АВТО,
03.04.2024 15:04
Кто наживается на убитых дорогах Волгограда: сумму поборов с перевозчиков оценили в 100 млрд рублей
Фото: архив Блокнота
Читайте также:
- Организатора похорон в Волгограде обвинили в покупке данных умерших (03.04.2024 12:31)
- Экс-глава волгоградского спорткома Глинянов вернулся на старую должность (03.04.2024 12:15)
- Смертельную опасность обнаружили в отключенном от газа доме на севере Волгограда (03.04.2024 10:29)
Наступившая весна стала неприятным откровением для волгоградских автомобилистов. Дороги, еще в прошлом году радовавшие горожан прочным покрытием, сегодня зияют ямами и ухабами. И дело не только и не столько в качестве укладки асфальта. Настоящей бедой региональных трасс и областного центра, в котором до сих пор нет полноценной объездной дороги, стали перегруженные до предела фуры, большая часть из которых — зерновозы.
Мы в «Блокноте» так часто писали этой весной об убитых дорогах Волгограда и области, что решили провести собственное расследование и выяснить, в чем причина внезапного дорожного апокалипсиса. Оказалось, дело не в аномальной погоде или бракованном асфальте. Главные убийцы наших дорог — перегруженные фуры, приносящие сверхдоходы своим владельцам. Причем, как выяснилось, перегрузом грешат не только и не столько местные. В последний год в «грузобеспределе» на дорогах все чаще замечают и иногородние фуры. Волгоградская область — транспортная артерия для всего юга России, через наш регион налажен мощный грузопоток в Астраханскую область, куда зерно везут для отгрузки морем. Транзитный транспорт еще меньше чем местный заинтересован в том, чтобы сохранять наши дороги. Поэтому сегодня как никогда важно защитить наши дороги от беспредела перевозчиков.
Чем вредит перегруз
Начнем с теории, которая понятна всем, кто изучал физику в школе. С ростом давления на ось нагрузка шин на асфальт увеличивается кратно. Еще несколько лет назад Росавтодор подтвердил, что проезд одного перегруженного грузовика по своему разрушающему воздействию на асфальт равен проезду 100 000 легковых автомобилей. А тот же зерновоз, груженый по нормативам, нанесет урон асфальту в пять раз меньше. Именно поэтому вопрос перегруза с недавних пор стал принципиальным в организации дорожного движения у нас в стране: чем меньше перегруженных фур проедет по дорогам, тем целее будут дороги.
Что не так с системой
Для контроля вопроса перегруза в стране выстроили целую систему. Есть нормативы загрузки автомобилей и есть система штрафов за их превышение. Величина штрафов за перегруз прописана в статье 12.21.1 КоАП РФ.
Проблема в том, что при такой величине штрафов собственнику выгоднее регулярно платить за то, чтобы на нарушение закрывали глаза те, кто призван его замечать. Чтобы эти нормативы соблюдались, на сети автодорог с 2018 года начали выстраивать систему пунктов весового и габаритного контроля.
Как водится, у нас в области не обошлось без скандала по этому поводу. В 2020 году областные чиновники сообщили о завершении инженерного обустройства 6 автоматических постов весогабаритного контроля. В том же году в Волгограде побывали активисты по борьбе с коррупцией на дорогах. Устроив автопробег по 11 городам России, включая Волгоград, они заявили, что система весогабаритного контроля в большинстве случаев устроена с нарушениями. Причем тогда же выяснилось, что страдают от ошибок в настройке пунктов не нарушители, а добросовестные перевозчики. Эти самые перевозчики пошли в суд и добились закрытия в регионе четырех пунктов весового контроля.
Впоследствии систему со скрипом восстановили, но в сезон уборки урожая власти честно признают, что работает она со сбоями. Так, в прошлом году администрация Волгограда признала, что через областной центр в дневное время проезжают 10 тыс. фур, часть из которых — с перегрузом в 30%. В дополнение к стационарным постам весогабаритного контроля, в регионе в сезон запускали передвижные пункты весового контроля. Кроме того, теоретически для контроля за перегрузом можно задействовать возможности информационной системы видеонаблюдения: в режиме реального времени экипажам дорожно-патрульной службы такие системы могут передавать сведения о проезде большегруза по городским магистралям.
