13.08.2013 15:25
Волгоградский гитарный мастер Михаил Стрельцов: «У меня в роду все левши»
13 августа празднуется Международный день левшей. Сегодня мы рассказываем об одном выдающемся левше нашего города.
Гитарный мастер Михаил Стрельцов родился в Ставрополе, учился в Волгограде на газовика и дирижера, был директором ДЮТа, играл в группе и даже работал в ресторанах. Сейчас он единственный в регионе гитарный мастер.
Ко своему празднику Михаил относится спокойно, хоть он ему и близок. «У меня в роду все были левши, - рассказывает он. - Отец мой умел писать обеими руками, задом наперед и даже в зеркальном отражении. Я тоже родился левшой. Хоть меня и переучили, все равно считаю себя относящемся к этой «породе».
Целый день он работает в мастерской, которую сам создал в подвале своего дома. Там и днем, и ночью Михаил «пилит гитары».
Мастерская его – это несколько комнатушек в подвале дома на окраине Волгограда. На работу ему ходить далеко не приходиться – разве что спуститься по лестнице. Рабочего графика у мастера тоже нет, поэтому он работает, как сам выражается «круглосуточно». Самая обычная растянутая футболка, широкие удобные штаны – вся экипировка гитарного гуру. «Работа пыльная, поэтому одежка всегда грязная. Все уже привыкли к этому, так что фартучки – это лишнее», - смеется Михаил.
«Тяга к музыке у меня была всегда с детства, но я никогда не думал, что буду делать гитары, - говорит умелец. – Хотелось играть на инструменте, а в советское время достать гитару было за гранью фантастики. Так и пришел к тому, что уж лучше самому сделать. Играть-то на чем-то надо».
Стены в мастерской увешаны различными деревянными и пластиковыми формочками. «Это шаблоны» - показывает Стрельцов. Развешаны выкройки, похожие на принадлежности портного. Шкафы и тумбы завалены баночками, коробочками, некоторые с надписями «ветошь» или «клей». Каждая деталь имеет значение, без какой-нибудь картонки, которая является основным шаблоном, гитара может и не получиться. Поэтому творческий хаос среди инструментов мастера это привычное дело.
Приступая к работе, Михаил внимательно осматривает очередной инструмент (точнее его часть). «Уже разобрал, это мне на ремонт принесли, - поясняет ремесленник. – Девять гитар из десяти имеют какие-то грехи. Приходится исправлять». В работе у мастера всегда несколько инструментов: что с «нуля», что на ремонт, есть отдельная категория «для себя» - это, правда, редко бывает. Поэтому в течение дня сразу несколько дел и делаю. И руки не устают, и голова не так утомляется.
Для тонкой работы нужны и специальные инструменты, однако зачастую «фирма» не по карману. Но гитарных дел мастер не стесняется, приобщить и совершенно вроде бы далекие вещи к работе. Так, например, десятки пинцетов, зажимов, ножей, резачек и стамесок превратились в настоящее орудие труда. Шило и отвертки – все пригодится. Один из рабочих столов мастера почти целиков завален инструментами. «Не перестаю восхищаться советскими инструментами – они все-таки лучшие», - радуется Михаил. Он даже нашел применение электрическому набору для маникюра.
А вот дерево, то есть основной материал, из которого делается инструмент, подлежит очень жесткому отбору. Здесь фанерой или клееной доской не отделаешься. Дерево, как и гитара, живое – поэтому используются только благородные породы. «Вот такие дощечки получаются, конечно, не сразу, - рассказывает специалист. - Да и «перламутровый» клен найти не так уж легко. Этот, например, я привозил с Кавказа. Оно не только просто красивое, видите, как играет? А звук… Профессионалы оценят».
Считается, что мастеровой инструмент - это полностью ручная работа. Обманчиво. На самом деле, есть операции, которые практически невозможно выполнить без использования станков. Так, например, необходимо довести грубую дровину до прекрасной «перламутровой» дощечке, которая как раз таки и пойдет на деку очередной «красотки» (так называет инструменты Михаила его дочь). Поскольку рабочее место от зоны отдыха отделяет всего небольшая лестница в два пролета, то обед бывает почти всегда по расписанию. Супруга Михаила накрывает на стол, как только он «отпустит» ее из мастерской. Лариса Стрельцова уже много лет работает вместе с мужем, на почетной должности старшего подмастерья.
