Волгоград Вторник, 23 апреля
Культура, 19.11.2017 23:20

Молодая жительница Сталинграда рисковала своей жизнью, чтобы с натуры нарисовать бомбежку города, - волгоградский историк Елена Огаркова

В Волгограде открылась необычная экспозиция о Сталинградской битве. В ней - рисунки самых простых солдат, которые в минуту тишины брались за карандаш и рисовали портреты однополчан. Рядом стоят полотна известных мастеров художественного жанра, которые в первые дни войны просили командировать их на фронт, ведь только так они смогут создать настоящие произведения о войне.

Об уникальной экспозиции, открывшейся в честь 75-й годовщины начала контрнаступления советских войск под Сталинградом, сайту «Блокнот Волгограда» рассказывает куратор проекта, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Волгоградского музея изобразительных искусств Елена Огаркова.

20171116_120640.jpg

- Елена, это проект сразу нескольких музеев. Расскажите, чему удивятся волгоградцы?

- В нашем городе очень тяжело делать выставки о войне. У нас всегда высокая планка вообще ко всем проектам такой тематики. Волгоградца на «слабо» не возьмешь, волгоградец искушен в знаниях и информирован о событиях Сталинградской битвы очень хорошо. Но на этом проекте у нас и не было задачи удивить. И какой-то принципиальной новизны здесь нет. Но уникальность этого проекта в том, что мы попытались собрать из разных городов рисунки самых разных художников, которые писали Сталинградскую битву с самой, что ни на есть натуры. Это работы тех людей, которые находились в гуще военных событий. Это не обязательно профессиональные работы, это и рисунки солдат-самоучек. Но именно они представляют наибольшую ценность. Это не просто отстраненный рассказ о войне, это эмоциональный миг, картина, пропущенная через себя, через свою судьбу, подчас за миг до смерти. Что видели эти люди, на что обращали внимания, какие детали передавали на бумаге. Вот о чем наш проект. 

20171116_120437.jpg

И сейчас по крупицам исследователи собирают летопись войны и Сталинградской битвы. А вот так, чтобы еще визуально донести до зрителя этот багаж, это наследие, вот это вообще очень редкая удача. На фронтах Сталинградской битвы воевали солдаты со всего Советского Союза. Поэтому сейчас те материалы, воспоминания, рисунки, что остались, разбрелись по миру. Зарисовки с образами и картинами Сталинградской битвы оказались в Туле, в Москве, в Ленинграде, Казане, Сибири, на Урале.

- Какую роль в проекте сыграл Московский музей истории ВОВ?

- Несмотря на то, что они тоже организуют большую выставку к юбилею Сталинградской битвы, и эти работы им тоже нужны, они поделились с нами и предоставили некоторые наиболее ценные экспонаты.

- Какие, например?

- Ну особенно я бы рекомендовала прийти посмотреть серию работ, созданных московской художницей Зоей Заянчковской. Очень интересная творческая династия. Имя, которое связано с историей Царицына и Сталинграда. В период ВОВ, как многих живописцев и графиков, ее командировывали в зоны боевых действий и прифронтовые территории для выполнения зарисовок. Ведь деятели искусства и культуры откликнулись моментально на начавшуюся войну. Уже с июня 41 года начинается разрабатываться целая программа будущих выставок, книг, которые будут опубликованы в стране. В 1942 году в Третьяковской галерее уже развернулась выставка, посвященная ВОВ. 

20171116_120328.jpg

Художники понимали, что без непосредственного наблюдения за фронтовыми реалиями мастер не способен создать полноценное произведение о войне. Поэтому отправлялись на фронт. Будь то театральное искусство, музыка или живопись. Даже цирковые артисты начинают менять свой репертуар. Все трансформировалось.

- Это мы говорим о профессиональных художниках. Но ведь много было и простых солдат, которые либо не успели закончить художественное образование, либо просто были самоучками, которые умели рисовать. Ведь их работы тоже очень ценны?

- Несомненно. Это отдельный и, увы, малоизученный пласт наследия военного времени. Вы же понимаете, что художественные музеи даже не принимали в свои фонды такие рисунки в силу их художественного несовершенства. Исторические музеи - в силу малой известности этого автора. Поэтому мы констатируем, что уже очень много потеряли. Да и наследники очень часто не сохраняли такие рисунки, считая их чем-то незначительным. Поэтому те малые крупицы такого материала, который удается в архивах или музеях обнаружить – это буквально на вес золота.

20171116_120526.jpg

- В этой выставке есть такие работы?

- Да. Это в основном, конечно, рисунки, которые отложились в фондах музея-заповедника «Сталинградская битва». Этот музей вообще по ценности своей художественной коллекции не имеет конкуренции ни в нашей стране, ни за рубежом.

- В чем особенность работ художников-солдат?