В 2023 году волгоградские чиновники были вынуждены признать, что именно из-за тотального перегруза фур пострадали два моста — через реки Щелкан и Бузулук в Жирновском и Алексеевском районах. Их восстановление обойдется в сотни миллионов рублей.
В этом году волгоградские чиновники вновь заговорили о том, что нужно усилить борьбу с перегрузом на дорогах. Правда, пока лишь заявили о необходимости новых вливаний в создание.
Что же на выходе? А на выходе «гора родила мышь»
С 3 июля по 25 сентября 2023 года в регионе зарегистрировали 3367 нарушений в отношении большегрузного транспорта. В среднем с фур-нарушителей за указанный период собрали просто смехотворную сумму, которой не хватит для полноценного восстановления даже километра убитых тяжелой техникой дорог - 16 835 000 рублей. При этом ремонт километра убитой дороги обходится бюджету в 25-40 миллионов рублей. О достижениях в борьбе с перегрузами в регионе говорят крайне редко, а имена и названия отличившихся на ниве перегруза компаний и вовсе умалчивают. Мы бы с удовольствием ознакомились со списком собственников и орлиц Волгоградской области, который ответили за перегруз кочующих по дорогам области и принадлежащих им зерновозов. Тем более что штраф в полмиллиона рублей с каждого такого нарушителя мог бы существенно пополнить не жирующую волгоградскую казну. Но судя по отчетам волгоградских чиновников, до полумиллионных штрафов владельцам бизнесов-разрушителей дорог дело так и не дошло, а вся борьба ограничивается штрафами водителям.
Бороться с перегрузами в области пытаются и с другого конца. Правда, получается тоже неважно. В хартии сельхозпроизводителей подписавшие ее аграрии добровольно обязуются соблюдать требования закона и не допускать перегруза. Проблема в том, что поставив подписи под документом, далеко не все производители выполняют свои обязательства. А это — нарушение не только КОАП, но и принципов здоровой конкуренции. Добросовестные перевозчики, подписавшие Хартию, говорят о том, чаще всего нарушают закон компании, недавно появившиеся на рынке АПК Волгоградской области.
— Те иногородние бизнесмены, кто начал работать в регионе только сейчас, не видели, что у нас творилось с дорогами десять лет назад. Им безразлично, какие усилия прикладывает действующая областная власть и лично губернатор для исправления ситуации с дорогами, — так видят ситуацию волгоградцы.
Те, кто бьется сегодня за сохранность волгоградских дорог, говорят, что технически исключить перегруз на своем предприятии довольно просто. Так, на одном из ведущих предприятий рассказали, что их оборудование настроено так, что даже при перегрузе в 500 кг водителю невозможно выписать путевой лист. Но такая честность выходит боком, когда конкуренты вовсю экономят на транспортных расходах, получая сверхприбыли на убийстве дорог.
— Именно тема с перегрузом откатывает зерновой рынок области в криминальное русло, а теневой сегмент, наращивая прибыли, начинает диктовать условия и чиновникам, и силовым структурам, - так оценивают ситуацию участники рынка. И эта оценка явно ставит под сомнение все отчеты о достижениях в сфере строительства и ремонта дорог в Волгоградской области. При таком подходе сколько бы руководство области не билось за нормальное финансирование этой сферы, все эти усилия будут недолговечными. Сегодня дороги строят, завтра — убивают усиленными темпами. Есть ощущение, что если дополнить эти рапорты отчетами о реальном состоянии даже недавно построенных дорог, картина получится нерадостная.
Арифметика перегруза
Судя по состоянию дорог Волгоградской области, в нашем регионе система контроля за соблюдением нормативов загрузки дает серьезный сбой. Даже невооруженным глазом фуры с перегрузом, набитые зерно сверх всяких нормативов, видно издалека. Их выдают и нарощенные борта, и низкая посадка. Именно эти фуры прошедшей зимой регулярно устраивали дорожные заторы на Второй продольной, когда просто садились на брюхо при малейшей неисправности или цепляли днищем даже небольшие неровности. По оценке зернотрейдеров, каждая вторая фура, едущая с зерном по дорогам нашей области, перегружена. Причем масса перегруза на каждом таком просевшем до предела автомобиле в среднем составляет до 50 тонн. В зависимости от расстояния, на которое требуется перевезти зерно, владелец зерновоза экономит (читай зарабатывает) 800 рублей с тонны перегруза. С каждого перегруженного автомобиля экономия для владельца зерна составляет порядка 40 тысяч рублей. А «проездной», чтобы проехать по дорогам с перегрузом без всяких протоколов, по рассказам самих водителей, стоит 10-20 тысяч рублей.
