Стройка «подземки» до ВолГУ, восстановление троллейбусных линий и продление трамвая: волгоградский инженер о развитии общественного транспорта
Читайте также:
- Вакцины от COVID-19 в Волгоградской области нет: в поликлиниках говорят о сотнях желающих и полном отсутствии доз (27.01.2021 13:38)
- Ветер до 17 м/с и туман: волгоградцев предупреждают о непогоде (27.01.2021 12:54)
- Банк "Хоум Кредит" переводит сотрудников кол-центра в Волгограде на постоянный гибридный режим работы (27.01.2021 12:26)
- Девять волгоградских производителей вошли в список борцов с COVID-19 (27.01.2021 10:04)
«Блокнот Волгоград» сегодня, 27 января, удалось побеседовать с волгоградским инженером в сфере городского транспорта Олегом Кравченко. Волгоградец не первый год подряд высказывает и отстаивает идеи продвижения в городе электротранспорта — трамваев и троллейбусов. Шесть лет назад он создал свой YouTube-канал «Электротранспорт Волгограда». Наша редакция нередко публикует видеоролики со ссылкой на активиста. В том числе, когда горожане пытались отстоять трамвай №1.
Не так давно в социальных сетях появилась неофициальная схема развития скоростного трамвая в Волгограде — на ней голубая мечта каждого из волгоградцев, кто пользуется общественным транспортом — станции и остановки, совсем почти как метро. А трамвай везет до Красноармейского района... Олег Кравченко заявляет, что строительство новых веток метротрама в Волгограде — реальность. Но пока они лишь «нарисованы фломастером». Маршрутки, признался специалист, считает уделом пригорода. По большинству направлений в Волгограде, где пассажиров перевозят автобусы, давно должны ходить трамваи и троллейбусы, объясняет он.
Неофициальная схема волгоградского метротрама, которая сейчас "гуляет" в открытых источниках. Волгоградцы шутят: это скоростной трамвай через 100 лет
Подробнее о том, почему трамвайно-троллейбусную сеть нужно в ближайшие годы развивать в городе-миллионнике, но чиновники почему-то не желают делать это — в нашем интервью в постоянной рубрике «Лица города».
- Олег, расскажите о себе, как давно вас волнует судьба волгоградского электротранспорта, трамваев и троллейбусов. Вы инженер?
- Электротранспортом интересуюсь с детства, примерно с 7-8 лет. По образованию - инженер в сфере транспорта. Закончил ВолгГТУ. Работал на СТО (станция техобслуживания), во время учёбы в университете писал научные статьи. Последние несколько лет занимаюсь общественной и правозащитной деятельностью.- Когда решили создать YouTube-канал «Электротранспорт Волгограда», какие проблемы и вопросы здесь поднимаете?
- Канал на YouTube появился в 2015 году, после того, как городская администрация стала разрушать троллейбусное движение в южных районах Волгограда. Здесь, в первую очередь, рассказываю о сохранении и развитии электротранспорта города, разоблачаем некомпетентные и даже вредные решения должностных лиц. Иногда не только в Волгограде, но и в других регионах. Например, в Астрахани и Твери. Стараемся освещать социально важные вопросы.
- Ролики на какую тему набирали самое большое количество просмотров и почему?
- Это реал-видео о волгоградском скоростном подземном трамвае, он до сих пор интересен всему миру, и фильм-экскурсия про Новочеркасский электровозостроительный завод (НЭВЗ).
- Как вы оцениваете ситуацию с общественным транспортом в Волгограде сейчас? В связи с чем сложилась подобная обстановка?
