Сотрудники ГИБДД пытались эвакуировать ульи на штрафстоянку, - волгоградский пчеловод
Читайте также:
- Я однолюб, у меня жена одна и на всю жизнь, - 67-летний волгоградский Джанлука Вакки (16.07.2018 19:48)
- Только определенные дети могут сдать ЕГЭ на 100 баллов без репетиторов, - волгоградский учитель с 34-летним стажем (11.07.2018 11:18)
- Даже бульдог может умереть от страха, - президент волгоградской федерации кинологического спорта (04.07.2018 18:42)
- Мальчиков и девочек нужно наказывать по-разному, - отец 10 детей из Волгограда (18.06.2018 10:16)
Сегодня герой нашей рубрики «Лица города» - человек, который не просто знает о пчелах очень многое, он с ними общается на одном языке, заботится о них и знает, что эта терпеливая и мудрая забота вознаграждается с лихвой – настоящим медом, который найти сейчас очень непросто.
На вопросы журналиста сайта «Блокнот Волгограда» отвечает потомственный пчеловод Андрей Каминский.
- Андрей, хочется начать наш разговор с недавнего жуткого инцидента в Киквидзенском районе, когда из-за обработки полей рядом с пасеками погибли сотни тысяч пчел. Об этом писал наш сайт. Там пчеловоды до сих пор не могут ничего доказать и защитить себя. Как вы считаете, почему?
- Дело в том, что у нас нет закона о пчеловодстве. Это очень большой недостаток. В прогрессивных областях и республиках, где толковые губернаторы, руководители, на местном уровне принят Закон о пчеловодстве. Это Башкирия, Марий Эл. У нас же в Волгоградской области такого и близко нет. Когда-то в 90-х на федеральном уровне законопроект разработали. Но Ельцин его не подписал, на том все и закончилось.
Вот у меня павильон с ульями, он никак не зарегистрирован, и я не могу его нигде зарегистрировать, чтоб мне дали номера. С одной стороны, по логике, павильон с ульями относится к сельхозтехнике, а она и не должна быть зарегистрирована. Но один сотрудник ГАИ с этим согласен, другой нет, один это понимает, другой нет. Нас негласно не трогают, но это только негласно. Официально мы никак нигде не прописаны. И были такие случаи, когда на штрафстоянку хотели забрать павильон с пчелами. Представляете, павильон с пчелами! Да они бы там все погибли!
А вообще, в нашей стране, в условиях новой экономики, если вдруг что-то где-то появляется такое, что можно было бы легализовать, какой-то бизнес, сразу начинается «доение» этого бизнеса и сведение всего на нет. Такое чувство, что нашей страной управляют люди безграмотные. Ощущение, что государство бросило свой народ, и до народа нет никакого дела. Управленцы просто качают недра земли и набивают свои карманы, а простые люди выживают как могут.
- Но ведь настоящих пчеловодов не так много? Получается, что пока государство от вас открещивается и чиновники вас не замечают в лучшем случае, мы вынуждены покупать в магазинах мед китайского производства.
- Совершенно верно. Кстати, китайский мед вообще не рекомендую покупать. Пчеловодство в Китае развито только на юге, а там очень высокая влажность. Чтобы в таких условиях сохранить мед и не допустить излишней влажности в нем, используют антибиотики. Вообще, процентов 70 меда на рынке - это перекупщики. Они порой даже не знают, чем они торгуют. Их задача – дешевле купить, дороже продать. Дешевле всего продается мед подсолнечный. При этом его, почему-то, называют цветочным, хотя это не правда. Мед подсолнечника полезный, ценный, никто не спорит. Но на основе него уже «бодяжат» все остальные меды. Флягу подсолнечного меда с помощью 5 кг гречки можно изменить до неузнаваемости.
- В Киквидзенском районе во время выброса химикатов на поля погибло порядка 1000 пчелосемей? Это много?
- Это очень много. Я бы назвал это катастрофой, которую никто не заметил. Одна пчелосемья опыляет примерно 3 гектара культуры. То есть это 3 тысячи опыляемых гектаров. Полноценно развитая семья насчитывает от 80 до 120 тысяч пчел. Вот и посчитайте, сколько пчел погибло.
А если в финансовом плане посчитать, то одна семья стоит порядка 4 - 4,5 тысяч рублей. Это миллионы убытков для людей. И кто за это ответит? Кто им это компенсирует, вернет? А сколько это труда, сколько времени.
- А где вы держите своих пчел во время медосбора? В Волгоградской области?
