Волгоград Среда, 15 мая

Преодолел песчаную бурю, коррупцию и купцов-консерваторов: 110 лет волгоградскому трамваю

110 лет назад в 8 часов утра в Царицыне пустили первый трамвай. 9 апреля 1913 года новый транспорт начал осуществлять маршруты по городу на Волге. "Блокнот Волгоград" расскажет, как трамваю мешала коррупция, помог немец и при чем тут песчаная буря.

Как все началось?

9 апреля 1913 года в нашем городе открылась компания «Городские электрические сооружения», которая включала в себя трамвай и лесопилку. Проект транспорта подготовил профессор Шульгин. С 1899 года шла подготовка и реализация этого проекта. Строился трамвай на средства городской Управы под руководством русских инженеров. Трамвайные вагоны изготовил Мытищенский завод. 


Строительство трамвайной линии в заканальной части Сталинграда в 1957 году. Фотограф Москвитин. ГАВО, © МУП «Метроэлектротранс»

Царицын был первым уездным городом, в котором с разрешения Государя императора России было решено запустить электрический трамвай.

Купцы и коррупция, которые мешали


Палки в колеса новому транспорту вставляли консервативные купцы и промышленники. 

Коррупция в городе тогда процветала. Через год от 1,1 млн рублей осталось 750 тысяч, а строительство еще не начиналось. Зато когда началось, трамвайные пути были проложены в рекордно короткие сроки – за 14 месяцев. 9 апреля 1913 года ни линию вышло сразу пять трамваев. А в 1984 году был открыт Волгоградский метотрам, уникальное сооружение, которое в России есть только в Волгограде, где часть пути трамваи проходят под землей, а часть – по поверхности.

Немец, который помог исправить ошибки

По рекомендации профессора Шульгина городская управа пригласила продолжить строительство блестящего харьковского инженера Владимира Александровича Радцига – «настоящего русского немца».


Немецкие трамваи производства Wagonfabrik Gotha выпуска 1950-60 годов, © МУП «Метроэлектротранс»

Радциг исправил ошибки, допущенные при начале строительства новой электрической станции, перепроектировал трамвайное депо и изменил техническое задание на железобетонный трамвайный мост взамен дорогостоящего металлического. 

Песчаная буря

Пуск трамвая состоялся 9 апреля 1913 года при новом градоначальнике – враче, коллежском советнике бароне Алексее Иосифовиче Остен-Сакене. В этот день была песчаная буря, и, опасаясь, что трамвай сойдет с рельсов, все дворники города, выстроившись в живую цепь, подметали путь. Выручка за первый день работы составила 325 рублей.

О дальнейшей судьбе трамвайных линий можно прочитать в предыдущем материале "Блокнота". Ранее мы рассказали, как транспорт пережил войну, ушел под землю и продолжил существовать.

Татьяна Шмуренко

Новости на Блoкнoт-Волгоград

Будь в курсе событий!
Подпишись на «Блокнот Волгоград»
в Телеграм.

Подписаться

трамвай волгоградтрамваи в волгоградетрамваи волгоградаистория трамваев волгоградтрамваи волгоград
1
2