Волгоград Среда, 27 ноября
Общество, 27.09.2023 18:51

Как распознать у ребенка опасный недуг: важные советы родителям от волгоградского педагога-дефектолога

Сегодня, 27 сентября, отмечается День работника дошкольного образования. В Волгограде есть выдающийся педагог Елена Александровна Лапп – человек, который посвящает каждый день своей жизни помощи детям с ограниченными возможностями. Дефектолог вносит вклад в развитие этой отрасли не только в Волгоградской области, но и в мире. Елена Александровна передает свои знания будущим педагогам-дефектологам, преподает лекции в разных городах и странах. У жительницы Волгограда богатый профессиональный опыт – более 30 лет, педагог успела поработать воспитателем, учителем, и сейчас преподает в ВУЗе, но помимо перечисленного Елена Лапп рассказала «Блокноту», о том, как вовремя выявить и помочь избежать задержки в развитии у детей. 


- Кто такой и чем занимается дефектолог? 

- Дефектолог – это, прежде всего, педагог, который работает с детьми с ограниченными возможностями здоровья, которые развиваются не так, как развиваются обычные дети. Это специалист, который работает с детьми с нарушениями речи, слуха, зрения, с задержкой психического развития, с расстройством аутистического спектра, у которых в структуре нарушения,порой,до шести разных проблем. Дефектолог учит, воспитывает, развивает, проводит коррекционные мероприятия, улучшая жизнь и детей, и взрослых. 


- Как дефектология связана с педагогикой? 

- Дефектология вышла из педагогики, если обратиться к истории. Раньше, много веков назад, люди видели, что есть особые дети, но никто не понимал, что их по-особому нужно учить, воспитывать, и чему-то особому нужно учить. Педагоги стали замечать, что есть дети, которые не усваивают программу, им нужны какие-то специальные условия, нужна помощь. Практический опыт педагогов прошлого плюс развитие разных наук привели к зарождению нового научного знания об особых детях. Возникла педология. К сожалению, знания были разрозненными. Педагог смотрел на ребенка и говорил, что он неуспевающий, плохо учится, а  смотрел  физиолог и говорил, что  все развивается в норме. Потребовалось время, новые идеи о  системном взгляде на особого ребенка, исследования, чтобы возникла научная область дефектология. Сейчас, кстати, обратный процесс. Массовые обычные педагоги обращаются к идеям дефектологов. Сегодня разные дети приходят в школу и с ними надо работать с учетом их особенностей, дефектологические идеи очень востребованы.


- По каким признакам родитель может понять, что ребенку нужны занятия с дефектологом? С какими нарушениями к вам приводят детей? 

- Наши родители живут ведь не на необитаемом острове. Они общаются с друзьями, коллегами, на детской площадке, и каждый рассказывает о том, как его ребенок развивается. Грамотные, внимательные, заботливые родители замечают несоответствия возрастным признакам развития детей. Например, ребенок поздно начинает говорить, в 2, 3 или 6 лет, ребенок долгое время не ходит, ребенок идет в школу, и у него есть учебные трудности, он не усваивает обычную школьную программу - это признаки, показывающие что ребенку нужна помощь педагога-дефектолога.

Я по базовому образованию олигофренопедагог и логопед, имею квалификацию специалиста по работе с детьми с нарушениями зрения и какое-то время я работа в детсаду с детьми с функциональными нарушениями зрения. Поэтому, скажем так, любимая категория детей – это дети с умственной отсталостью, нарушениями речи, зрения, дети с нарушениями психического развития, самая большая категория детей. Но иногда обращаются родители разных детей: кто-то хочет получить помощь, грамотного специалиста, кто-то идет за психологической поддержкой, потому что быть родителем особого ребенка – непросто, трудно. Как научиться жить с особенным ребенком комфортно, чтобы не терять качества жизни? Вот с этим тоже идут к нам.


- За последние 10 лет изменилось количество детей, которым требуется помощь дефектолога? С чем вы это связываете? 

- Изменилось. Буквально вчера подавала очередной проект на конкурс, и мы писали с коллегами, что уже почти три миллиона детей только с речевыми нарушениями. Ежегодно, практически в полтора раза, увеличивается количество детей с ограниченными возможностями. Надо сказать, что рождается детей больше с различными нарушениями, потом идет спад - это заслуга педагогов-дефектологов. Очень многие дети, получив специальную помощь, могут пойти в обычный класс, кто-то идет учится по адаптированной программе в обычный класс, когда ребенок в общем классе – это уже хорошо.

