Роман Ковалев: Волгоград стал лидером и образцом для поставщиков социального питания
Оператор социального питания «Виво маркет» завершил 2023 год объявлением о планах по расширению производства и выходе на рынок коммерческого питания.
— Ваша компания недавно озвучила и планы по дальнейшему развитию. «Виво Маркет» намеревается увеличить мощности. За счет чего планируете расти в нынешней непростой ситуации: осваивать новые территории или расширять сегменты присутствия на рынке?
— Как динамично развивающиеся компания мы хотим развиваться как горизонтально, так и вертикально. Мы считаем, что как оператор социального питания мы сейчас оказываем эту услугу на довольно высоком уровне. Поэтому хотим масштабироваться, потому что считаем, что чем больше потребителей получат доступ к качественной услуге, тем лучше. Расширение горизонта и рост в статусе оператора социального питания — наш первый ориентир. Но помимо социальных контрактов есть коммерческое направление - в 2023 году мы провели большую подготовительную работу и заключили ряд предварительных контрактов на поставку коммерческой продукции в федеральные сети. Еще одна точка развития — кейтеринг, причем как стационарный, так и выездной. Это направление, которое только начало набирать обороты в 2023 году, но уже показало себя перспективным.
— Давайте резюмируем всё это для потребителей. Правильно ли я понимаю, что волгоградцы могут ожидать, что в ближайшее время продукция «Виво Маркет» появится на прилавках торговых сетей?
— Все верно, мы уже делали пробные поставки мясных полуфабрикатов и хлебобулочных изделий нашим потенциальным партнерам, и получили очень положительные отзывы. Часть продукции будет производиться под СТМ (Собственная торговая марка) федеральных сетей, а также, под нашим собственным брендом, который можно будет узнать по специально разработанному логотипу для таких поставок.
— Очень интересно узнать и про кейтеринг, это будет поставка готовых обедов по организациям или нечто иное?
Мы рассматривали скорее вариант услуги выездного кейтеринга «под ключ», когда нужно накормить участников какого-то мероприятия. В 2023 году мы пробно обслужили несколько таких площадок разного масштаба: от пятидесяти до 1200 человек, и речь идет о кормлении от нескольких сотен человек в палаточном лагере в поле до обслуживания еvent-активности уже совершенного иного статуса.
Для коммерческих предприятий это может быть партнерство, которое решит проблему с питанием сотрудников, отработает все «боли» в рамках технического задания. Причем важно, что мы свою услугу можем видоизменять в процессе в соответствии с пожеланиями заказчика фактически беспрерывно. Еще раз подчеркну: кейтеринг - не основной продукт нашей компании, но услуга, которая позволяет нам быть наиболее полно представленными на рынке в своем сегменте.
— Хватит ли действующих производственных мощностей на то, чтобы реализовать все обозначенные планы?
— Для нас модернизация производства — непрерывный процесс, который параллельно идет и на нашем комбинате в Кировском районе, и на нашей мастер-кухне, больше адаптированной под буфеты нашего города, поскольку не во всех школах есть оборудованные пищеблоки. Не прошло ни года, чтобы мы не дооснастили наши производства каким-то новым оборудованием, не переориентировали линию или внедрили какие-то технические новшества.
С запуском нового направления — изготовления коммерческого продукта для поставки на полки федеральных сетей — будем наращивать объемы по буфетной продукции. Однозначно это потребует дооснащения наших производственных площадок, и делать это мы планируем пропорционально росту объемов.
— Даже по вашим рекламным роликам видно, что компания работает на импортном оборудовании. Возникали сложности в связи с санкциями?
Технологически мы почувствовали все сложности, связанные с санкциями: усложнилась логистика, удлинились сроки поставки запчастей, они стали дороже. Но глобальных сбоев избежать, к счастью, удалось. На нашем основном производстве мы по-прежнему используем оборудование Rational и Irinox, а также другие известные мировые марки. Но планы дальнейшего развития производства мы выстраиваем уже с прицелом на наше отечественное оборудование. Постепенно будем встраивать его в свои технологические цепочки.
— Из-за санкций были проблемы с поставками продуктов для исполнения контрактов?
— В этом плане нужно сказать спасибо тому, что в социальном питании мало импортных продуктов, акцент сделан на присутствие фруктов, овощей и круп, а они по большей части поставляются нашими отечественными поставщиками. Более того, мы в компании стараемся поддерживать на высоком уровне и поставки от наших волгоградских производителей. Мы стараемся таким простым и зависящим от нас способом поддерживать экономику региона.
— Понятно, что замена и совершенствование оборудования для «Виво Маркет» - событие плановое. А что происходит с рецептурой блюд для социального питания? Как часто меняется она и что влияет на этот процесс?
— Сразу поясню: есть два вида продукции, которую мы поставляем в школы. Первое — это льготное меню, которое определенные категории школьников получают бесплатно. Здесь наше влияние сводится практически к нулю, поскольку это меню разрабатывает и утверждает администрация города. От себя могу только сказать, что именно с точки зрения наполнения - это очень правильное сбалансированное соотношение белков, жиров и углеводов, витаминов и минералов, которые должен получать ребенок. Это как раз то, что с точки зрения медицины называется здоровым питанием.
Второе — это меню за родительскую плату. Его мы разрабатываем сами как дополнительную услугу для наших заказчиков. Причем получается, что заказчиков в этом случае у нас три — школа, родители и сами ученики. Это уникальная ситуация, где и ребёнок должен быть доволен, и его родитель, и школа. А мы как оператор питания постоянно находимся в поиске золотой середины между этими тремя группами, у каждой из которых порой бывают взаимоисключающие требования. Наш отдел маркетинга по целому ряду каналов и опросов постоянно получает обратную связь, что нравится и не нравится детям, почему. Получается, что примерно раз в квартал меню у нас обновляется. Параллельно внутри квартала тестируем какие-то новинки.