После сытного обеда, можно заняться и одной из самых сложных работ в гитарном производстве. Мелкая, кропотливая инкрустация требует максимум усидчивости и внимательности. Сегодня Михаил работает с натуральным перламутром, ракушка в простонародье. «Как, оказалось, найти качественный перламутр не так уж просто, - рассуждает дока. – Есть несколько вариантов, как можно расположить узор, зачастую заказчики и сами не знают, чего хотят». Однако самое сложное, это даже не рисунок, Михаил – художник, поэтому и видит, каким должен конечный результат. Так ведь эту твердую ракушку еще нужно и расколоть, да обработать. А все эти маленькие ромбики и квадратики, будущие лепестки да листики приобретают такой вид исключительно с помощью руки мастера – шлифовка, подгонка, все делается в ручную.
С несколькими цветочками из ракушки Михаил может просидеть и несколько часов, и несколько дней. Однако задача на сегодня выполнена: рисунок в голове сформировался, наброски уже видны. Львиную долю в работе занимает мыслительный процесс. «Могу месяц думать, а потом сделать за пару часов», - подтверждает он. Помимо инкрустации натуральным перламутром, украшение на инструменте может быть также из пластика или дерева, точнее шпона. Например, так называемая «бабочка» - идея и воплощение мастера Стрельцова.
Работы всегда хватает. На ремонт несут очень много инструментов, но свое-то делать куда интереснее, к тому же в этой области свободы хватает. А еще и «вторая половинка» помогает. Михаил в долгу не остался: назвал гитары в честь жены Ларисы «Lorance». Так что уже около двадцати лет по миру расходятся гитары волгоградского мастера с именем его супруги.
Вот так незаметно и вечер подкрался. Можно уже и отдохнуть. Ан нет. Жена заводит в мастерскую мужчину: «Миш, помоги, играть невозможно! Посмотри что с ней не так?» - протягивая мастеру гитару, говорит местный музыкант.
Разве откажешь старому другу. Мастер на глазах разбирает интсрумент и аккуратно выпиливает кусочек, как по заказу. «Не много не мало, а часик на это потратил, - вздыхает Стрельцов. – И так каждый день… Друзья, знакомые, просто клиенты шлейфом тянутся в течение всего дня…»
«Вот и славно, зато денежка есть», - улыбается Михаил.
«Так вот и проходят день за днем, год за годом. Приятно, что есть любимое занятие. А недавно сын стал проявлять интерес к гитарному делу, даже помогает. Вот и смена идет. Здорово!» Новости на Блoкнoт-Волгоград
Гитарный мастер Михаил Стрельцов родился в Ставрополе, учился в Волгограде на газовика и дирижера, был директором ДЮТа, играл в группе и даже работал в ресторанах. Сейчас он единственный в регионе гитарный мастер.
Ко своему празднику Михаил относится спокойно, хоть он ему и близок. «У меня в роду все были левши, - рассказывает он. - Отец мой умел писать обеими руками, задом наперед и даже в зеркальном отражении. Я тоже родился левшой. Хоть меня и переучили, все равно считаю себя относящемся к этой «породе».
Целый день он работает в мастерской, которую сам создал в подвале своего дома. Там и днем, и ночью Михаил «пилит гитары».
Мастерская его – это несколько комнатушек в подвале дома на окраине Волгограда. На работу ему ходить далеко не приходиться – разве что спуститься по лестнице. Рабочего графика у мастера тоже нет, поэтому он работает, как сам выражается «круглосуточно». Самая обычная растянутая футболка, широкие удобные штаны – вся экипировка гитарного гуру. «Работа пыльная, поэтому одежка всегда грязная. Все уже привыкли к этому, так что фартучки – это лишнее», - смеется Михаил.
«Тяга к музыке у меня была всегда с детства, но я никогда не думал, что буду делать гитары, - говорит умелец. – Хотелось играть на инструменте, а в советское время достать гитару было за гранью фантастики. Так и пришел к тому, что уж лучше самому сделать. Играть-то на чем-то надо».
Стены в мастерской увешаны различными деревянными и пластиковыми формочками. «Это шаблоны» - показывает Стрельцов. Развешаны выкройки, похожие на принадлежности портного. Шкафы и тумбы завалены баночками, коробочками, некоторые с надписями «ветошь» или «клей». Каждая деталь имеет значение, без какой-нибудь картонки, которая является основным шаблоном, гитара может и не получиться. Поэтому творческий хаос среди инструментов мастера это привычное дело.
