Волгоград Вторник, 26 ноября
Общество, 24.03.2017 20:11

Призрак молодой девушки в белом бродит на юге Волгограда, - Александр Баженов

В рубрике «Лица города» на вопросы корреспондента сайта «Блокнот Волгограда» отвечает директор самого таинственного и загадочного музея в регионе.

Александр Баженов признался, что в «Старой Сарепте» живут призраки и зачастую показываются местным жителям.

- Александр, музей «Старая Сарепта» многие знают по многочисленным легендам и страшилкам о призраках. Скажите, наконец, на территории музея действительно живут привидения?

- Да, живут. И мы прекрасно знаем, кто тут у нас ходит, какие призраки прошлого. В музей постоянно приезжают различные экстрасенсы, исследователи сверхъестественного. Не так давно приезжал так называемый «паранормальный патруль». Они исследователи дом пастора и подвалы Старой Сарепты.

- Нашли что-нибудь?

- Да, обнаружили новых духов.

- А вы сами их видели?

- Нет, я лично привидения не видел, но у меня есть фотографии, которые я делал, и на них отчетливо видно светящиеся шары в подвалах Сарепты. А вот один мой коллега, сотрудник музея, лично встречал призрак Гернгутера. А вот призрак сарептянки жители микрорайона часто видят. Так что призрак молодой девушки в белом бродит на юге Волгограда.

- Когда несколько лет назад к вам приезжали экстрасенсы, они нашли в подвале вход в потусторонний мир и закрыли этот проход бочкой. Она все еще на месте?

- Да, как поставили, так и стоит. В нашем музее действительно есть вход в потусторонний мир. И, кстати, ведутся экскурсионные программы по следам экстрасенсов.

- А были случаи, когда привидения пугали посетителей?

- Были, однажды в экскурсионной группе женщина начала жаловаться, что мы ее обманываем, никаких привидений не существует, это все сказки. И только она это сказала, как в воздухе появились светящиеся шары и стали кружить у нее над головой. Тогда все гости сильно напугались.

- То есть на территории «Старой Сарепты» не стоит утверждать, что призраков не существует?

- Именно так, к ним нужно относиться с уважением.

- А вы сами их не боитесь?

- Нет, это наша работа, мы с ними дружим.

- Александр, на сегодняшний день «Старая Сарепта» отличается от других музейных учреждений города своими нестандартными, но современными проектами. Не как у всех - это целенаправленный вектор движения?

- Это требование времени. В современных условиях информационного общества к нам приходят дети 12-15 лет, они все погружены в свои гаджеты. Люди изменились, мир изменился. Поэтому музей в своем классическом варианте, как хранилище древности, хранилище артефактов, он, конечно, меняется. Причем эта тенденция общая, для всех музеев города, страны, не зависимо от того, какие есть в музее культурные достояния.

В общей массе своей современный посетитель не заинтересован в простом просмотре, он хочет вовлеченности, действия. И эта вовлеченность, она проявляется во всем. Он хочет потрогать. Если ему говорить все время «нельзя», то он уйдет и никогда не вернется. Но при этом есть строгие правила хранения музейных экспонатов. Поэтому чтобы посетитель смог вовлечься в интерактивную среду, делаются копии, делаются новоделы, в общем, мы постоянно придумываем, как найти золотую середину.

- А тяжело было перенастроить сотрудников на новый стиль, подход?

- Я начинал свою работу не с чистого листа, мой предшественник, Анатолий Мальченко, очень много сделал для Сарепты, и основные посылы все заложены. При мне уже были приняты новые кадры, при этом упор делался на прием работников.

- Почему именно педагогов?

- Интерактивность в музее начала развиваться не так давно. Массово об этом заговорили только в начале нулевых. К 2005 появились первые примеры. У педагогов все по-другому, все эти формы, все эти методы были разработаны десятилетия назад. Поэтому, взяв людей, которые умеют это делать, которые понимают детскую психологию, что интересно 6-му классу, а что 10-му, мы дали новый толчок, который позволил музею дальше развиваться.

- Но это что касается работы с детской аудиторией. А работать со взрослым посетителем музея бывшие педагоги могут?

- Конечно. Ведь невозможно создать какую-то одну программу для определенного возраста. Есть тематический блок, берется тема определенная, и разрабатывается для разной возрастной категории. К тому же специалисты, которые умеют заинтересовать и впечатлить детей, со взрослым посетителем всегда справятся.