- Оцениваю как «плохо»: разрушены троллейбусные линии в Красноармейском районе, линии на шоссе Авиаторов и на речной вокзал, закрыт троллейбус в Кировском районе. На долгие годы затянулось строительство 3-й очереди подземного трамвая до ВолГУ. А вот причины - в некомпетентности должностных лиц администрации города, в их незаинтересованности в развитии города и, возможно, в коррупции. По-другому не могу объяснить появление в городе коммерческого автобусного перевозчика, выделение ему из бюджета 1,5 миллиарда рублей и повышение стоимости проезда до 25 рублей. Я поддерживаю строительство любых новых линий трамваев и троллейбусов, но пока я не вижу никаких гарантий строительства новых трамвайных линий и персональной ответственности должностных лиц за исполнение указанных планов. Нам многие годы различные депутаты и губернаторы обещали строительство 3-ей очереди скоростного подземного трамвая и запуск в 2014 году. Но строительство так и не началось. Были только «планы».
Действующая схема волгоградского метротрама
- С какими проблемами, на ваш взгляд, сейчас сталкиваются волгоградцы, пользуясь общественным транспортом, автобусами?
- Это отсутствие комфортного экологически-чистого транспорта в южных районах. Низкие скорости передвижения по городу и неудобные маршруты. Автобусов в идеале в центре города должно быть минимум - все это шум и выхлопные газы. В центре города должен ходить электротранспорт! Автобусы часто выходят на линию неисправными, что небезопасно как для пассажиров, так и для других участников движения.
- Автобусы справляются с нагрузкой по перевозке волгоградцев?
- Однозначно нет! Автобусы часто занимают чужое место. На многих направлениях вместо автобусов должны ходить троллейбусы и трамваи.
- Что думаете по поводу заветной мечты волгоградцев охватить все районы города скоростным трамваем? Насколько это возможно?
- При определенной заинтересованности и энтузиазме городских и региональных властей построить 3-ю очередь подземного трамвая и запустить продление линии на север в Волгограде можно в кратчайшие сроки. Строительство и запуск новых трамвайных линий - это ключевая городская инфраструктура, а не продуктовый киоск в районе. Поэтому здесь вообще неуместно такое суждение - «рентабельность». Нельзя забывать, что все люди платят налоги, и налоги немаленькие.
- Сколько лет потребуется на подобную стройку?
- Строительство и запуск 3-й очереди подземного трамвая до ВолГУ займет около 4 лет. Другие новые трамвайные линии до года.
- Что со строительством 3-й очереди метротрама до государственного университета?
- Сейчас ничего не строится, администрация города пытается вывести землю из резерва. Это решение сейчас обжалуется в прокуратуре. Строительство 3-й очереди подземного трамвая до госуниверситета - это стратегическая задача, обеспечивающая надлежащий комфорт проживания волгоградцам с научной и практичной точки зрения. И эта задача требует немедленного решения. Полумеры здесь однозначно не помогут. Строительство и запуск 3-ей очереди метротрама до государственного университета позволит существенно освободить улицы от большого количества выхлопных газов, бесчисленного множества автобусов и маршрутных такси, сделать дороги более свободными от личного транспорта, обеспечить высокую скорость передвижения между городскими районами при любых погодных условиях. Да, строительство подземного трамвая до госуниверситета требует значительных средств, но это значит только то, что городские и региональные власти должны изыскивать средства на строительство, принимать волевое решение и обращаться в федеральный бюджет для получения финансирования, а не присылать отписки. Нужно прорабатывать финансирование из консолидированного бюджета.
План по строительству 3-ей очереди метротрама - до ВолГУ, волгоградцы смогут проехать еще на 6 остановок вперед
- Как в идеале должна выглядеть схема общественного транспорта в Волгограде? Должны ли в ней быть маршрутные такси, или достаточно связать районы троллейбусами и скоростным трамваем?
- В городе абсолютно достаточно скоростного трамвая, трамваев и троллейбусов. У нас есть городские электропоезда. Где-то необходимо оставить автобусы. Маршрутные такси - транспорт пригорода и малодеятельных направлений. Открыв вузовский учебник по организации перевозок городским транспортом, мы увидим четкую и конкретную таблицу соотношения между численностью населения и видом транспорта. Приведу транспортную иерархию, начиная с самого значимого вида транспорта в современном мегаполисе. На первом месте - метро, на втором - трамвай, на третьем - троллейбус, а уже потом идут автобус и маршрутное такси. Таким образом, в городе с населением более миллиона человек самым актуальным транспортом являются метро, трамвай и троллейбус. Автобус же следует применять на пригородных линиях, а маршрутное такси применяется либо в районном центре и сельских поселениях в области, либо на малодеятельных направлениях. (Теперь мы видим всю абсурдность попытки администрации города заменить трамвай №1 на маршрутку).
