«Многие сюжеты реальные»: волжанка Зина Каравай издала в Москве книгу про насилие и абьюз
Читайте также:
- «Цой жив»: волгоградские рок-музыканты исполнили хиты «Кино» (14.08.2021 21:55)
- Хамство и оскорбления ребёнка врачами в больнице Волжского попало на видео (14.08.2021 15:35)
- Гуляли по ночам и сбивали друг друга: в Волгоградской области 10 детей погибли и пострадали в ДТП (14.08.2021 07:00)
У Зины Каравай из Волжского вышел основанный на личном опыте роман "Виктимность" о взрослении девушки, буллинге в школе и эмоциональном насилии в отношениях. Молодая писательница в интервью «Блокноту Волгограда» рассказала, зачем озвучивать подобные проблемы, почему она решила переехать в Москву, как современному автору издать свою книгу и есть ли у Волгограда шанс удержать творческую молодежь.
- Зина, привет! Расскажи о себе: где ты родилась, училась? Когда возникла мечта написать книгу?
- Родилась я в городе Волжском. Окончила бакалавриат ВолГУ по специализации «Журналистика» в 2016 году, а в 2018 - магистратуру Кубанского государственного университета как публицист. Всю жизнь мечтала написать роман. С 13 лет работала журналистом в местных газетах, затем — на портале «Geometria», в волгоградском глянце.
- Как от мечты перейти к реальности - стать молодым автором с напечатанной книгой?
- Довольно просто и сложно одновременно. Необходимо осознать, что никто, кроме вас вашу мечту не осуществит, книгу не напишет, разбить ее на подпункты-цели и добиваться их осуществления. И надо помнить, что свет клином на издательствах не сошелся, есть куча других ресурсов, через которые можно опубликовать свое детище. Я хотела написать роман еще в 2016 году, но только в 2020 во время пандемии взяла себя в руки и стала писать. Многие главы были написаны в период с 2016 по 2019 год.
- Вокруг писательства много романтики. Расскажи, в чем именно для тебя главная сложность в этом процессе?
- Да, романтики действительно много, но и подводных камней не меньше. Те, что прошла я — это совмещение основной работы и написание книги, ее публикация (а это заняло больше года). Прибавьте еще нервы, когда ты получаешь отказы или вообще не получаешь ответы от издательств (абсолютно нормальная практика для начинающих писателей). Плюс ко всему страх быть непонятой дорогими сердцу людьми, боязнь, что людям не зайдет роман и так далее.
- Твой роман поднимает ряд ситуаций и эмоций, которые всё ещё стигматизированы в нашем обществе. Нынешнее поколение гораздо открытие говорит про токсичное окружение и личные границы, а вот старшие часто воспринимают это как "вынос сора из избы". По твоему мнению, почему важно озвучивать эти личные проблемы в книгах, сериалах, фильмах?
- Знаете, когда я писала роман, я много размышляла об этом. Да, действительно, старшее поколение более зажато, забито. Оно цепляется за мнение окружающих, кто что скажет, а вот что соседка по подъезду подумает и так далее. Но я каждый раз повторяла себе, что абсолютно неважно, кто и что там подумает, как говорится, мне с ними детей не крестить. Я написала роман не для злых языков, сплетников и людей, цепляющихся за чужое мнение. Я написала его для девочек, девушек, которые попадали в подобные ситуации и не видели из них выхода. Иногда так бывает, что вы оказались ну просто в полной яме, все вокруг что-то советуют, возможно, даже хорошее, но вы их не слышите. А вот прочли книгу, посмотрели фильм или документалку, и как током шарахнуло: «Боже, я живу не свою жизнь! Это надо исправить!», и меняете свое отношение или действия.
- А психологии виктимность - это склонность становиться жертвой. Насколько сюжет книги основан на пережитом тобой опыте?
- Скажу так, многие сюжеты из книги реальные, а многие — вымышленные. Про буллинг в школе, момент избиения в главе про детство (там было все намного жестче) и абьюз — мой личный опыт. Все же, это художественная литература, а не автофикшн, поэтому есть и вымысел. Пусть каждый найдет в ней свою правду.
- Была ли негативная реакция от "друзей" и близких из-за того, что в книге описан, в том числе, и твой личный опыт?
- От друзей негатива не было. Они меня очень поддерживали, я отправляла им главы, они читали, вселяли в меня уверенность. Со стороны близких негатива не было, скорее, они за меня боялись. Но я проработала эти страхи и опубликовала роман таким, каким хотела его видеть.
- Как вообще происходит процесс издания книги? Нужно написать материал, рассылать по издательствам, ждать результатов?..
- Сначала нужно написать текст. Затем отложить его на некоторое время, снова вернуться, дописать то, что не было написано, внести исправления. Обратиться к редактору. За деньги, конечно. Чтобы он подлатал текст на ошибки и проверил смысловые цепочки. Конечно, можно отправить в издательства, их почта есть в отрытом доступе, но мне никто не отвечал (это нормальная практика для начинающих авторов и ноунеймов). Также я находила контакты редакторов в издательствах через клабхаус. В итоге я полностью взяла публикацию книги в свои руки и опубликовала собственными силам. Печать вышла 75 000 рублей. И это ещё со скидкой. Плюс ещё платила за работу редактора и иллюстратора.
- Какие из современных книги тебе самой нравятся и, на твой взгляд, вскрывают те же проблемы миллениалов? Что ты посоветовала бы почитать?
- Ох, не могу даже и вспомнить. Я читаю разноплановую литературу. Из последнего, что понравилось: открыла для себя Стивена Кинга, "Жареные зеленые помидоры в кафе Полустанок". В юношестве обожала "Есть, молиться, любить", "Похождения скверной девчонки", "Один день", "Бойцовский клуб".
- Кстати, удается ли получать удовольствие от чтения именно как читатель, а не автор - без анализирования структуры, приёмов?
- После того, как начала писать роман - очень редко. Всегда беру на заметку фразочки, которые понравились, цепляюсь к ошибкам, опечаткам, могу закатить глаза, когда диалог звучит глупо и наигранно
- Ты сейчас переехала в Москву. Расскажи, почему это произошло?
- До переезда в Москву я жила в Краснодаре, а до Краснодара — в Волжском. Ни в одном городе, кроме Москвы, я не чувствовала себя комфортно. Маленькие города меня угнетают, я не могла самореализоваться. Я долго мечтала о переезде в столицу, и когда решилась, быстро нашла работу и через неделю уехала.
- В Волгограде есть много ребят, которые делают свои интересные проекты, создают музыку... И часто все заканчивается тем, что они переезжают отсюда в Москву или Санкт-Петербург. Как тебе кажется, есть у Волгограда шанс стать молодежным кластером?
- Я думаю, что это возможно. Раскрутиться можно также через интернет, ТикТок, почему бы нет? Есть примеры: это Слава Мэрлоу, который сейчас пишет музыку для Моргенштерна, наши местные комики, которые теперь работают в столице, и другие певцы, блогеры. Но в Москве крутятся совершенно другие деньги, здесь все происходит гораздо быстрее и (бывает) даже дешевле.
Беседовала Анна Нефёдова
Новости на Блoкнoт-Волгоград