- То есть основной коллектив вашего музея – это молодые специалисты?

- Не все, конечно, но много молодежи сейчас действительно. Это те люди, которые могут работать и на выходных, и по вечерам, у которых много идей, стремления их немедленно реализовать, придумать что-то новое, современное. Молодые приходят в музей, и это правильно. А мы им создаем условия, чтобы было комфортно работать, чтобы хотелось работать. Пока нам это удается, и это здорово.

- Александр, в интервью нашему сайту Отар Иванович Джангишерашвили, художественный руководитель Нового экспериментального театра говорил о том, что все учреждения культуры производят продукт – культурный продукт. И надо производить то, что покупается, и уметь этого продать. Если руководители учреждений культуры это не поймут, то им придется уйти в историю. Вы с этим согласны?

- Я соглашусь с Отаром Ивановичем в том, что это подход правильный. И мы действительно уже много лет работаем в рамках создания культурного продукта и его продажи. Правильно это или нет? Я считаю, что это веяние времени. Время поставило нам этот вызов. Мы на него можем либо ответить и успешно развиваться, либо погибнуть.

- Погибнуть, отстаивая свои принципы?

- Даже не принципы, а старые методы работы. Действительно, у современного человека есть какое-то свободное время и есть какие-то деньги на это свободное время. А дальше начинается конкурентная борьба. При этом с традиционными учреждениями культуры конкурируют торгово-развлекательные центры, коммерческие музеи, которых стало немало, кинотеатры. Мы конкурируем за клиента. Когда у человека есть тысяча рублей на выходные, он ее потратит либо там, либо здесь. Поэтому заработают либо они, либо мы.

- А музей «Старая Сарепта» может существовать только за счет продажи своего продукта? Без финансирования?

- Нет. Потому что у «Старой Сарепты» есть ее здания – памятники федерального значения. Это 28 зданий, и большая часть из них требует ремонта.  Суммы требуются колоссальные, от 20 миллионов на одно здание; понятно, что сам музей этого не потянет, только с государственной помощью, либо с помощью крупных частных инвестиций.

- А сейчас какие-то деньги на реставрацию зданий выделяются?

- Да, в этом году в рамках государственной целевой программы «Культура России» нам выделены средства на ремонт и реставрацию здания «Постоялый двор», и за два года там появится музейная гостиница в архитектуре и стиле 18 века.

- Александр, а какие проекты музея вы считаете самыми успешными?

 - Во-первых, очень хорошо пошла, и до сих пор идет тема сарептских подземелий. Это очень интересная захватывающая тема. Это что-то неизведанное, в стиле «Что находится под пирамидой Хеопса». Стиль Индианы Джонс, Лары Крофт, ведь любой человек хотел бы почувствовать себя Индианой Джонсом и прикоснуться к миру неизвестного. А подземный мир – он всегда манит. И эта тема стала очень популярна у наших посетителей, поэтому мы стараемся ее развивать.

- Эта тема интересна только детям? Или взрослым тоже?

- Я бы даже сказал, что взрослым больше, чем детям. И вторая тема, которая стала успешной и популярной – это квесты, образовательные и развлекательные.

- Александр, сегодня вы придумываете квесты и руководите процессом, а кем бы вы хотели быть через 10 лет?

- Я бы хотел быть доктором наук.

- А в плане должности? Так же хотели бы руководить музеем или может быть в какой-то другой должности? Может, в комитете культуры?

- В настоящее время я занимаю то место, на котором я могу себя реализовать, где я могу быть полезным и могу делать что-то новое. По поводу комитета не задумывался, но если руководство скажет «надо», то значит надо. А вообще в десятилетний срок ставлю цель получение докторской степени.

- Александр, если представить, что вы стали председателем регионального комитета культуры, какое бы распоряжение вы сделали в первую очередь? Что бы изменили?

- Как историк я против революционных событий. Я считаю, что революции ни к чему хорошему не приводят, они ломают старое, с трудом создают новое и поднимают очень много пены. Поэтому, на мой взгляд, умеренные реформы с сохранением всего самого лучшего – это нормальный путь руководителя. И если посмотреть на нашу страну за последние 15 лет, то именно это и происходит, мы реформируемся, мы меняемся, но при этом наше руководство сохраняет курс.

