Тогда и сейчас: Речной вокзал Волгограда и легенды «шайбы»
Читайте также:
- Больше 3 тысяч жителей Волгограда и области оказались покусаны животными (22.07.2019 17:02)
- Стало известно, сколько потратил «Ротор» на проживание в столице (22.07.2019 16:15)
- Начальник отдела районного УФССП в Волгоградской области попался на махинациях с алиментами (22.07.2019 15:14)
- Бесконечные трещины на скульптуре «Родина-мать зовет!» в Волгограде не перестают находить рабочие (21.07.2019 20:11)
В Волгограде есть еще одна знаменитая визитная карточка – Речной вокзал с богатейшим прошлым. Это сооружение считается не только довольно крупным в России, но и во всей Европе. Хотя достроено было в 90-х, а волгоградцы знаю его не по наслышке, слишком знаменитый объект. Любопытен его масштаб. Хотя сегодня его помещения используются под кафе, тренажерные залы, ночные клубы и даже офисы, а еще часть уже несколько лет не видела посетителей. Встречи и проводы пассажиров давно перестали быть первоочередной задачей главного Речного порта Волгограда.
Возводить Речной вокзал Волгограда начали в 70-х гг. 20 века, его длина сопоставима с протяженной Красной площади в столице и достигает 300 метров, а самая верхняя точка строения – в простонародье – «шайба» с панорамными стеклами - тянется еще почти на 47- 50 метров ввысь. Считается, что волгоградский Речпорт при желании способен одновременно принять 6 судов в день, а в своем здании поместить 700 пассажиров – впечатляющие цифры. И здесь же - концертный зал – филармония почти на 1000 зрителей с органом Rieger-Kloss.
И действительно - Волгоградский речной вокзал - первое, что бросится в глаза, если турист или коренной волгоградец окажется прямо сейчас на центральной набережной города. Ведь он изначально рассчитан на перевозки по максимуму, чего не скажешь на данный момент.
Проявление подобного масштаба речного порта в Волгограде обязано конечно же самому городу, к которому примыкают Волга и Дон. Уже в Царицыне на начало XIX века было 2 пристани: грузовая и пассажирская. После строительства железной дороги грузооборот увеличился. Это и дало пристани статус порта.
А уже к концу века через город проходили корабли всех мастей - крупнейших пароходных обществ, осуществлявших деятельность на этих реках. Популярные грузы - хлебобулочные изделия, мясо, дерево, металл, уголь и газ и другие - все через Волгоград. Хотя тогда о строительстве вокзала еще никто и не думал. Пассажиров перевозить не планировали.
Первые проекты и идеи Речного вокзала в городе начали появляться в 1930-х годах, но после начала Великой Отечественной войны о них тут же забыли. Все силы бросили на то, что перевозить вооружение, грузы, раненых и продовольствие для армии.
Кстати, во время войны немцы постоянно бомбили порт, он был буквально завален обломками, лишился многих кораблей.
В 1952 году на центральной городской набережной появляется та самая монументальная лестница, а также строится Речной вокзал, который представляет из себя деревянный павильон. Со стремительной скоростью растет количество судов, причаливающих здесь. И время от времени начинает подниматься вопрос о строительстве постоянного капитального строения. К 1964 году он решается самим собой – временная деревянная постройка сгорает из-за короткого замыкания. Тут же принимается окончательное решение о строительстве постоянного вокзала.
Грандиозная стройка развернётся рядом с нынешней Нулевой Продольной в 1967 году, а построят вокзал только в 1989. В 1980-м в эксплуатацию была сдана первая очередь речного вокзала в Волгограде. Это причалы и зал ожидания, вокзал в это время мог принимать пассажиров, «шайбу» еще достраивали.
К 1989 году сдали и вторую очередь — центральный концертный зал. Проект вокзала подготовил ленинградский архитектор Тимофей Садовский, он проектировал речные вокзалы в Ярославле и Омске, работал над оформлением набережных Невы и Финского залива.
С этого времени Волгоградский речной порт исправно функционировал. Причем с 1994 года в результате приватизации вокзал стал принадлежать организации ОАО «Волгоградский речной порт». Общество не только перевозит волгоградцев и туристов, но сдает помещения вокзала сейчас в аренду.
Стоит напомнить и тот факт, что Волгоградский речпорт знаменит не только своими масштабами, но и своей круглой частью – «шайбой». Ведь здесь практически сразу после строительства вокзала заработал не менее грандиозный ресторан «Россия». Проработал он по 1992 год и считался рестораном высшей категории. Многие воспоминают именно его. Легендарное заведение считалось на то время самым крупным в городе, славилось благодаря хорошей кухне и красивейшим видам на Волгу и город, открывавшимся через панорамное остекление. Зал был декорирован макраме из корабельных канатов.
Многие называли ресторан не «Россией», а «шайбой». До сих пор бытует легенда, что данная «шайба» способна вращаться вокруг своей оси, только мало кто это видел. Именно поэтому дот сих пор спорят, правда это или все же ностальгия по ушедшим временам и не более, чем чужой плод воображения.
К 1992 году ресторана здесь не стало, и «шайбу» время от времени занимали различные арендаторы: стали продавать билеты, работало казино и многое-многое другое. Ну а затем в жизни речного порта Волгограда наступил упадок. Помещения стали жить каждое своей жизнью. Вскоре и «шайбу» завесили многометровой рекламой…
Последние годы перед ЧМ мира по футболу волгоградцы постоянно поднимали вопрос с тем, что помещения вокзала-гиганта используются не по назначению, пестрят рекламой, а еще здесь много ночных клубов. Последние десять лет пустовала и ветшала сама «шайба». Волгоградцы были вынуждены лишь с грустью вздыхать, вспоминая о былых временах.
И вот в марте 2018 года в знаменитой «шайбе» закипели работы, здесь поменяли стекла, запланировав глобальную реконструкцию, ее даже обещали подсветить и возродить тот самый ресторан. Но... пока результатов работ никто еще так и не видел.
Тем временем в том же 2018 на самих причалах Речпорта закипели работы, причальные стенки и причалы еще с конца 80-х нуждались в срочном ремонте. По этой же причине здесь перестали пришвартовываться крупные суда. Тогда же отдельные части сооружения восстановили, частично усилив конструкции двухъярусного пассажирского причала. Отремонтировали здесь и бетонную поверхность.
Пока Волгоградский речпорт жив, хотя представляет из себя больше разрозненный торгово-развлекательный досуговый центр, нежели транспортный. Хотя прогулочные теплоходы продолжают отплывать с причалов вокзала: поездка по Волге займет около часа. Тут же летом активно работают частники - катают на волнах или переправляют на противоположный берег на лодках, катерах, гидроциклах и других видах водного транспорта.
А порой и круиз по Волге не каждому по карману. Считается, что большая часть речного вокзала давно используется не по назначению из-за нерентабельности. Еще есть часть помещений, которая сегодня и вовсе пустует, ветшает, приходит в негодность, но решить такой вопрос и вдохнуть в них жизнь никто не спешит.
Анна Фомиченко