- Уже нет. В Волгоградской области все погорело, к сожалению, пчелы просто умирали от жары и от голода. Вот сейчас я свою пасеку увез аж под Пензу, там для них райское место. А многие пчеловоды вообще не заморачиваются и увозят домой, ставят на участке и кормят пчел сахаром или опять же медом, потом продают этот мед как свежий.
- А вы, оставляя свою пасеку далеко на полях или еще где-то, не боитесь, что с ней что-то случится?
- Ну, во-первых, с пасекой всегда остается кто-то. Вот нас двое, мы по очереди дежурим. А потом, вы знаете, за столько лет пчеловодства я давно убедился, что чем дальше от города, тем лучше люди. Поэтому там, в глуши, ничего не случится. Там люди деревенские, трудящиеся, добросовестные. Они понимают, что с собой мы привозим только пользу. Мы стоим на полях, опыляем их культуры. Пчела на 30 процентов повышает урожайность культуры, и грамотный агроном всегда будет рад пчеловоду. Нормальный лесник опять же всегда будет рад.
Интересно, что отношение к пчеловоду еще зависит от региона. Вот там под Пензой, где у меня сейчас стоят улья, нас приняли с распростертыми объятьями, лесник был нам так рад. А у нас в области, почему-то, отношение такое, как будто мы поджигатели, вредители, чуть ли ни землю им портим.
- Пчеловоды привязаны к пчелам так, как например, люди привязываются к домашним животным? Есть эмоциональная связь?
- Еще какая связь. Пчел можно сравнить с людьми. Каждая семья – это свой характер, свое поведение. Каждая семья по-разному тебя встречает, по-разному на тебя реагируют. Есть миролюбивые семьи, есть агрессивные. Ты общаешься с каждой семьей, знаешь к каждой из них подход, бывает разговариваешь с ними. Конечно, мы к ним привязаны, я представляю, что испытали и испытывают те люди, у которых погибли пасеки. Это беда, самая настоящая. И финансовая, и эмоциональная.
- А почему некоторые пчелы агрессивно реагируют на пасечника, а к некоторым он может зайти даже без защиты?
- Здесь очень много нюансов. Во-первых, это зависит от породы пчел и оттого, где улья находится. Например, среднерусская порода пчел – самая злая, но и самая морозостойкая и работоспособная. Южные пчелы – они добрее.
Когда улья открытые стоят на свежем воздухе, все проще. В закрытом павильоне сложнее. Почему? Вот смотрите, когда молодая пчела выходит из ячейки, она не сразу летит пыльцу собирать, она еще 10 дней находится в улье, дозревается и занимается ульевой работой - ухаживает за маткой, убирает в улье. Через 10 дней пчела становится летной, она выходит на облет, изучает территорию и составляет карту местоположения дома, куда она будет приносить пыльцу. При этом летная пчела занимается и защитой дома. Так вот открывать семью лучше в тот период, когда летные пчелы находятся в поле, а только созревшие заняты работой в улье.
Еще такой нюанс, пчелы остро чувствуют выработку адреналина, поэтому с ними всегда надо быть спокойным, не бояться, не злиться. Если ты злишься на что-то или взвинчен, лучше к пчелам не ходи в таком состоянии. Пчела отреагирует на это защитой, она не хочет, чтобы в ее дом несли агрессию. Пчела любит порядок и спокойствие. Надо быть опрятным всегда, в светлой одежде, ничем не пахнуть посторонним.
- На вас пчелы когда-нибудь нападали?
- Так, чтоб нападали, не было. Однажды штук 10 одновременно укусили, пока серьезнее ничего не было. Но в любом случае, у каждого пасечника есть противоядие.
- Этому всему ведь надо учиться? Пчелы - это целый мир. Сколько же времени вам понадобилось, чтобы в этот мир войти?
- Я в этот мир вошел еще задолго до своего рождения, потому как я потомственный пчеловод. Мой прадед занимался еще лесными пчелами в Вологодской области, дикими, окультуривал их. Это вообще гораздо опаснее и сложнее. Первая пасека у меня появилась еще в начале 90-х годов. Потом был перерыв, я отдал пасеку деду, а сам реши заняться чем-нибудь другим, но в итоге все равно вернулся к пчеловодству. Судьба, да и это у меня уже в крови, видимо. Не могу я без пчел.
- А что вам больше всего нравится в пчеловодстве?
