«Тренировался по 10 часов семь лет, отдыхать начал после 35 лет»: основатель танцевальной школы в Волгограде о выгорании и важности ошибок
Читайте также:
- Уволенному из-за покатушек Анет Сай волгоградскому полицейскому не удалось восстановиться в должности (10.10.2023 10:19)
- Волгоградку задержали на почте с крупной партией американского гашишного масла (10.10.2023 08:52)
- Старейшую стоянку на 100 домов закрывают в Волгограде: владелец рассказал, почему это грозит катастрофой (09.10.2023 19:10)
Президент Волгоградской региональной молодежной общественной танцевальной организации «Современная Молодежная Культура» и основатель танцевальной школы Jam Studio Pro Евгений Ярославцев в интервью «Блокноту Волгограда» рассказывает про родительские страхи, развитие себя и современные тренды.
Евгений Игоревич, расскажите, с чего начался ваш путь? Приходилось ли чем-то жертвовать?
Я начал танцевать в пять лет, и занимался, по сути, хореографией, народными танцами. Ближе к 10 годам я пошел на бальные танцы, а затем в подростковом возрасте в моей жизни появился хип-хоп. К 26-ти годам я полностью сосредоточился на этом направлении.
В 12 лет мой отец спросил: чего же я хочу от танцев? Я ответил, что хочу, чтобы это стало моей жизнью. На что получил прямой ответ — зарабатывай. Ты принял серьезное решение, попробуй теперь за свое решение принять такую же серьезную ответственность. Докажи мне и себе, что это действительно дело твоей жизни. Если ты хочешь стать профессиональным танцором, ты должен понимать, что профессионализм — это не только компетенция, но, и, профессия, на которой ты будешь зарабатывать. Не можешь зарабатывать танцами, заработай сначала для танцев.
Папа у меня строгий был, боксер и на заводе работал. Потрясающий человек. Но, к сожалению, он был готов спонсировать мою жизнь и учебу, а не то, что не входит в его мировоззрение. Так я начал зарабатывать. Совсем простенько — переплавлял свинец и делал грузила для рыбалки. Такие вот были 90-ые и мои первые деньги. Не могу сказать, что на этом этапе моей жизни были какие-то жертвы. Но отсутствие времени — это и есть своеобразная жертва.
Как вы решили открыть школу танцев?
Когда ты понимаешь, что тебе есть что рассказать и тебе есть что передать, то у тебя появляется желание сформировать среду, где это можно сделать. Когда, я стал достаточно опытным, я понял что хочу именно школу. То есть, я этим грезил. Понимал, чего я хочу. Конечно, изначально это все розовые фантазии и мечты, но у меня хватило сил сделать их реальностью.
Это был примерно конец 2006-го года, когда я понял, что моя спортивная карьера подходит к завершению, лучшего времени и этапа открыть свою школу не будет. Это было нужно, чтобы перейти на новую ступень. Это было не спонтанно, планомерно к этому шел. Начал с небольшого зала и придумал название. Jam Studio Pro — jam (круг — в котором танцоры показывают свое мастерство. Это показ своих навыков, а не соревнование. Танцоров принято поддерживать.); studio (студия); pro (профессионально). Но подтолкнул меня именно вопрос: «Что делать дальше? ». Когда ты просыпаешься с утра, и тебе не нужно ни на одну из тренировок, а в этом состояла вся твоя жизнь. Послужило мотивацией. Как и мое желание танцевать.
А кем вы вдохновлялись в своей молодости? Может, есть люди, которые повлияли на вас?
У меня никогда не было кумиров. С подросткового возраста я отрицал идолопоклонство.
Есть люди, которые могли и могут служить для меня примером. В моём случае, это собирательный образ. С одной стороны, на моих глазах росли потрясающие спортсмены, а с другой, у меня были сильные педагоги, которые за свою за свою карьеру не достигали ничего. Но их ученики достигали всех высот.