- То, что они рисовали на фронте, это факт особо щемящий, особо трогательный. Все прекрасно осознают, насколько во время войны снижается ценность человеческой жизни, практически сводится к нулю, когда счет потерям идет на тысячи. И поэтому такая малая потребность человека оставить после себя след, она не может не вызывать вот этого щемящего чувства и сострадания, и уважения, и восхищения. Они мечтали, что после войны по своим рисункам они будут писать большие картины. На этой выставке представлена работа одного художника, чье имя для нас так и осталось тайной. Не сохранилось имя в истории. Фамилия его Войнов. Его рисунки, а это в основном портреты однополчан, были переданы командиром подразделения после войны в Сталинград. Он очень просил принять эти рисунки, говоря, что его боевой товарищ мечтал после войны написать две большие картины о Сталинграде. Но не успел, он погиб на Курской дуге.

- Вы сказали о Зое Заянчковской. То есть даже женщины-художницы рисковали своей жизнью ради того, чтобы запечатлеть моменты войны?

- Да. Здесь, кстати, хочется обратить внимание на одного гражданского автора. Это жительница Сталинграда Надежда Черникова. Она даже без вознаграждения, исключительно по зову сердца создавала свои рисунки. И первые изображения, связанные с тотальными бомбардировками Сталинграда, принадлежат ей. Ведь фактически это единственные художественные свидетельства 23, 24, 25 и 26 августа 1942 года. Потому что профессиональные художники-мужчины уже были призваны на фронт, кто-то рыл оборонительные сооружения. Мало кто взялся бы за карандаш вот в эти первые дни битвы за город.

20171116_120318.jpg

- А если рассматривать работы сталинградцев, можно выразить какой-то общий мотив, какую-то общую идею, может быть одно общее чувство?

- Вы знаете, можно. Это уверенность в том, что Сталинград выстоит, что он выдержит любые испытания.

- А как же военный запрет на ведение дневников и тем более создание рисунков?

- Такой нюанс имеет место быть. Причем этот запрет сохранялся и в армии противника. И взаимно пропагандисты использовали такие материалы, как захваченные письма, дневниковые записи, рисунки и прочее. Много записных книжек солдатских было уничтожено. И те, кто выжил, особенно профессиональные художники, с сожалением после войны вспоминали, как много они потеряли этого полевого материала. Это все объяснимо, объективно, мы относимся к этому с пониманием. И тем ценнее то, что сохранилось.

20171116_120624.jpg

- С немецкой стороны нам что-то осталось из таких рисунков?

- В музее «Сталинградская битва» есть такие работы. Не могу сказать, что их много. Да, немецкие солдаты так же писали письма домой, сопровождали их рисунками. Но насколько я помню историю с захваченными в Сталинграде немецкими письмами, наши власти распорядились после войны уничтожить все документы как некое зло, которое необходимо стереть. И это был настоящий подвиг музейщиков, которые умудрились что-то сохранить. Причем такой ведь приказ все уничтожить был дан не только в отношении писем, дневников и рисунков, а в отношении вообще всех материально-вещественных источников – обмундирования, например, где свастика. Какой советский музей сохранил бы тогда свастику? И не планировали показывать, и были уверены, что никогда не будут показывать. Это как с храмом Герострата. А сейчас уже стало ясно, что нельзя забывать. Зло нужно изучать и помнить, чтобы не наступать на грабли снова.

- Елена, а какой у вас любимый период в истории?

- Как у историка, который защищался именно по Сталинградской битве, конечно, этот период. Потому что я могу претендовать на взвешенный взгляд, на доказательную базу. А вообще мне очень нравятся в истории моменты парадоксальные. ВОВ – это как раз такой период. «Серебряный век» такой период, и революционное время тоже.

- Почему парадоксальные?

- Потому что в такие моменты гибели устоявшегося склада жизни целого народа мы наблюдаем взлеты человеческого духа, взлеты и свершения в культуре, искусстве, науке. Кажется, что все вокруг настолько плохо, что человек вообще понятия не имеет, что будет завтра. И вдруг создаются прекрасные произведения.

20171116_120541.jpg

- Елена, вас задевают постоянные факты переписывания, передергивания истории, использовании истории в каких-то корыстных целях?

- Мне кажется, что сами эти фразы про переписывание, про передергивания – это речевые штампы, которые мы с вами породили сами. И что мы понимаем под переписыванием истории, если историки только тем и занимаются на протяжении всех времен и народов, что переписывают историю? История как наука – это процесс неостановимый и очень подвижный. Новые знания, новые факты, анализ, новые взгляды на историю – это не переписывание, а дописывание истории. Потому что история – это как огромный снежный ком. К тому же тот, кто хочет найти истину, не спорит, он просто ищет, изучает, исследует, анализирует, сопоставляет, и он ее обязательно находит.

С межмузейным выставочным проектом "Сталинградская хроника" можно познакомиться в зале Волгоградского музея ИЗО на Чуйкова, 37. Экспозиция открыта до 18 декабря.

Анна Дребнева

Новости на Блoкнoт-Волгоград

Будь в курсе событий!
Подпишись на «Блокнот Волгоград»
в Телеграм.

Подписаться

  Тема: Лица города  
ВолгоградЕлена Огарковамузей ИЗОвыставкаСталинградская битвапроект
0
0