Приступая к работе, Михаил внимательно осматривает очередной инструмент (точнее его часть). «Уже разобрал, это мне на ремонт принесли, - поясняет ремесленник. – Девять гитар из десяти имеют какие-то грехи. Приходится исправлять». В работе у мастера всегда несколько инструментов: что с «нуля», что на ремонт, есть отдельная категория «для себя» - это, правда, редко бывает. Поэтому в течение дня сразу несколько дел и делаю. И руки не устают, и голова не так утомляется.
Для тонкой работы нужны и специальные инструменты, однако зачастую «фирма» не по карману. Но гитарных дел мастер не стесняется, приобщить и совершенно вроде бы далекие вещи к работе. Так, например, десятки пинцетов, зажимов, ножей, резачек и стамесок превратились в настоящее орудие труда. Шило и отвертки – все пригодится. Один из рабочих столов мастера почти целиков завален инструментами. «Не перестаю восхищаться советскими инструментами – они все-таки лучшие», - радуется Михаил. Он даже нашел применение электрическому набору для маникюра.
А вот дерево, то есть основной материал, из которого делается инструмент, подлежит очень жесткому отбору. Здесь фанерой или клееной доской не отделаешься. Дерево, как и гитара, живое – поэтому используются только благородные породы. «Вот такие дощечки получаются, конечно, не сразу, - рассказывает специалист. - Да и «перламутровый» клен найти не так уж легко. Этот, например, я привозил с Кавказа. Оно не только просто красивое, видите, как играет? А звук… Профессионалы оценят».
Считается, что мастеровой инструмент - это полностью ручная работа. Обманчиво. На самом деле, есть операции, которые практически невозможно выполнить без использования станков. Так, например, необходимо довести грубую дровину до прекрасной «перламутровой» дощечке, которая как раз таки и пойдет на деку очередной «красотки» (так называет инструменты Михаила его дочь). Поскольку рабочее место от зоны отдыха отделяет всего небольшая лестница в два пролета, то обед бывает почти всегда по расписанию. Супруга Михаила накрывает на стол, как только он «отпустит» ее из мастерской. Лариса Стрельцова уже много лет работает вместе с мужем, на почетной должности старшего подмастерья.
После сытного обеда, можно заняться и одной из самых сложных работ в гитарном производстве. Мелкая, кропотливая инкрустация требует максимум усидчивости и внимательности. Сегодня Михаил работает с натуральным перламутром, ракушка в простонародье. «Как, оказалось, найти качественный перламутр не так уж просто, - рассуждает дока. – Есть несколько вариантов, как можно расположить узор, зачастую заказчики и сами не знают, чего хотят». Однако самое сложное, это даже не рисунок, Михаил – художник, поэтому и видит, каким должен конечный результат. Так ведь эту твердую ракушку еще нужно и расколоть, да обработать. А все эти маленькие ромбики и квадратики, будущие лепестки да листики приобретают такой вид исключительно с помощью руки мастера – шлифовка, подгонка, все делается в ручную.
С несколькими цветочками из ракушки Михаил может просидеть и несколько часов, и несколько дней. Однако задача на сегодня выполнена: рисунок в голове сформировался, наброски уже видны. Львиную долю в работе занимает мыслительный процесс. «Могу месяц думать, а потом сделать за пару часов», - подтверждает он. Помимо инкрустации натуральным перламутром, украшение на инструменте может быть также из пластика или дерева, точнее шпона. Например, так называемая «бабочка» - идея и воплощение мастера Стрельцова.
Работы всегда хватает. На ремонт несут очень много инструментов, но свое-то делать куда интереснее, к тому же в этой области свободы хватает. А еще и «вторая половинка» помогает. Михаил в долгу не остался: назвал гитары в честь жены Ларисы «Lorance». Так что уже около двадцати лет по миру расходятся гитары волгоградского мастера с именем его супруги.
Вот так незаметно и вечер подкрался. Можно уже и отдохнуть. Ан нет. Жена заводит в мастерскую мужчину: «Миш, помоги, играть невозможно! Посмотри что с ней не так?» - протягивая мастеру гитару, говорит местный музыкант.
Разве откажешь старому другу. Мастер на глазах разбирает интсрумент и аккуратно выпиливает кусочек, как по заказу. «Не много не мало, а часик на это потратил, - вздыхает Стрельцов. – И так каждый день… Друзья, знакомые, просто клиенты шлейфом тянутся в течение всего дня…»
«Вот и славно, зато денежка есть», - улыбается Михаил.
«Так вот и проходят день за днем, год за годом. Приятно, что есть любимое занятие. А недавно сын стал проявлять интерес к гитарному делу, даже помогает. Вот и смена идет. Здорово!» Новости на Блoкнoт-Волгоград