— Можете привести пример блюд, которые «не заходят» волгоградским школьникам?
— Первое, что приходит на ум — рыбная котлета из льготного меню. По статистике, всего 20% детей любят рыбу. Я, к примеру, тоже не вхожу в это число. Но по нормативам рыба как источник фосфора, витаминов и минералов в рационе быть должна. Поэтому мы обязаны ее готовить. Чтобы сделать ее более привлекательной для детей, пытались работать с консистенцией того же минтая. Да, блюдо стали доедать чаще, но больше любить рыбу дети, увы, не стали. Еще одно спорное блюдо в школьном меню — тушеная морковь.
— Получается, что вы как поставщик вынуждены нести еще и просветительскую функцию, находя компромисс?— Поэтому мы так просим родителей чаще давать нам обратную связь, создавать коридор общения и инициировать мероприятия, где проблему школьного питания можно обсуждать открыто. Проблема в том, что сформированные у детей привычки часто далеки от представлений о правильном питании. Это не редкость, когда дети просто не привыкли к супам, потому что родители кормят их сосисками. Но мы как поставщик ставим на первое место интересы в первую очередь ребенка, поэтому не просто формально оказываем услугу, но и свои инструменты влияния на ситуацию и совместной работы с семьями включаем на максимум. И мы благодарны, что в этой работе нас поддерживает администрация, понимая, что это работа комплексная.
— А что в таком случае хотят видеть на школьных обедах сами дети?
— В топ-3 самых популярных позиций однозначно войдут картошка фри, гамбургеры и наггетсы. Но даже здесь наши технологи умудряются маскировать под них полезные продукты. К примеру, котлетку для гамбургера готовим в пароконвектомате.
— Сын-школьник просил задать вопрос, когда во всех волгоградских школах можно будет оплатить обед банковской картой. Сейчас только наличка или карта «Аксиома», хотя у старшеклассников уже есть свои карты.— В последние два года мы целенаправленно насыщали терминалами школьные столовые (в 2022 г. терминалами оснащено 60 МОУ, в 2023 - 33 школы). По моим данным, на данный момент в 95-98% школ эта проблема снята. Мы всегда за то, чтобы у потребителя был выбор. Единственное, в некоторых школах бывают проблемы с доступом к Интернету, а это может влиять на работу терминалов.
— Как крупный поставщик социального питания вы интересуетесь опытом других регионов?— Мы изучаем опыт всех наших коллег из всех регионов, постоянно мониторим их меню, изучаем введенные в него новинки, смотрим, как организовано питание и стараемся самый интересный опыт перенимать. По отношению к коллегам из других регионов мы в такой же открытой позиции. Тем более что в сфере социального питания Волгоград с точки зрения опыта и технологий считается одним из передовых в стране среди городов-миллионников. Учимся не только мы, учатся у нас. Не все разделяют наши позиции и открытость в обсуждении проблем, но мы призываем всех коллег быть на стороне добра и вести открытый диалог и обсуждение проблем со своими потребителями.
— Получается, что во многом вы первопроходцы. Часто ли делаете ошибки и как на них реагируете?— Мы расцениваем ошибки как нормальную часть рабочего процесса. Развитие без работы над ошибками не работает, здесь важно правильно реагировать: увидели зону роста, поняли что нужно изменить, внедрили улучшение. Если кто-то говорит, что всё заранее продумывает и реализует безошибочно — скорее всего, просто недоговаривает.
— Если вы так хорошо знакомы с работой коллег из других регионов, можете оценить, насколько сильно уровень и качество социального питания разнится в зависимости от региона.
— Однозначно разница в социальном питании по регионам есть. Причина в разных факторах. Влияют менталитет и географические особенности, экономическая ситуация в регионах. Например, по наблюдению экспертов на севере дети с большим удовольствием едят каши, чем дети-южане. Один из самых интересных и даже в какой-то мере экзотических стандартов школьного питания разработан в Ямало-Ненецком автономном округе. В меню учтены особенности местного климата и национальной кухни, правда в модернизированном варианте: помимо обычных продуктов, в рационе школьников присутствуют наггетсы из оленины и северных разновидностей рыб, компоты из местных ягод - морошки, брусники. Социальное питание отличается также из-за разной юридической базы. Но в целом по сфере есть динамика, видно, что уровень социального питания растет. И отправной точкой, на мой взгляд, стал момент, когда льготное питание распространили не только на первый класс, но и на начальную школу в целом. Волгоград тогда, кстати, один из первых смог эту меру поддержки школьников расширить, поскольку у нас уже были необходимые для этого мощности. Отмечу, что по мере расширения сферы социального питания ужесточается и контроль за ней, и это правильно. И этот жесткий контроль со временем стал стимулом к укрупнению компаний, которым услугу социального питания доверяют.
— Вы сказали, что ваша компания демонстрирует свои открытость во всех направлениях. Можно своими глазами увидеть, как у вас все устроено?
— Да, можно, и этой возможностью уже воспользовались более тысячи волгоградцев. Мы еженедельно проводим экскурсии к себе на комбинат. Только за последний года у нас в гостях побывали представители администрации, предприниматели, родители и наши любимые клиенты - дети. Группы приезжают не только из городов России, но и из стран ближнего Зарубежья. Все уходят сытыми и довольными, оставляют огромное количество отзывов у нас в соцсетях. Попасть к нам в гости несложно, вся информация есть у нас на сайте https://vivomarket.ru/
Реклама. ООО «Виво Маркет», ИНН 3461061226
Фото предоставлено ООО «Виво Маркет»
Новости на Блoкнoт-Волгоград