После того как я насчитал более трёхсот своих педагогов, у меня сложился тот самый идеальный абстрактный образ, на который можно было бы ровняться. Все эти черты — то, что желательно должно было быть во мне, чтобы я приблизился к этому образу педагога.
Танцевальная культура
Я знаю вас не первый год. И слышала различные истории о поднятии танцевальной культуры. Например, раньше считалось нормой угрожать или драться.
Что в танцевальной культуре сейчас отличается от того, что было раннее? Стало ли лучше? Ведь некоторые танцоры приверженцы «old school» (прим. «старой школы»).
Все сильно поменялось. Сама культура, в зачатке, появилась для того, чтобы искоренить зло, что творилось тогда на улицах США. Преимущественно, в бедных кварталах. Само развитие продолжилось, потому что люди всячески старались избегать негатива, и нашли таким способом единомышленников. Даже, несмотря на жестокость в гетто (прим. неблагополучный район), там старались оберегать творческих людей и не брать их в банды.
Культура переживала много взлетов и падений. Местами, кажется, совсем опускалась в анархию. Но сейчас, благодаря популяризации, через интернет, телевидение, социальные слои, негатива и насилия стало значительно меньше.
И, к счастью, в России, мы больше проскочили такой период в танцевальной среде. Может по своей ментальности или может по причине проблем в стране. Но мы проскочили период хаоса и сразу же вступили в период роста, который продолжается до сих пор. Единственным минусом для российского коммюнити (прим. сообщества) стало то, что на начальных этапах нас не воспринимали всерьез за границей, как танцоров. Это пришлось доказывать, буквально пробивать себе дорогу. Например, Константин Красилич Дамьен или паппер Андрей Батуро из Санкт-Петербурга.
Что на счет уровня танцевальной культуры в Волгограде? Не секрет, что многие танцоры и тренеры переезжают в города покрупнее, где есть заработок больше.
Так это происходит везде. Это не только «волгоградская проблема», это больше ситуация по всем провинциальным городам. Люди уезжают в центральные города, потому что хотят примкнуть к более сильному коммьюнити, и их нельзя за это винить. Творческим людям нужно развиваться. Это норма.
Не стоит забывать и о творческом кризисе, ведь рано или поздно наступит время для пересмотра своей деятельности. Некоторые кардинально изменят свое направление, другие просто решат, что это не тот город, в котором хотелось бы развиваться. Но можно по-разному к этому относиться. Я лично отношусь к этому так: если ты хочешь стать частью сильного коммьюнити, ты можешь поехать туда, где оно уже есть. Но почему бы тебе не попробовать сделать здесь сильное коммьюнити? Проявить себя здесь, как долгосрочную перспективу. Это принесет, куда больший вклад. Вопрос будет стоять в том, сможешь ли ты на региональном уровне сплотить вокруг себя людей? Иначе, зачем тебе ехать в Москву?
А вы довольны тем, чего смогли достичь, оставшись здесь?
Меня радует тот опыт, который я смог получить. И я благодарен тому, где я нахожусь, но я пока не достиг полностью, чего я хочу.
Как поменялась мода на танцы? Какие стили были популярны несколько лет назад? Какие популярны сейчас?
До 2009 года на пике были бальные танцы. Просто в то время, никто не популяризировал и не продвигал современные танцы. Хотя для любой культуры это важная точка роста.
У нас в России первыми себя стали показывать би-бои (брэйкеры), поскольку это более зрелищный вид танца с акробатическими элементами. Но любая эта зрелищность стоит тебе колоссальных энергетических затрат. После этого на первое место вышел хип-хоп. И у него такая цикличность, что он до сих пор не в топе. Не в зените своего развития. Это направление стало набирать обороты только после батлов, мастер- классов и показательных выступлений.