Причины отклонений в развитии детей - плохая экология, различные вредности, влияющие на плод или на состояние здоровья матери, занятость, невнимание родителей. Иногда родитель приводит ребенка в 4-м, 5-м, 6-м классе ребенка на консультацию- подчас, это уже поздно. Причиной может стать и питание малыша. Современные родители привыкли кормить детей блендированными продуктами, не дают жевать твердую пищу, а это приводит к плохому развитию артикуляционного аппарата. Важная причина нарушений развития – особенности семейного воспитания. Даже в хороших семьях, не в асоциальных, может быть ребенок с задержкой психического развития. Не потому что родители бросили его, не занимаются им, это может быть, когда родители заняты, работают 24/7. Когда ребенок предоставлен сам себе, он может найти плохую компанию, у него не формируются волевые процессы. И, конечно, к отклонениям в развитии могут привести генетические факторы.

- Какие последствия во взрослом возрасте грозят, если вовремя не отвести ребенка к специалисту?

- Если ребенок с нарушениями речи - это же может быть, как следствие, нарушения чтения, письма, это может быть невозможность заняться желаемой профессией, это трудности коммуникации, межличностного общения. Если не заниматься, не помогать детям с задержкой психического развития, ребенок может не пойти в тот ВУЗ, в которой хотелось бы.

В тяжелых случаях – это невозможность обслуживать себя. Здесь история, чтобы научиться держать ложку, пользоваться вилкой, умываться самому, одеваться. Это изменения качества жизни. Каждый родитель должен задуматься: «Как ребенок будет жить, когда я уйду?».

- Какой случай в вашей практике был наиболее запущенным и к каким результатам пришли? 

- Наверное, сильных запущенных случаев, может быть, не было, но могу поделиться историей, которая с позиции любого дефектолога может рассматриваться как таковая. Когда дети с умственной отсталостью приходят, например, не в 1 класс спецшколы, а приходят в 5-й, 6-й, 7-й класс. Когда ребенок уже вошел в подростковый возраст,  родители понимают, что наступают поведенческие трудности, ОГЭ, аттестация,  они переживают и, наконец, соглашаются на обучение ребенка по особому маршруту. Но тогда уже много времени упущено. Был случай, когда ребенок пришел уже в 5 класс,  мы работали командой: и педагоги, и мама. Она очень грамотная, заботливая, внимательная, получила дополнительное профессиональное образование, тоже стала дефектологом. В итоге ребенок закончил школу, училище, работает сам, у него семья, он строит дом, у него ипотека. Я считаю, это хороший результат. Но такое возможно, когда работает команда специалистов вместе с родителями. 

- Способны ли родители своими силами исправить нарушения и помочь ребенку?

- Если родитель не имеет педагогического образования, и тем более дефектологического, скорее всего, нет. Он может помочь специалисту закреплять то, что дефектолог или логопед делает на занятии, закреплять дома новые умения и навыки, тогда эффект наступает быстрее. 

- Какие принципы в воспитании детей вы вывели за время своей работы в этой сфере?

- Прежде всего, принцип педагогического оптимизма. В ребенка нужно верить, даже в самого тяжелого. В каждом ребенке есть какое-то маленькое зернышко, которое можно посадить, взращивать и будет результат. 
Принцип уважения к ребенку. Любой ребенок с любым нарушения развития - это, прежде всего, человек.

Принцип профессиональной подготовки. Я уверена, что только специалист с базовым дефектологическим образованием или педагог, который прошел качественную переподготовку, имеет право работать с ребенком с нарушением развития.

Принцип работы в команде. Без команды не обойтись, иногда мне нужна помощь нейропсихолога, медработника, реабилитолога, ортопеда, ортодонта, родителей, конечно. Когда мы вместе, то результат будет положительный. 

- Оцените в Волгоградской области развитость дефектологии.

- В регионы это пришло в 90-х годах, когда очень многие ученые стали говорить, что надо создавать научные дефектологические школы. В нашем регионе это связано с именем Светланы Николаевны Чураковой, Светланы Георгиевны Яриковой. Факультет социальной коррекционной педагогики появился не сразу. Сначала подготовка логопедов велась в рамках начального образования, дефектологические знания стали доносить до педагогов начальной школы и дошкольных учреждений. 

Это здорово, что сейчас дефектологическая подготовка есть в нашем городе. вот представьте, сейчас бы все поехали в Москву. Дефектологов нужно много. Если бы абитуриенты все поехали в Москву, то не все бы поступили. Таким образом, дети остались бы без грамотной помощи. И вот уже сейчас у нас есть свой ВУЗ - Волгоградский государственный социально-педагогический университет и факультет социальной коррекционной педагогики. У нас ведется подготовка по профилям «Логопедия», «Дошкольная дефектология», у нас магистерские программа, у нас большие ресурсы.  