Кто в доле?
По мнению волгоградских грузоперевозчиков, сегодня в области примерно каждая вторая фура с зерном едет с перегрузом. При этом выявить налаженные схемы, работающие с перегрузом, не так уж и сложно по состоянию дорог.
— Посмотрите, в каком состоянии находятся дороги близ крупнейших элеваторов, и станет понятно, где не просто закрывают глаза на перегруз, но и щедро отсыпают зерно с довеском, который потом убивает дороги, — рассказывают водители.
По информации наших источников, фуры с перегрузом регулярно видят у Качалинского элеватора. Похожая ситуация с дорогами в окрестностях Михайловского, Новониколаевского, Палласовского, Еланского и других элеваторов, вблизи грузового порта Татьянка в Красноармейском районе Волгограда. Именно здесь имеет смысл уже сейчас начать проводить показательные рейды с выявлением перегруза. Хорошо бы по итогам таких рейдов поименно озвучивать не имена проштрафившихся водителей, а названия фирм, которым принадлежит техника и перевозимое зерно. Ведь по факту именно их собственники решают, сколько будут жить волгоградские дороги. И именно эти бизнесмены, зачастую ведущие свой бизнес за пределами Волгоградской области, поощряют перегруз, заранее выстраивая бизнес-схемы с учетом перегруза. Недаром их водители едут в дорогу уже «заряженные» на выплату взяток.
В том, чтобы системная борьба с перегрузами наконец заработала не только на бумаге, в нашем регионе заинтересованы и автовладельцы, для которых убитые дороги — кратный рост затрат на ремонт машин, и власти, которые не смогут до бесконечности получать федеральные средства на ремонт одних и тех же убиваемых со скоростью звука дорог.
Если вам есть что сказать о реальном состоянии системы контроля за перегрузом на волгоградских дорог, вы стали свидетелями такого нарушения и сделали фото или видео об этом, пишите, будем добиваться решения проблемы вместе. Наша почта bloknot-volgograd@mail.ru и телеграм.
Андрей Резвов
Новости на Блoкнoт-Волгоград
Мы в «Блокноте» так часто писали этой весной об убитых дорогах Волгограда и области, что решили провести собственное расследование и выяснить, в чем причина внезапного дорожного апокалипсиса. Оказалось, дело не в аномальной погоде или бракованном асфальте. Главные убийцы наших дорог — перегруженные фуры, приносящие сверхдоходы своим владельцам. Причем, как выяснилось, перегрузом грешат не только и не столько местные. В последний год в «грузобеспределе» на дорогах все чаще замечают и иногородние фуры. Волгоградская область — транспортная артерия для всего юга России, через наш регион налажен мощный грузопоток в Астраханскую область, куда зерно везут для отгрузки морем. Транзитный транспорт еще меньше чем местный заинтересован в том, чтобы сохранять наши дороги. Поэтому сегодня как никогда важно защитить наши дороги от беспредела перевозчиков.
Чем вредит перегруз
Начнем с теории, которая понятна всем, кто изучал физику в школе. С ростом давления на ось нагрузка шин на асфальт увеличивается кратно. Еще несколько лет назад Росавтодор подтвердил, что проезд одного перегруженного грузовика по своему разрушающему воздействию на асфальт равен проезду 100 000 легковых автомобилей. А тот же зерновоз, груженый по нормативам, нанесет урон асфальту в пять раз меньше. Именно поэтому вопрос перегруза с недавних пор стал принципиальным в организации дорожного движения у нас в стране: чем меньше перегруженных фур проедет по дорогам, тем целее будут дороги.