На спаде хип-хопа, появился твёрк. После этого открылась дорога женским стилям. И понемногу вводиться дэнсхолл. А как только прошла волна танцев на «ТНТ», как раз та точка роста, стали выстреливать новые стили. Первое, что начало набирать обороты — контемпорари. Сейчас все также в топе би-боинг. Ему дали новую жизнь, включив в олимпийский резерв. Ну и, одно из новых направлений — high heels (прим. танец на высоких каблуках). Порой, его воспринимают однобоко. Ведь он построен на соблазнении, и иногда это может выглядеть развратно. Но для этого танца очень важны развитые мышцы и высокий контроль тела. И конечно, одно из главных веяний моды сейчас по всему миру — k pop. Корейская культура имеет огромное влияние среди танцоров и обычных людей.
Как Tik-Tok повлиял на количество желающих научиться танцевать? Были ли те, кто приходил с запросом — хочу классно танцевать и снимать тренды?
ТикТок танца как такового не существует. В трендах танцуют различные стили или их вариации. Как популяризация смотрится очень круто и модно. Новый формат подачи информации, чем-то похожий на Instagram (относится к компании Meta, которая признана экстремистской и запрещена на территории в РФ) в этом отношении.Но, к сожалению, зачастую люди тоже воспринимают это однобоко. Могут подумать: «Я могу точно также завтра». А в основной массе, хорошие танцоры в ТикТоке это опытные ребята, у которых за плечами много лет практики. Именно поэтому это круто и смотрится. Нужно объяснять, что танцоры на видео — профессионалы, вот почему вам это нравится.
Стало ли больше запросов и учеников в школах благодаря этому? Не сказал бы, что катастрофически много, но у танцоров появились запросы о том, как научиться танцевать что-то конкретное. Они это увидели в приложении — получили мотивацию. В целом, это положительно отразилось на притоке танцоров.
Путь как танцора и педагога
Ваши родители поддержали ваш выбор? И почему родители часто не поддерживают своих детей в стремлении танцевать?
Это очень обширная тема, на самом деле. Объясню на личном примере. Изначально меня поддержали, но в тот момент, когда я сказал, что хочу быть профессионалом, встретился с непониманием, недовольством и вопросами по типу: «Ты что, будешь до старости лет дрыгыца?».
Как видите, мне 41, а я все еще из строя выйти не могу. То есть, для них, только с точки зрения времяпровождения, танцы — это здорово. И эта «истерия» поголовно у большинства родителей. В духе: зарабатывать танцами невозможно. Важно осознавать, что это такая же профессия, как и любая другая. Если ты относишься к этому серьезно, то все будет хорошо. Но с родителями все же приходится разговаривать и успокаивать.
Вы работаете с детьми, а это требует огромного труда и нервов. Буквально работа психолога и педагога. Возможно ли найти индивидуальный подход к каждому ученику?
Подход найти можно, но это крайне сложно. И даже, когда ты найдешь подход к конкретному ребенку, это не дает тебе гарантии, что он сделает то, что ты просишь или оправдает твои ожидания.
Ты, как педагог проводишь с ребенком не так много времени, как его родители. Вся окружающая среда давит на него. Соответственно, я всего лишь песчинка во всем этом. Чтобы получить хотя бы 80% результат, учитель должен проводить с учеником неизмеримое количество времени, чтобы стать для него авторитетом.
Приходится, изучать психологию для работы с детьми разных возрастов. Чтобы понимать, как говорить и объяснять так, чтобы ребенок не входил в протестное состояние, как тренировать, чтобы ребенок чувствовал в тебе защиту и понимание. Простыми словами — создать безопасную среду. Где его будут принимать и объяснять, что поможет ребенку понять самого себя.
Было ли желание все бросить и пойти на «нормальную» работу? Как часто вы устаете от своей роли тренера? Что необходимо, чтобы восстановится?
Это любимая работа, нет никаких «восстанавливаться». За всю мою карьеру, был только один случай: у меня была долгая депрессия, и случилось творческое выгорание. Это было неизбежно, ведь никто раньше не объяснял, что такое происходит. Тогда я тренировался по 10 часов ежедневно в течение 7 лет. И в какой-то момент это произошло, вылетел немного из жизни. «Сегодня не хочу» затянулось на 6 месяцев. С тех пор я понял, что необходимо отдыхать и научился переключаться, чтобы мозг получал другую информацию и ощущения.
