бортов самолетов (25 ряд кресел в самолете ТУ-154 и 19 ряд кресел в самолете ТУ-134). Дальнейшие разрушения элементов конструкции происходили под действием возникших перегрузок и скоростного напора в условиях разгерметизации гермокабины с отделением хвостовых частей самолетов. В течение 2-3 сек после начала возникновения аварийной ситуации произошло нарушение кинематической связи в проводке управления рулем высоты и рулем направления и повреждение хвостовой части самолетов».

След трагедии в Беслане и прекращение расследования 

Считается, что этот теракт обсуждался сравнительно недолго и события быстро забылись в связи с кровавой трагедией 1 сентября в Беслане. Озвучивается версия, что теракт с самолетами стал лишь отвлекающим маневром для подготовки в школе Беслана. Открытые источники упоминают, что родная сестра Аминат — Роза Нагаева — была убита через несколько дней во время штурма бесланской школы.

Возможно, теракт с волгоградским и сочинским самолетом можно было предотвратить, если бы не одно обстоятельство. Смертницы приехали в Москву из Махачкалы около 19:45, обеих действительно в тот день заметили в аэропорту сотрудники и обе попали на рейсы в последний момент. У женщин якобы забирали паспорта и направляли на досмотр оперуполномоченному по борьбе с терроризмом Михаилу Артамонову. Вскоре обе были отпущены безо всякой проверки. 

По другой версии, женщин задержал сам Артамонов для проверки документов, но обыскивать и задерживать их не стал. Пассажирки были одеты легко и ничего подозрительного с ними не было, да и документы оказались в полном порядке. Уже через час каждая из них села на смертельный рейс. Дело в том, что у Нагаевой получилось купить билет на волгоградский самолет, когда уже как час шла регистрация на рейс, а у ее подруги возникли сложности. Продажа билетов на сочинский рейс закончилась. Джебирханова обратилась к сотруднику по фамилии Армену Арутюняну, который подзарабатывал спекуляций на билетах. Помощь ей обошлась в 2 тысячи рублей. Арутюнян подсказал смертнице, что та может купить билет на следующий день и перезагистрировать его на нужную дату. Так и поступили, в те годы это разрешалось. В итоге еще 1000 рублей Арутюнян передал представителю авиакомпании Николаю Коренкову за изменения в билете. Так женщины попали на нужные им рейсы.

Расследование о взрывах в обоих самолетах Генпрокуратурой было прекращено в 2007 году, следствие признало, что зашло в тупик и не смогло выйти на заказчиков преступлений. Несмотря на это ответственность за случившееся с самолетами взял на себя Шамиль Басаев, который в России всегда значился как террорист №1, а также террористическая организация «Бригады Исламбули» (Islambouli Brigades). 

Из официального заключения о расследовании:

«Причиной катастроф самолетов ТУ-154 RA 85556 и ТУ-134 RA 65080 24 августа 2004 г. явилось разрушение конструкции самолетов в полете в результате воздействия зарядов взрывчатых веществ в пассажирских салонах».

Спустя почти 9 лет, в 2016, родственники погибших в теракте в самолете просили СК возобновить уголовное производство, но дальнейшей реакции не последовало.

Ответственность за произошедшее официально понесли Михаил Артамонов, которого обвинили в преступной халатности (посчитали, что он все же мог предотвратить жуткие события в небе) и уже в 2005 году приговорили к 7 годами лишения свободы. На суде Артамонов заявлял, что своей вины не признает. Позднее срок наказания был снижен до 6 лет. 

Армен Арутюнян и Николай Коренков получили наказание в виде 1,5 года лишения свободы в колонии-поселении. Несмотря на это в расследовании трагедии остались вопросы, особенно, по поводу личности смертниц. Были ли это те самые женщины, либо они всего лишь воспользовались чужими документами? Сообщалось, что тела обеих после взрыва разорвало на фрагменты, тело одной из смертниц собирали на месте падения самолета, а останки второй, как раз с волгоградского рейса, были обнаружены в хвостовой части ТУ-134 и на расстоянии 2,5 км от места падения самолета. Это могло свидетельствовать о том, что обе находились в эпицентре взрыва. 

Более того, погибших чеченок никто не спешил опознавать. Нагаеву и вовсе опознали методом исключения, когда личности других погибших были установлены благодаря их родным и тела забрали. Ко всему прочему, в билете Джебирхановой не оказалось не только ее имени, но и паспортных данных. Причина — до 24 августа 2004 года предъявление паспорта при покупке билета на внутренние линии не было обязательным. 


За год после трагедии следователи установили паспортные данные террористок, узнали, как они попали с бомбами на самолет, но также выяснилось, что взрывы в самолетах стали лишь первыми звеньями целой цепочки терактов того года. Через несколько дней, 31 августа, в Москве прогремел теракт у станции метро «Рижская», погибли 10 человек, в том числе, террористка-смертница и ее сообщник. 

Личность смертницы определить не смогли, но предполагали, что это сестра Аманат Нагаевой — Роза Нагаева. Вместе со смертницей был организатор — 37-летний Николай Кипкеев, причастный к взрывам в Воронеже на автобусных остановках. После этого специалистам удалось выйти на некоего Максима Панарьина, с которым общался Кипкеев. Следы августовских взрывов на самолете уходили не только в Воронеж. Следователи пришли к мнению, что захват заложников 1 сентября в бесланской школе № 1 организовала все та же террористическая группа. К тому же подтвердилось, что среди террористов, захвативших школу, были 27-летняя уроженка Чечни Роза Нагаева и еще одна уроженка селения Майр-Туб Шалинского района. К 2005 году сообщалось о том, что все члены этой группы в основном либо погибли в организованных терактах либо задержаны. После этого за год ни одного громкого теракта больше не произошло.



ФОТО: скрин «Яндекс. Карты», место падения самолета в наши дни

Сегодня на краю села Бучалки под Тулой на месте катастрофы с разбившимся волгоградским рейсом установлен памятный знак. Примерно в месте падения стоит мемориал в память о погибших в форме часовенки и расколотого белоснежного куба, на него нанесены все 43 имени погибших и название рейса ТУ-134 — рейс 1303 Москва-Волгоград. Те, кто заезжал сюда, отмечают необычайную тишину и мурашки по коже. Говорят, что место очень грустное. Указатель на дороге Р145 Епифань-Кресты «Место крушение ТУ-134 — рейс 1303» у многих вызывает необъяснимое желание свернуть в сторону места трагедии...

Ирина Рассказова

Новости на Блoкнoт-Волгоград

Будь в курсе событий!
Подпишись на «Блокнот Волгоград»
в Телеграм.

Подписаться

Волгоградновости Волгоградатеракт на самолетах 2004 годтеракт с самолетом ТУ-134 Москва - Волгоградподробности теракта на рейсе 1303 Москва Волгоградпогибшие рейс 1303 Москва-Волгоград
1
0