Если говорить про отрасль культуры, то я бы приложил усилия для того, о чем вы начали наш разговор – привить новые тенденции работы, научить работников культуры относиться к своей работе как к производству культурного продукта, научить маркетингу, менеджменту. Ведь можно просто сказать: «Идите и делайте», но важно научить, что делать и как делать.

- А есть идеи, которые вам трудно реализовать даже с вашим молодым коллективом энтузиастов?

- Сегодня для музея нет ничего невозможного, мы в состоянии решить любые музейные задачи. Грубо говоря, разобьем музей в чистом поле и в него можно будет привести президента с иностранными послами.

- Но бывает же, что есть идея, но что-то мешает?

- Нас очень серьезно сдерживает нехватка оборотных средств. Есть уникальные задумки, проекты, которые мы могли бы реализовать уже сегодня, но у нас не хватает денежных средств. Поэтому ведутся поиски частных инвесторов, подаются гранты.

- А реально ли музею найти частного инвестора?

- Да, вполне, и у нас есть такие примеры.

- Но речь идет не о получении прибыли для этих инвесторов, а о какой-то имиджевой составляющей, да?

- Да, безусловно. И у нас есть такие проекты.

- Александр, вас можно назвать одним из самых молодых руководителей учреждения культуры в Волгограде. И в вашем коллективе есть много людей, которые гораздо старше вас. Когда вы вступали в должность, возникали какие-то конфликтные ситуации, связанные с эти, и как удавалось их решить?

- По этому поводу мне очень нравится один старый анекдот. Чем отличается комиссар от политрука. Комиссар говорит: «Делай, как я», а политрук говорит: «Делай, как я сказал». Вот я стараюсь действовать по принципу комиссара. Я стараюсь показывать своей работой, что все можно сделать. И в эти два года своего руководства я организовывал выставки, придумывал квесты, проводил экскурсии, разбирался с бухгалтерскими документами. И коллектив видит, что я непросто отдаю приказы, а участвую в общей работе, и это помогает налаживать отношения.

- А если сейчас во время нашего интервью в кабинет забежит ваш коллега и скажет, что около входа стоит 40 человек на экскурсию, а провести некому, все заняты, аврал. Что вы сделаете?

- Я пойду проведу экскурсию. И я ходил, были такие ситуации. Если руководитель чего-то не умеет или не хочет, как же он может требовать этого от своих подчиненных? И как я могу сказать своему подчиненному, что он не умеет водить экскурсии, если я сам не умею их водить?

- Александр, вопрос к вам как к историку. Какой у вас любимый период в истории? И в какое время и в каком месте вы бы хотели родиться и жить, если не сейчас?

- Наиболее интересный для меня период – это Великая Отечественная война, а родиться я бы хотел в 50-х-60-х годах в Советском Союзе.

- А почему именно этот период? Вы его считаете для жизни самым комфортным?

- Да. И именно в Советском Союзе. Как бы это ни звучало банально, но мне нравится жить в России, мне нравится здесь путешествовать, мне нравится здесь работать. И даже в моем плане поездок в отпуск очень много мест в России и ни одного за границей.

- А вы когда куда-нибудь ездите в отпуск, вы ходите в музеи?

- Очень сложно разграничь отпуск и работу. Полноценного отпуска у меня не было уже несколько лет. А так все мои поездки, которые можно назвать отдыхом, они совпадают с работой. И естественно, я себе планирую, какие музеи я хочу посетить и посмотреть.

- Александр, у вас есть девиз по жизни?

- «Если не мы, то кто?!»

- И назовите, пожалуйста, вашу любимую книгу или писателя?

- Первое, что пришло в голову - это энциклопедия танков мира, но это так, это шутка. А вообще Рэй Брэдбери, я очень люблю фантастику, иностранную и отечественную. И с детства эта любовь не пропадает.

- Так вот откуда столько мистических и фантастических квестов в музее. Благодарим вас за беседу, Александр. Желаем вам и вашему коллективу вдохновения, творческих идей и благодарных посетителей.\

Анна Дребнева

Новости на Блoкнoт-Волгоград

Будь в курсе событий!
Подпишись на «Блокнот Волгоград»
в Телеграм.

Подписаться

  Тема: Лица города  
ВолгоградАлександр БаженовСтарая Сарептамузейподземельяпризракипривидения
0
0