Прямо отдыхать я начал только после 35-ти лет. Меня спасал только мой характер и более менее стабильная психика. Сейчас я серьезно к этому отношусь, и мы внимательно следим за состоянием наших педагогов.
Связываете ли вы постоянную усталость и выгорания с тем, что сейчас очень высокий темп жизни?
Конечно, нам в голову вбивают «простые» мысли, но, на мой взгляд, не всегда правильные. Ты должен, ты обязан. Должен всех удивить, доказать всем что-то. С одной стороны правильно, мол, все сводится к обычному: прояви себя. Но мало кто объясняет, что делать в итоге? Поставленные цели слишком глобальные, как «пойди туда — не зная куда».
Ты всю жизнь пытаешься кому-то что-то доказывать, но когда начинаешь правильно планировать свои силы, направлять в нужное русло, твое КПД возрастает и тебе начинает нравиться твое дело. Ты видишь результат. Начинаешь обращаться внимание на мелкие детали, из которых, по сути, и состоит твой успех.
Важен ли талант? Или всего можно добиться дисциплиной и практикой?
С талантом прикольно, скажу так. Я даже завидовал таким ребятам. Но у них есть одна черта характера — человек не ценит того, чего достиг. Ему просто это досталось. Он же не выгрызал этот навык зубами. И за всю мою карьеру, я не помню ни одного талантливого танцора, который бы достиг чего-то в долгосрочной перспективе. А вот те, кто шли поэтапно, планировали свои действия — добились успехов.
Танцы — это такой же спорт?
Для меня да. Кто-то говорит, что танцы не спорт, а больше искусство. Но танцоры делают большие физические нагрузки для своих выходов и тренировок. Отжимаются, растягиваются, чтобы просто иметь силы сделать элемент. Это больше, чем физкультура.
Можно ли научиться танцевать самому?
Можно. На самом деле мы и учимся танцевать самостоятельно. Нам объясняют с помощью, каких инструментов можно этого достичь. Нигде вы не встретите танцора, который по линейке повторял за педагогом и научился бы танцевать.
В итоге, все сводится к тому, что тебе показали как можно и нужно практиковаться. Чтобы достичь результатов внутри своего тела и сравнить это с увиденным. И в школах, мы учим не столько танцевать, сколько объясняем и показываем, как этого можно добиться самостоятельно.
По каким критериям вы выбираете тренера? Часто тренером может стать ваш ученик.
Зависит от того, что ты ищешь. Если творческую жилку, новый подход к работе, присмотрись к, молодым танцорам — педагогам. Старые же педагоги объясняют серьезную дисциплину внутри себя, помогают сформировать базу, понимание своего тела.
Что приходит с опытом в вашей профессии?
Понимание, что танцы — это не спринт. Это игра в долгую. И, как и в шахматах, тебе необходимо не просто понимать, где ты сейчас и что с этим делать, а понимать, где бы ты хотел быть через 2 года. Своеобразная шахматная доска.
У вас за плечами огромный опыт в роли судьи, но вы также продолжаете, и выступать на различных чемпионатах. Что вы чувствуете, выходя на батл спустя года? Отличается ли это от вашего первого раза?
Конечно. Первый раз — это животный страх. И гонка за призовыми местами. После появился другой страх. Страх ответственности. Меня многие знали, и я боялся не оправдать ожиданий. К счастью, это быстро прошло. Сейчас же я просто получаю удовольствие, у меня нет желания, во что бы то ни стало победить. За другими вещами уже приходишь. И хочется немного показать себя, мол, ребята, смотрите я все еще в строю, посмотрите мою философию танца. Если выигрываю где-то, то это способ потешить эго, если проигрываю, то меня это уже перестало заботить. Повторюсь, танцы — очень субъективная штука.