Что не так с системой
Для контроля вопроса перегруза в стране выстроили целую систему. Есть нормативы загрузки автомобилей и есть система штрафов за их превышение. Величина штрафов за перегруз прописана в статье 12.21.1 КоАП РФ.
Проблема в том, что при такой величине штрафов собственнику выгоднее регулярно платить за то, чтобы на нарушение закрывали глаза те, кто призван его замечать. Чтобы эти нормативы соблюдались, на сети автодорог с 2018 года начали выстраивать систему пунктов весового и габаритного контроля.
Как водится, у нас в области не обошлось без скандала по этому поводу. В 2020 году областные чиновники сообщили о завершении инженерного обустройства 6 автоматических постов весогабаритного контроля. В том же году в Волгограде побывали активисты по борьбе с коррупцией на дорогах. Устроив автопробег по 11 городам России, включая Волгоград, они заявили, что система весогабаритного контроля в большинстве случаев устроена с нарушениями. Причем тогда же выяснилось, что страдают от ошибок в настройке пунктов не нарушители, а добросовестные перевозчики. Эти самые перевозчики пошли в суд и добились закрытия в регионе четырех пунктов весового контроля.
Впоследствии систему со скрипом восстановили, но в сезон уборки урожая власти честно признают, что работает она со сбоями. Так, в прошлом году администрация Волгограда признала, что через областной центр в дневное время проезжают 10 тыс. фур, часть из которых — с перегрузом в 30%. В дополнение к стационарным постам весогабаритного контроля, в регионе в сезон запускали передвижные пункты весового контроля. Кроме того, теоретически для контроля за перегрузом можно задействовать возможности информационной системы видеонаблюдения: в режиме реального времени экипажам дорожно-патрульной службы такие системы могут передавать сведения о проезде большегруза по городским магистралям.
В 2023 году волгоградские чиновники были вынуждены признать, что именно из-за тотального перегруза фур пострадали два моста — через реки Щелкан и Бузулук в Жирновском и Алексеевском районах. Их восстановление обойдется в сотни миллионов рублей.
В этом году волгоградские чиновники вновь заговорили о том, что нужно усилить борьбу с перегрузом на дорогах. Правда, пока лишь заявили о необходимости новых вливаний в создание.
Что же на выходе? А на выходе «гора родила мышь»
С 3 июля по 25 сентября 2023 года в регионе зарегистрировали 3367 нарушений в отношении большегрузного транспорта. В среднем с фур-нарушителей за указанный период собрали просто смехотворную сумму, которой не хватит для полноценного восстановления даже километра убитых тяжелой техникой дорог - 16 835 000 рублей. При этом ремонт километра убитой дороги обходится бюджету в 25-40 миллионов рублей. О достижениях в борьбе с перегрузами в регионе говорят крайне редко, а имена и названия отличившихся на ниве перегруза компаний и вовсе умалчивают. Мы бы с удовольствием ознакомились со списком собственников и орлиц Волгоградской области, который ответили за перегруз кочующих по дорогам области и принадлежащих им зерновозов. Тем более что штраф в полмиллиона рублей с каждого такого нарушителя мог бы существенно пополнить не жирующую волгоградскую казну. Но судя по отчетам волгоградских чиновников, до полумиллионных штрафов владельцам бизнесов-разрушителей дорог дело так и не дошло, а вся борьба ограничивается штрафами водителям.
Бороться с перегрузами в области пытаются и с другого конца. Правда, получается тоже неважно. В хартии сельхозпроизводителей подписавшие ее аграрии добровольно обязуются соблюдать требования закона и не допускать перегруза. Проблема в том, что поставив подписи под документом, далеко не все производители выполняют свои обязательства. А это — нарушение не только КОАП, но и принципов здоровой конкуренции. Добросовестные перевозчики, подписавшие Хартию, говорят о том, чаще всего нарушают закон компании, недавно появившиеся на рынке АПК Волгоградской области.
— Те иногородние бизнесмены, кто начал работать в регионе только сейчас, не видели, что у нас творилось с дорогами десять лет назад. Им безразлично, какие усилия прикладывает действующая областная власть и лично губернатор для исправления ситуации с дорогами, — так видят ситуацию волгоградцы.
