Волгоград Четверг, 09 мая
Общество, 24.05.2023 17:10

Почему школьник пытался зарезать одноклассницу на линейке под Волгоградом? Разбираемся с психологом

В Волгоградской области на линейке в честь Последнего звонка выпускник 11-го класса иловлинской школы №1 попытался перерезать горло своей однокласснице. Юноша напал на девушку сзади, как только закончил петь с ней песню на сцене. Парня вовремя оттащили, он смог только слегка повредить кожу ровеснице. Инцидент получил широкий резонанс. Одноклассники сообщили, что и раньше замечали странности в поведении подростка. Можно ли было предотвратить нападение? В чем причина инцидента? "Блокнот" узнал мнение психолога Натальи Ивановой.

Наталья сообщила свое экспертное мнение, основываясь на тех данных, которые появились в СМИ. При этом информация, даже от официальных пресс-служб была в чем-то противоречащей: одни утверждали, что между нападавшим и жертвой был конфликт, другие сообщали, что ничего такого не было, и все случилось внезапно. Кто-то вовсе разглядел в инциденте проявление неразделенной любви.

Психолог не ставит диагноз и обращает внимание на то, что каждый случай уникален. Необходимо проводить серьёзную медико-психолого-педагогическую экспертизу.

Задача "Блокнота" в этой публикации разобраться в главных причинах подобного поведения у подростков, обратить внимание на то, что можно модифицировать и улучшить, чтобы впредь ситуации с угрозой жизни детям не повторялись.

- В сети появилось видео с допроса с допроса ребенка. Некоторые отметили странности в речи мальчика. Можно ли только по нему судить о психическом здоровье парня? Что можно уловить в моменте беседы школьника с полицеским?

- Конечно, одного видео недостаточно, чтобы делать выводы о психическом развитии молодого человека. Да, мы видим, что парень находится не в обычном психическом состоянии, демонстрирует логические ошибки в рассуждении, либо лжёт. Можно было предположить наличие интеллектуального расстройства, но для подтверждения этого требуется серьёзная медико-психолого-педагогическая экспертиза.

- С чем может быть связано проявление подобной агрессии? Всегда ли причина этому - неблагополучная семья?

- В целом, повышенный уровень агрессии для подростка это нормально, но принципиально важно, какие способы выбирает молодой человек. В данном случае способ явно неадекватный, противоречащий не только социальным нормам, но и законодательству РФ. 

Причинами повышения агрессии может быть острая невозможность удовлетворения той или иной потребности. Я бы предположила, что парень не имел возможности или соответствующих навыков получить социальное принятие, подтверждение своей социальной значимости, потому что именно на Последнем звонке он мог привлечь внимание большого количества людей.


Нападавшего мальчика оттаскивают сверстники // Скрин видео тг-канал BAZA

Причины также могут быть разные: и агрессия в отношении подростка в семье или в среде сверстников, непринятие, отвержение.

- Дети отмечали ранее, что у мальчика есть особенности, при этом прокуратура утверждает, что он не стоял на психиатрическом учете. Можно ли было как-то предотвратить нападение с ножом, если заметить вовремя? Если да, то как?

- Человеческая психика - очень тонкое и хрупкое явление. Некоторые психические расстройства возникают спонтанно и развиваются очень стремительно. Поэтому всю ответственность я бы не стала перекладывать на школьного психолога, он не волшебник и не экстрасенс. Однако школьным психологом с обучающимся должен был быть проведён ряд диагностик, позволяющий выявить склонность к агрессивному, и асоциальному поведению и проведена соответствующая коррекционная и информационно-просветительская работа. Если, конечно, в этой школе есть психолог.

- Может ли быть подобная реакция от стресса перед экзаменами, в том числе и ЕГЭ?

- Стресс сам по себе повышает выброс гормонов, повышающих активность человека (пресловутые реакции "бей" или "беги"), но для подобных асоциальных действий должны быть предшествующие серьёзные психологические проблемы. Стресс перед ЕГЭ мог бы стать только "спусковым крючком" для такого агрессивного действия.

- Как с психологической точки зрения можно объяснить такой поступок, судя по имеющейся информации и видео? Что двигало ребенком?

- Надо подробно изучать социальную ситуацию, в которой жил подросток: это и окружение друзей, принимали ли его в классе, был ли у него опыт позитивного общения, была ли поддержка в семье, какое было отношение со стороны учителей.

- Всегда ли стоит опасаться людей/детей, за которыми отмечают "странности"? Как правильно вести себя с ними?

- Страх всегда плохой советчик. Очень важно сохранять возможность трезво мыслить в любой ситуации, даже в конфликте. Если речь идёт о ситуации школьного обучения, и школьнику, и учителю лучше обратить внимание на замеченные "странности" школьного психолога или администрации. 

Очень часто вспышки агрессии демонстрируют "изгои", "отверженные" члены группы. Поэтому лучше не бороться с проблемой, а создавать условия для её предупреждения. Не допускать, пресекать проявления буллинга, оказывать поддержку всем членам коллектива, информировать население о возможностях получения психологической помощи.

Отметим, ранее стало известно, что с 1 июля волгоградцы смогут бесплатно обращаться к психологам в поликлинику. 

Беседовала Татьяна Шмуренко

Новости на Блoкнoт-Волгоград

Будь в курсе событий!
Подпишись на «Блокнот Волгоград»
в Телеграм.

Подписаться

волгоградновости волгоградапсихолог волгоградПоследний звонок в Иловленапал на школьницу с ножомновости Волгограда детиВолгоградПоследние звонкиИловлинская школа №1
1
3