Насколько важна победа на батле или турнире? Важнее ли это опыта? Ведь некоторые ученики расстраиваются из-за того, что не занимают призовые места.
Ну, победа окрыляет и вдохновляет, поражение обучает. Но давайте не будем ставить знак равенства между победой и первым местом. Если сказать, что победа не важна, то мы слукавим. Всем хочется выигрывать, это нормально. Ставить во главе всего только победу нельзя. Всегда найдутся люди сильнее тебя или тот, кто в моменте будет смотреться выигрышнее. Много субъективных моментов.
Но без победы, опыт не важен. Знаете, это как отсутствие навыка при наличии знаний. Если ты не получаешь результата от своих знаний, то зачем тебе они нужны? Вот здесь, если при наличии опыта у тебя нет побед, возникают некоторые вопросы. Победы бывают разные. Например, это может быть результат, которого ты хочешь достигнуть. Пройти отбор или выйти в полуфинал. Ты поставил задачу, и ты ее достиг.
Как-то на мастер-классе вы сказали, цитирую: «Делайте ошибки, без них вы ничего не добьетесь». Как некоторым ученикам преодолеть этот страх ошибки?
Дело же в воспитании. Давайте разберем, что такое ошибка? Это результат, который ты получил, но который тебя не устроил. Он не соответствует тому, чего ты хочешь. Как не бояться? В первую очередь, пояснять родителям, что нельзя детей постоянно тотально ругать за ошибки. Нужно им объяснять причинно-следственную связь. Что ошибка — это закономерный итог определенных действий. И если ты хочешь другой результат, попробуй подходить к работе по-другому.
Я помню, как говорил, что ошибка — это то, чего мы постоянно боимся. А боимся почему? Потому что за ошибкой следует наказание. Морально или физически, не важно. Что делает ребенок в ответ на это? Начинает закрываться, это его защитная реакция. Возникает страх делать что-то новое, потому что это может вызвать какую-либо форму ошибки. А за ошибкой следует наказание, которого мы избегаем. Поэтому важно не упускать из виду, казалось бы, очевидные вещи.
Вы не могли бы рассказать интересный случай из своей работы?
Да, это из «оперы» стратегического планирования. Со мной занимался один мальчик, который очень долго тренировался и сильно боялся всегда. Долго не мог пройти отбор, не мог совладать с собой из-за возраста. Родители даже планировали его забрать из школы, но я просил дать ему немного времени вырасти и осознать. И действительно, в какой-то момент, его кубик рубика собрался в голове из мыслей и навыков, словно все сошлось в одной точке, и он стал выигрывать. Резко. Для всех вроде бы как спонтанно. Стал показывать постоянный результат. Но для меня это было лишь подтверждением правоты, вот и всё.
Танец — это жизнь?
Да. Любое занятие, которое поглощает тебя, и в котором ты растворяешься, как личность, которое увлекает тебя — является твоей жизнью.
И напоследок, оглядываясь на свое прошлое, какой совет вы бы дали начинающим танцорам?
В первую очередь, сделать заданное собой здесь и сейчас. Если хочешь чего-то достичь, сначала подумай, что это такое и насколько оно значимо. Все распланируй. И раздели это на мелкие составные части, распиши и начни делать согласно плану.
Не ставь во главу неудачи, не нужно придавать им слишком большое значение. Также и своим победам излишнего значения не придавай. Это своеобразная синусоида: сегодня ты проиграл, завтра выиграл.
Всегда обращай внимание на детали своего роста. Внутри себя. Думай, что же такого изменилось во мне сегодня? Что интересного я сделал? Как это сегодняшнее поможет изменению завтра?
Если танец твоя жизнь, то ты должен понимать и следить за тем, как ты растешь. Когда начинаешь обращать внимание на мелкие изменения, ты начинаешь получать постоянное удовольствие. Мы ведь в жизни стараемся испытывать удовольствие. Нам что-то нравится, потому что оно получается. Как только все это станет значимым, твой рост перестанет быть рутинным и скучным. Все станет интересным.
Елена Пыльнова