- Меня восхищают сами пчелы, их мир. Ведь пчелиная семья – идеальнейшая организация, направленная на выживание. Здесь царят полная иерархия и гармония. Нам многому бы поучиться у пчел. Если бы люди организовали свой быт по системе пчел, у нас было бы идеальное общество. Пчела идет на самопожертвование ради семьи. Кусая, пчела погибает. Ни одно жалящее насекомое не погибает при укусе, только пчела. У них все направлено на выживание, на сохранение и приумножение своей большой семьи. Как говорил мой дед, «век живи с пчелой, век у нее учись».
Вот, например, вы знали, что пчела никогда не опорожняется в улье и никогда не умирает в улье. Только снаружи. Всю зиму она копит в себе продукты жизнедеятельности и избавляется от них, только когда весной вылетает из улья. Поэтому так важно дать пчелам на зиму очень качественный мед, чтобы кишечник пчелы не забивался, иначе она погибнет, не дождавшись весны.
- А как пчелы переживают зиму?
- А вот это тоже очень интересно. Внутри улья они собираются в один единый клуб, похожий на большой клубок шерсти. В самом центре находится матка, там температура достигает +14 градусов. Понятно, что с краю клуба холоднее всего. Но это не значит, что там пчелы мерзнут и погибают, потому что им не повезло находиться с краю, нет. Пчелы меняются. Те, кто замерзают, уходят внутрь клуба, их сменяют другие. И вот такое движение происходит всю зиму.
Многое еще и от пчеловода зависит. У хорошего грамотного пчеловода пчелы выходят из зимы с наименьшими потерями. Важно снабдить пчел на зиму медом высокого качества, им предстоит питаться им до весны, к середине октября надо успеть нарастить как можно больше молодых пчел, которые не участвовали в медосборе, они не изношенные, не уставшие. Обработать от клещей улья надо.
- А вы сами продаете свой мед?
- Да, прямо на Тракторозаводском рынке, меня там уже все знают. Вот зимой чем еще заниматься? Я медом торгую.
- А есть у волгоградских пчеловодов возможность куда-то сдавать мед? Магазины, сети? Кто-то заинтересован в том, чтобы на прилавках стоял настоящий качественный мед местных пчеловодов?
- Хороший вопрос. Но я на него отвечу кратко. Я как-то пытался выйти на сети, предложил, спросил, мне сразу озвучили сумму взятки. Больше я не пробовал.
- Андрей, а можете дать нашим читателям несколько советов, как не обмануться при выборе меда? На что обратить внимание? Одним словом, как купить настоящий мед?
- Самое интересно, что, сколько бы кто советов не давал, определить, настоящий мед или нет, можно только в ветеринарной лаборатории. Кстати, она у нас есть. Если вы покупаете мед в одном и том же месте, не поленитесь, отвезите на анализ. Вам самим разве не интересно, что вы едите? Да и знать будете, можно доверять вашему пчеловоду или нет.
Но попробуем вывести самые главные правила.
Первое. Мед – это не сладость. Надо пробовать очень маленькую дозу, тогда почувствуешь его аромат.
Второе правило. Фальсифицируют в основном жидкий мед. И почему-то в основном все любят жидкий мед. Хотя, чем дольше мед стоит, тем лучше. Он как вино. Например, староверы наши мед закрывали в бочках и ставили его на хранение на 25 лет. Так что молодой жидкий мед легче всего подделать.
Если вы все-таки упорно едите только жидкий мед, знайте, что он должен быть мутным. Не прозрачным, как стекло. Прозрачный – значит с ним что-то явно не так.
Третье. Жидкий мед должен стекать с ложечки сплошной ровной струйкой, он не должен капать.
Четвертое. Мед должен максимально втираться в кожу, кожа его должна впитывать практически полностью.
Пятое. Химическим карандашом качество меда не проверишь. Он определяет только уровень влажности в меде, но это не показатель натуральности. Влажность будет в любом случае.
Шестое. Запах. Мед не должен вонять, должен быть нежный аромат. И аромат этот усиливается в зависимости от площади. Вы в банке можете нюхать и не понять, а в медогонке запах будет совсем другим, потому что площадь гораздо больше.
И вот еще что. Многие говорят, что настоящий мед должен жечь горло. Это неверно. Молодой мед никогда к такому жжению не приводит, даже если он настоящий. Так натуральность меда определять неправильно.
- Андрей, спасибо вам огромное! И за интереснейший рассказ, и за любовь и преданность своему делу, и за порядочность настоящего пчеловода. Уверены, что наши читатели теперь будут более внимательно относиться к выбору меда, да и вообще, захотят больше узнать и прочитать про пчел, у которых нам действительно есть чему поучиться. Удачи вам в вашем деле и процветания.
Анна Дребнева
Новости на Блoкнoт-Волгоград