Изменения в АПК РФ не разгрузят арбитражные суды
Первого июня вступают в силу поправки в Арбитражный процессуальный кодекс, которые при общем одобрении все же вызывают немало вопросов у практикующих юристов.
Соответствующий законопроект был внесен в Госдуму осенью 2014 года после объединения высших судов. Изменения продиктованы стремлением Верховного суда РФ к унификации процессуальных правил и процедур, используемых судами общей юрисдикции и арбитражами. В итоге, начиная с лета, многие арбитражные дела должны будут рассматриваться в «ускоренном режиме». И в АПК вводятся институты, применяемые в течение длительного времени судами общей юрисдикции.
Мы попросили поделиться мнением по поводу новаций руководителя одного из крупнейших в России «Юридического агентства «СРВ» Романа САВИЧЕВА, являющегося нашим постоянным правовым экспертом.
– Приведение к общим знаменателям процессуальных норм – это логичный процесс и, понятное дело, вопрос времени. Но насколько эффективными окажутся свежие нововведения, сделают ли они судебные процессы более оперативными и действительно ли разгрузят суды, на что и рассчитывает высшая инстанция, можно будет оценить лишь по прошествии какого-то времени, – говорит Р. Савичев. – Пока скажу лишь о личном впечатлении: сомневаюсь, что предполагаемый эффект будет быстро получен и что новеллы не будут носить формальный характер. Ниже постараюсь объяснить свою позицию.
Итак, в свете изменений АПК прежде чем спешить в поисках справедливости к Фемиде, конфликтующим или что-то выясняющим сторонам нужно будет попытаться самостоятельно заключить мировую, либо найти какие-то точки соприкосновения интересов. Дело в том, что претензионный или иной досудебный порядок урегулирования экономических споров станет обязательным. Не укажет истец в заявлении, каким образом он попытался урегулировать спор на досудебной стадии, – получит иск назад. При этом, безусловно, слова о попытках примирения нужно подкрепить документами и фактами.
Исключение по обязательному досудебному порядку составят лишь несколько категорий дел, где априори невозможно говорить о предварительных переговорах или примирениях. Это дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство, о банкротстве, корпоративные споры, а также дела о защите прав и законных интересов группы лиц, о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака и об оспаривании решений третейских судов.
Собственно, подобная «обязаловка», с одной стороны, вполне оправдана. Но нельзя не сказать о том, что в нашей стране пока значительную роль играет ментальность и несерьезное отношение к добровольным попыткам перемирия. Ведь стороны ищут правды в суде, потому что зачастую изначально не верят друг другу и категорически не хотят договариваться о чем-то во внесудебном порядке. И это неслучайно: далеко не всегда отечественный бизнес решает вопросы цивилизованно. С высокой степенью вероятности во многих случаях досудебные разбирательства обернутся формальностью и безрезультатно потраченным временем.
На практике стороны обменяются письмами: претензиями и отказом в их удовлетворении. Но по большому счету, это может дать лишь фору второй стороне, которая пока поспешит заняться выводом активов, «зачищением» следов нарушений и т.д. Тем более, что изменения в АПК не коснулись предварительных обеспечительных мер – истец не может рассчитывать на них одновременно с направлением претензии.
Также не исключено, что договоры массово пополнятся пунктами об ускоренном рассмотрении возникающих претензий. Этого законодатель не запретил, подчеркнув, что иск можно будет предъявить по истечении 30 календарных дней со дня направления претензии, если иные сроки не установлены в договоре.
Теперь о новациях по упрощенному судопроизводству. Так, увеличен предельный размер исков по делам, которые подлежат рассмотрению в «ускоренном» порядке: с 300 тысяч до 500 тысяч рублей для юридических лиц, со 100 тысяч до 250 тысяч рублей – для индивидуальных предпринимателей.
Здесь также есть неоднозначные моменты. В частности, как следует из нового закона, для принятия решения по делам, рассматриваемым в порядке упрощенного производства, судье достаточно будет подписать резолютивную часть вердикта. Хотя это не значит, что они вообще освобождаются от выписывания мотивировочной части: возможность изготовления решения в полном объеме не исключается, но будет осуществляться по заявлению лиц, участвующих в деле. Они могут заявить о таком желании в течение пяти дней со дня размещения резолютивной части решения в интернете. Признаюсь, не совсем понятен этот срок. Напомню, что резолютивная часть решения принимается судьей немедленно после разбирательства дела и приобщается к нему, а вот появиться в Сети она может намного позже. И для подачи апелляционной жалобы несогласной стороне, если исходить из буквального прочтения новых норм, придется ожидать этого события.
Кроме того, арбитражное процессуальное законодательство пополняется такой ускоренной формой производства, как судебный приказ. Под ним понимается судебный акт, вынесенный судьей единолично на основании заявления о взыскании денежных сумм и основанный на бесспорном требовании взыскателя. Такой приказ будет выдаваться по делам, заявленные исковые требования в которых не превышают 400 тысяч рублей, а также по делам о взыскании обязательных платежей на сумму не более 100 тысяч рублей. Приказ, как известно, одновременно является исполнительным документом.
Но все так просто лишь на первый взгляд. Приказное производство действительно будет способствовать разгрузке арбитражных судов в части тех экономических споров, которые незначительны по сумме и относительно просты с точки зрения фактических обстоятельств. Но если конфликт будет иметь хоть какие-то осложнения, любой опытный юрист без труда назовет уйму способов, как на деле можно усложнить самое упрощенное производство. Это, к примеру, встречные иски, ходатайства от третьих лиц о вступлении их в дело с последующим обжалованием соответствующих отказных определений в апелляции и т.д. Также ответчик сможет просто заявить о своих возражениях против выдачи приказа. В итоге получим стандартное судебное разбирательство.
Не сомневаюсь, что позже мы еще вернемся к этой теме и проанализируем практическое воплощение новелл. Но подводя некий итог своих размышлений, отмечу, что скорее всего Арбитражный процессуальный кодекс пополнится дополнительными уточнениями.
Подготовила Ю. ПЛАТОНОВА.
Новости на Блoкнoт-Волгоград