Преодолел песчаную бурю, коррупцию и купцов-консерваторов: 110 лет волгоградскому трамваю

Читайте также:
- Индийцы и китайцы оценили гранд-карусель волгоградского ЦПКиО на Park Season Expo (08.04.2023 06:49)
- Ради переименования в Сталинград волгоградец устроил пикет (07.04.2023 22:27)
- Змеи активизировались в Волгоградской области (07.04.2023 19:47)
- "Ночной дозор", Каннский фестиваль и водные американские горки: куда пойти в Волгограде 7-9 апреля (07.04.2023 17:22)
- Волгоградка с ребенком на груди украла телефон в ТЦ: видео (07.04.2023 16:27)
Как все началось?
9 апреля 1913 года в нашем городе открылась компания «Городские электрические сооружения», которая включала в себя трамвай и лесопилку. Проект транспорта подготовил профессор Шульгин. С 1899 года шла подготовка и реализация этого проекта. Строился трамвай на средства городской Управы под руководством русских инженеров. Трамвайные вагоны изготовил Мытищенский завод.
Строительство трамвайной линии в заканальной части Сталинграда в 1957 году. Фотограф Москвитин. ГАВО, © МУП «Метроэлектротранс»
Царицын был первым уездным городом, в котором с разрешения Государя императора России было решено запустить электрический трамвай.
Купцы и коррупция, которые мешали
Палки в колеса новому транспорту вставляли консервативные купцы и промышленники.
Коррупция в городе тогда процветала. Через год от 1,1 млн рублей осталось 750 тысяч, а строительство еще не начиналось. Зато когда началось, трамвайные пути были проложены в рекордно короткие сроки – за 14 месяцев. 9 апреля 1913 года ни линию вышло сразу пять трамваев. А в 1984 году был открыт Волгоградский метотрам, уникальное сооружение, которое в России есть только в Волгограде, где часть пути трамваи проходят под землей, а часть – по поверхности.
Немец, который помог исправить ошибки
По рекомендации профессора Шульгина городская управа пригласила продолжить строительство блестящего харьковского инженера Владимира Александровича Радцига – «настоящего русского немца».
Немецкие трамваи производства Wagonfabrik Gotha выпуска 1950-60 годов, © МУП «Метроэлектротранс»
Радциг исправил ошибки, допущенные при начале строительства новой электрической станции, перепроектировал трамвайное депо и изменил техническое задание на железобетонный трамвайный мост взамен дорогостоящего металлического.
Песчаная буря
Пуск трамвая состоялся 9 апреля 1913 года при новом градоначальнике – враче, коллежском советнике бароне Алексее Иосифовиче Остен-Сакене. В этот день была песчаная буря, и, опасаясь, что трамвай сойдет с рельсов, все дворники города, выстроившись в живую цепь, подметали путь. Выручка за первый день работы составила 325 рублей.О дальнейшей судьбе трамвайных линий можно прочитать в предыдущем материале "Блокнота". Ранее мы рассказали, как транспорт пережил войну, ушел под землю и продолжил существовать.
Татьяна Шмуренко
Новости на Блoкнoт-Волгоград