- Расскажите, почему выбрали данную профессию? Кто или что вдохновило вас? 

- Я традиционным педагогом, правда, не хотела быть. Я хотела быть логопедом. Мама работала воспитателем и ей все время предлагали получить профессию логопеда. Но видно, она себя не видела на этом поприще, и решила, что эта профессия будет хороша для меня. Она так объясняла:   рабочий день четыре часа, зарплата на 20 процентов больше. А я хотела пойти в следственную школу, но там нужно было иметь стаж два года. А я с золотой медалью, полы мыть в милиции - это как-то мне показалось некрасиво. В мединститут тогда нужно было сдавать физику и химию. Я подумала, что не потяну сдать один экзамен и получить пятерку. В общем, мы решили, что поедем поступать в логопеды. Но оказалось так, что в том году был набор на специальность «Олигофренопедагогика с дополнительной специальностью «Логопедия». И я туда поступила. В общем, это, наверное, мамино какое-то желание. Повезло, что эта профессия оказалось - мое. 


- Как вы учились в школе? Проявляли ли в те годы интерес к будущей профессии? 

- В школе я была отличницей, училась хорошо. Может быть, это те качества, которые сейчас пригождаются. 30 с лишним лет я в профессии, а я все чему-то учусь. Если есть какая-то идея, мысль, я тут же начинаю копать в этом направлении. Например, наш президентский грант «Здоровый ребенок - счастливые родители», мы тоже здесь первые, потому что та технология, про которую мы здесь рассказываем родителям особых детей и педагогам-дефектологом - тоже  новая дефектологическая идея.  

В школе я была представителем Совета дружины, я была в комитете комсомола, то есть лидерские качества были. Поэтому, наверное, в свое время сегодня возникла идея создать общественную организацию, кстати, сегодня день рождения нашей общественной организации волгоградских дефектологов. У нас сейчас есть учреждения дополнительного профессионального образования, у нас есть лицензии, мы обучаем педагогов-дефектологов  так, как мы это видим с опорой на фундаментальные дефектологические знания. Помогаем коллегам, вот только прислали отзывы с благодарностью, – Елена Александровна указывает рукой на компьютер.  


- Высшее образование вы получили в Московском институте? Вы ведь родились в Волгограде? Почему выбрали именно этот ВУЗ?

- Это сейчас дефектологический факультет, они по-разному называются, есть практически в каждом городе, а тогда они были только в столице, в Питере и в столицах союзных республик. До Питера было далеко ехать, был еще вариант в Саранске, но мама сказала, что нам это не подходит, и мы поедем в столицу. И вот поэтому выбрали Москву. На тот момент там, по -моему, был  единственный институт МГПИ имени Ленина, куда я и поступила.


- Во время обучения ваш интерес к профессии увеличился, или наоборот? Расскажите об учебных годах.

- Мы учились пять лет в институте. Мир другой был. Мы знали, что сейчас получим профессию, и мы будем работать в ней всю жизнь. Мы закончили в 88-м году институт, но вся моя группа, мы до сих пор встречаемся, все работаем в профессии.

Учиться было интересно, у нас были замечательные шикарные преподаватели, по книгам которых мы учились. С благодарностью мы вспоминаем всех своих преподавателей - это известные дефектологи: Борис Пантелеймонович Пузанов, Игорь Александрович Корабейников, Галина Михайловна Гусева, я могу перечислять и перечислять этот список. Это были фанаты своего дела, профессионалы, поэтому без скромности скажу, что и мы, в общем, такие. Было и трудно, потому что у нас учебный план был не такой, как сейчас. У нас было очень много профильных и фундаментальных дисциплин. У нас было три года медицины: мы выходили медсестрами гражданской обороны, ходили в больницу, ухаживали за больными, по желанию стояли на операциях, мы ходили в морг. Мы видели многое, может поэтому базовая подготовка такими нас и сделала. Конечно, Москва - это не просто учеба, у меня была еще и общественная деятельность. Я была старостой, комиссаром студенческого отряда, мы работали на фабрике «Ударница», я была руководителем трудового сектора бюро комсомола. Москва – это, конечно, музеи, театры, мы посмотрели очень многое. Возможность увидеть мир, то есть широта вот этой среды, которую дала Москва нам. Кто-то так и остался в столице, кто-то уехал в другие города. Но Москва - до сих пор мой любимый город. 

