Набережная Волгограда: взгляд сквозь года…

Читайте также:
- Американский взгляд на послевоенный Сталинград: великий писатель о великом городе (29.05.2016 14:11)
- Сталинградский «Красный Октябрь» выпускал легендарные «катюши» (23.05.2016 08:49)
- Сталинградские бойцы невидимого фронта: снайперы (29.04.2016 17:24)
На 3,5 километра растянулась вдоль Волги набережная Волгограда – от волгоградского грузового порта до нового моста через Волгу. Любимый участок волгоградцев – речной вокзал, центральная лестница, ведущая на Аллею Героев.
Такой мы знаем набережную сейчас.
Но мало кто знает, какой она была в начале прошлого века. Да и была ли она вообще…
Набережная Царицына
В 1911 году в путеводители «Волга» появилась такая запись о Царицыне: «Царицын, недавно ещё похожий на большую деревню, принял вид значительного города, его набережная одна из лучших на Волге».
На набережную города Царицына обращали внимание далеко за пределами Царицына. И это не удивительно, вид с Волги открывался величественный: крутой высокий берег и четыре соседствующих храма над этим обрывом: Иоанно - Предтеченская, Троицкая, Успенская и Николая Чудотворца.
Набережная Царицына всегда была самым многолюдным местом в городе. Ведь уже в 1890 году Царицынская пристань по количеству прибывших грузовых судов занимала второе место в Волжском бассейне, уступая только Нижегородской пристани.
К середине 1930-х годов вид на набережную Царицына стал совсем другим – церкви разрушили, а берег состоял теперь из мусора, старых покосившихся зданий, овражные склоны. Серьезные проблемы создавала железнодорожная линия, проходившая вдоль берега Волги, и причалы порта, особенно грузовые (всего около 40 построек).
В этот период времени руководство города принимает не простое, но критически важное решение – перенести грузовые причалы, городской перевоз и водный трамвай ниже по Волге, за Царицу. Так возник проект речного порта Сталинграда.
Набережная Сталинграда
В новой проектировке в центральной части города остался пассажирский причал с новым водным вокзалом, который проектировался на набережной недалеко от старой водокачки и электростанции.
На постройку речного вокзала Народный комиссариат Сталинграда выдели в 1936 году 3 миллиона рублей.
Новый вокзал мог пропускать до 9-12 тысяч пассажиров в сутки. В здании располагались почта, телеграф, буфеты, ресторан и даже комната матери и ребенка, парикмахерские и читальные залы.
Изменилась, согласно масштабному проекту, и набережная Сталинграда. Большие объемы проектных и строительных работ позволили создать для горожан и гостей города благоустроенный парк с павильонами, кафе и ресторанами.
Но дальнейшие работы и планы прервала Великая Отечественная война.Во время Сталинградской битвы на берегу Волги, в том числе, в районе набережной, шли ожесточенные бои.
Через Волгу происходила эвакуация мирного населения, осуществлялось снабжение защитников города оружием и продовольствием – поэтому потеря плацдарма означала полную потерю города. Сражение велось за каждый метр земли, зачастую именно расстояние в несколько метров отделяло немецкие войска от Волги.
Ценой нечеловеческих усилий и огромных потерь воины 62-ой армии сумели отстоять набережную, а с ней и весь город.
В том виде, в котором мы сейчас видим набережную Волгограда, она была отстроена после войны, лишь в 1952 году. Спроектирована она была как центральный, парадный вход в город с Волги.
Напоминания о прошлом…
Со времен Царицына на набережной сохранились здания первой женской гимназии, клуба Общественное собрание, царицынской городской водокачки. Кстати, именно последнее – единственное строение со времен Царицына, которое и поныне выполняет свою функцию.
Новости на Блoкнoт-Волгоград