- Можно ли сократить время в дороге для жителей Красноармейского района, которые ежедневно добираются до работы в центр города и вынуждены стоять в пробках?
- Можно и нужно. Для этого есть электропоезда. Необходимо добавить несколько рейсов из Красноармейского района до Волжского.
- Что думаете по поводу возможной сдачи транспорта в концессии?
- Этого однозначно нельзя допустить. Частник заинтересован в извлечении прибыли, а не в сохранении и развитии инфраструктуры. Напомню, что опыт концессий в сфере ЖКХ привел к снижению качества услуг и повышению тарифов. Если и появился инвестор, то пусть строит свои новые трамвайные или троллейбусные линии. Примером этому может служить скоростной трамвай «Чижик» в Санкт-Петербурге.
- Кто должен отвечать за модернизацию электротранспорта в городе? Почему на протяжении нескольких лет районы Волгограда лишали троллейбусных линий, при этом ничего нового не строилось? Насколько троллейбусы сейчас не востребованы волгоградцами?
- Администрации области и мэрия Волгограда. Основная же причина разрушения и деградации электротранспорта в нашей стране, прежде всего, связана с пробелами в законодательстве, а именно в 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» и несовершенстве 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок...». Указанные законы никак не регламентируют обязанности администраций города и региона модернизировать и развивать электротранспорт. Отсутствует какая-либо таблица соотношений численности города, районов с видом транспорта (метро, трамвай, троллейбус, автобус, маршрутное такси). Последний - 220-ФЗ фактически «смешивает в одну кашу» трамваи, троллейбусы, автобус и маршрутные такси.
- Какие решения сейчас видите жизненно важными для развития электротранспорта Волгограда. Что можете сказать о «недостаточности финансирования»?
- В первую очередь - немедленное начало строительства 3-й очереди подземного трамвая. Никакой «недостаточности финансирования» не существует. Есть только некомпетентность, лень и нежелание работать для развития города. Губернатор, облдума, депутаты Госдумы и сенаторы не могут добиться выделения средств на строительство 3-й очереди подземного трамвая из федерального бюджета? Я обращался к депутатам Госдумы с просьбой провести работу на федеральном уровне для выделения финансирования. Часть депутатов переслали мое обращение в администрацию города, а один из депутатов - депутат Госдумы от КПРФ прислал ответ, в котором дал понять: делаться ничего не будет.
- На каких улицах Волгограда стоит проложить трамвайные пути и провести (вернуть) троллейбусные линии?
- Необходимо восстановить все закрытые и разрушенные троллейбусные линии в районах Волгограда. Построить новые троллейбусные линии, считаю, необходимо на улице Электролесовской для продления троллейбуса №18, в центре города, линию в аэропорт по шоссе Авиаторов и линию до Верхнего поселка ГЭС. Новые трамвайные линии: подземная линия до ВолГУ, а также продлить трамвай №11 до железнодорожной станции «Сарепта» - в Красноармейском районе. Построив метротрам, в городе кардинально поменяется экономика — в лучшую сторону — для людей. Только вот тогда маршрутки будут ненужны. Возможно, эта причина тормозит такое развитие?
- Чем занимаетесь в свободное от работы время?
- К сожалению, свободного времени практически нет. Много документации, много видеоматериалов. В планах - посещение заводов электротранспорта.
В заключение Олег добавил, что строительство 3-й очереди подземного трамвая в Волгограде рано или поздно, скорее, все-таки начнется, что станет не данностью, а насущной необходимостью.
Справка:
Олег Витальевич Кравченко, 33 года
Образование: высшее
Беседовала Анна Фомиченко