Я осталась в Волгограде, потому что, наверное, так жизнь сложилась, где родился, там и сгодился.

- Как складывалась ваша карьера? Что делали после получения диплома?

- Надо было ехать по распределению, но на тот момент у меня муж служил в армии. У меня было свободное так называемое распределение. Я поехала за ним, потом мы уехали в Иваново, он получал образование в институте. Я там сначала работала воспитателем в интернате, потом стала работать в школе учителем русского языка и чтения, логопедом. Потом мы поехали по распределению в Димитровград, в институт атомных реакторов. Там я снова работала по специальности в детских садах с детьми с общим недоразвитием речи, с заикающимися детьми.

Потом мы вернулись в Волгоград. Уже здесь началась моя основная профессиональная деятельность. Говорят, сейчас можно сменить свою профессиональную карьеру, можно уйти из педагога в экономисты, юристы, астрологи… Но мне повезло, я осталась в своей профессии, может быть, потому что у меня разные виды деятельности. Я здесь остаюсь и мне здесь интересно. Я работала у станка, как я говорю, была учителем, логопедом, учителем-дефектологом, была частная практика, у меня была у первой индивидуальное предприятие в Димитровграде, я трудилась приглашенным преподавателем в Узбекистане, я езжу с лекциями в другие города. За счет того, что я вот так вот двигаюсь, мне еще интересна профессия, надеюсь, это будет долго. 


- Вы единственный педагог в семье? Хотели бы, чтобы ваши дети выбрали эту профессию?

- У нас, как выяснялось, семейная династия. У меня мама проработала больше 50 лет воспитателем, я в педагогике, дефектологии, у меня дочь - кандидат исторических наук, магистр специального дефектологического образования. Видимо, мое влияние. Сейчас она работает советником директора по воспитанию в школе. Младшая дочь закончила ВГСПУ, английский и китайский языки. Она заканчивала магистратуру по лингвистике в Китае. Сейчас преподает онлайн взрослым людям китайский, английский, немецкий. Я считаю, это преподавательская деятельность. Так получилось, что мы все в педагогике. 

- Много ли вы времени проводите на работе? Чем занимаетесь в свободное время? Есть ли хобби? 

- Работа - не люблю это слово. Работа - это сразу как-то грустно, трудно. В вот, когда ты говоришь про профессиональную деятельность, то это сразу про мотивацию, желание, интерес. В моей жизни много профессиональной деятельности - это в ВУЗ преподавательская, научно-исследовательская деятельности, это деятельность как руководителя общественной организации волгоградских дефектологов, как руководителя автономной некоммерческой организации дополнительного образования «Поволжская гуманитарная академия», это консультации для родителей, педагогов, это разные наши проекты. Поэтому педагогическая профессиональная деятельность занимает много времени. 

Я люблю писать. Если возникает какой-то запрос, то я сразу думаю о необходимости написать статью по этой теме, или можно написать какое-то пособие. Я люблю своих внуков, мне нравится с ними быть. С ними я отдыхаю. Мало времени удается уделить чтению непрофессиональных книг, но я стараюсь его находить. Спасибо моим друзьям, коллегам, которые периодически подсовывают мне интересные книги,  в которых я нахожу что-то интересное даже для применения в своей профессиональной деятельности.

- Расскажите о вашей главной цели в жизни? Это связано с профессией?

- Наверное, моя самая главная мечта, чтобы я не успокаивалась долго, потому что если ты успокоился, то ты уже все - в болоте. Поэтому я хочу, чтобы в мою жизнь приходили люди с идеями, которые бы «заражали» меня, я хочу, чтобы я сама находила интересные идеи для профессионального развития и научного поиска. Мои студенты, слушатели знают историю про лягушку и уже сами шутят, что лягушками не будут. Знаете, как лягушка сидит и мушек ловит, и тогда она сытая, а когда положите перед ней целую гору мух, она же помрет. Я хочу, чтобы моя картина мира всё время менялась , и меня бы это не пугало, а заставляло двигаться, чтобы я легко встраивалась в эту изменившуюся ситуацию, и не только одна, но и со своими коллегами, единомышленниками, которые меня поддерживают. Наверное, это и есть мечта.

Беседовала Диана Раздорских

Новости на Блoкнoт-Волгоград

Будь в курсе событий!
Подпишись на «Блокнот Волгоград»
в Телеграм.

Подписаться

  Тема: Лица города  
День воспитателяпедагогикадефектологияЕлена Лаппинтервью
2
0