Те, кто бьется сегодня за сохранность волгоградских дорог, говорят, что технически исключить перегруз на своем предприятии довольно просто. Так, на одном из ведущих предприятий рассказали, что их оборудование настроено так, что даже при перегрузе в 500 кг водителю невозможно выписать путевой лист. Но такая честность выходит боком, когда конкуренты вовсю экономят на транспортных расходах, получая сверхприбыли на убийстве дорог.
— Именно тема с перегрузом откатывает зерновой рынок области в криминальное русло, а теневой сегмент, наращивая прибыли, начинает диктовать условия и чиновникам, и силовым структурам, - так оценивают ситуацию участники рынка. И эта оценка явно ставит под сомнение все отчеты о достижениях в сфере строительства и ремонта дорог в Волгоградской области. При таком подходе сколько бы руководство области не билось за нормальное финансирование этой сферы, все эти усилия будут недолговечными. Сегодня дороги строят, завтра — убивают усиленными темпами. Есть ощущение, что если дополнить эти рапорты отчетами о реальном состоянии даже недавно построенных дорог, картина получится нерадостная.
Арифметика перегруза
Судя по состоянию дорог Волгоградской области, в нашем регионе система контроля за соблюдением нормативов загрузки дает серьезный сбой. Даже невооруженным глазом фуры с перегрузом, набитые зерно сверх всяких нормативов, видно издалека. Их выдают и нарощенные борта, и низкая посадка. Именно эти фуры прошедшей зимой регулярно устраивали дорожные заторы на Второй продольной, когда просто садились на брюхо при малейшей неисправности или цепляли днищем даже небольшие неровности. По оценке зернотрейдеров, каждая вторая фура, едущая с зерном по дорогам нашей области, перегружена. Причем масса перегруза на каждом таком просевшем до предела автомобиле в среднем составляет до 50 тонн. В зависимости от расстояния, на которое требуется перевезти зерно, владелец зерновоза экономит (читай зарабатывает) 800 рублей с тонны перегруза. С каждого перегруженного автомобиля экономия для владельца зерна составляет порядка 40 тысяч рублей. А «проездной», чтобы проехать по дорогам с перегрузом без всяких протоколов, по рассказам самих водителей, стоит 10-20 тысяч рублей.
Кто в доле?
По мнению волгоградских грузоперевозчиков, сегодня в области примерно каждая вторая фура с зерном едет с перегрузом. При этом выявить налаженные схемы, работающие с перегрузом, не так уж и сложно по состоянию дорог.
— Посмотрите, в каком состоянии находятся дороги близ крупнейших элеваторов, и станет понятно, где не просто закрывают глаза на перегруз, но и щедро отсыпают зерно с довеском, который потом убивает дороги, — рассказывают водители.
По информации наших источников, фуры с перегрузом регулярно видят у Качалинского элеватора. Похожая ситуация с дорогами в окрестностях Михайловского, Новониколаевского, Палласовского, Еланского и других элеваторов, вблизи грузового порта Татьянка в Красноармейском районе Волгограда. Именно здесь имеет смысл уже сейчас начать проводить показательные рейды с выявлением перегруза. Хорошо бы по итогам таких рейдов поименно озвучивать не имена проштрафившихся водителей, а названия фирм, которым принадлежит техника и перевозимое зерно. Ведь по факту именно их собственники решают, сколько будут жить волгоградские дороги. И именно эти бизнесмены, зачастую ведущие свой бизнес за пределами Волгоградской области, поощряют перегруз, заранее выстраивая бизнес-схемы с учетом перегруза. Недаром их водители едут в дорогу уже «заряженные» на выплату взяток.
В том, чтобы системная борьба с перегрузами наконец заработала не только на бумаге, в нашем регионе заинтересованы и автовладельцы, для которых убитые дороги — кратный рост затрат на ремонт машин, и власти, которые не смогут до бесконечности получать федеральные средства на ремонт одних и тех же убиваемых со скоростью звука дорог.
Если вам есть что сказать о реальном состоянии системы контроля за перегрузом на волгоградских дорог, вы стали свидетелями такого нарушения и сделали фото или видео об этом, пишите, будем добиваться решения проблемы вместе. Наша почта bloknot-volgograd@mail.ru и телеграм.
Андрей Резвов
Новости на Блoкнoт-Волгоград