Волгоград Четверг, 25 апреля
Общество, 07.04.2021 16:44

Два года не общается со сверстниками и не выходит на улицу: в Волгоградской области живет особенный ребенок


В небольшом поселении городского типа Средней Ахтубе в Волгоградской области живет 11-летний Оганесс Гребенников — среди домашних просто Даня. Ребенок уже несколько лет существует в своем необычном, понятном только ему замкнутом ото всех окружающих мире. Мальчик, как все ребята его возраста, не общается со сверстниками, не гуляет с друзьями на улице. С незнакомцами при желании и исключительно особом доверии говорит едва слышным шепотом.

Екатерина Гребенникова, мама Дани, рассказала «Блокнот Волгоград», как живет ее 11-летний сын со сложным диагнозом аутизм.

Даня при встрече с журналистами молчаливо лежит на диване и слабо реагирует на происходящее вокруг. Не отвечает на ласковые просьбы мамы пересесть, показать игру на компьютере или перейти в другую комнату. Лишь изредка улыбается. Мама поясняет: Даня разговаривает, но с незнакомыми людьми общаться не будет. За то время, пока длилось интервью, Даня не проронил ни звука.

- Он говорит, но иногда это настолько быстрая фраза, будто на иностранном языке. Говорит быстро-быстро. С учительницей, с которой занимается, он только сейчас стал разговаривать шепотом. Она как мама, отнеслась с пониманием к нему. Он пошел на контакт. Кто-то был строгим, кто-то на него кричал. Он не любит этого, - делится Екатерина.

DSC01287.jpg

аут4.jpeg

В прошлом году Даня не смог поладить ни с один учителем. За год ни с кем из педагогов не проронил не единого слова.

У Дани есть младший брат Сергей, но сложности общения проявляются и здесь. Дети не общаются между собой и не дружат. Подросток в тайне от мамы может даже укусить малыша. Сергей тут же начинает плакать, кричать. Даня объясняет — не он. Делает это, как правило, когда Екатерина не видит или занята на кухне. Одних дома братьев женщина никогда не оставляет.

Около недели тому назад мама Дани была вынуждена снять просторную двухкомнатную съемную квартиру, чтобы у старшего сына появилось свое личное пространство. Единственное жилье мамы, в одиночку воспитывающей двоих сыновей - небольшая комната в «коммуналке» общежития Средней Ахтубы, куплена на средства материнского капитала.

DSC01295.jpg

Аутизм стал ярко проявляться у Дани, когда ему исполнилось всего три года. Соседи в деревне, где малышом жил мальчик, практически сразу обращали внимание молодой мамы, что с ребенком «что-то не так». Даня мог часами требовать ту или другую вещь, долго не успокаивался.

- Когда мы проходили врачей, ему было 1,5 месяца, попали на прием к неврологу. Врач его осмотрел и говорит: «Я вам сочувствую». Я сразу задала вопрос: «А что случилось». Он мне ответил: «Вы всю жизнь будете мучиться». Я ему не поверила, - признается мама подростка.

Сейчас 11-летний Даня учится в 4 классе обычной среднеахтубинской школы, с мальчиком индивидуально занимается педагог. Учитель по договоренности должен приходить на дом. Однако Екатерина трижды в неделю старается водить сына на занятия в школу, чтобы у подросток видел жизнь не только в четырех стенах. Даня не читает и в целом неохотно проявляет интерес к занятиям. Недавно узнал буквы алфавита. Зато любит делать небольшие поделки — с мамой или учителем, плести из бисера, и особенно - следить за своим внешним видом: всегда чистая одежда и стрижка. Несмотря на проблему с аутизмом, у сына Екатерины добрый характер, неудачи вызывают у мальчика слезы, много слез.

DSC01347.jpg

- Индивидуальное обучение предусматривает занятия дома! Но ведь тогда он будет совсем оторван от всего мира, он ведь и так не общается со сверстниками. А иногда говорит так: «Мама, я не хочу делать математику, русский, хочу рисовать и делать поделки», - рассказывает о сыне Екатерина Гребенникова.

Даня успел проучиться в обычной школе всего два года. Вскоре сына перевели на домашнее обучение. После перевода мама необычного ребенка заметила в его состоянии резкий регресс. Без общения с другими детьми, в коллективе, ситуация стала хуже. Сейчас, утверждает женщина, откат стремительно продолжается. Спустя два года Даня перестал выходить гулять на улицу, раньше ходил с голосовым списком продуктов за покупками, мог сам приготовить ужин, чтобы порадовать маму и брата. Сегодня он не выходит на улицу один, да и Екатерина боится отпускать. Сам Даня никакого желания к прогулке также не проявляет.

DSC01332.jpg

У мальчика в последнее время стали активно проявляться повторяющиеся действия, в 1 классе Даня еще старательно выписывал буквы в прописях.

- Он заходит в комнату, включает свет, дотрагивается до выключателя, и он уже не может отойти от этого предмета. Заходит в квартиру или в комнату через порог — перешагивает его по нескольку раз. Это может повторять около 20 раз. Дотронулся до ящика тумбочки и начинает гонять ящик туда-сюда. Такого у нас раньше не было, - рассказывает о поведении Дани мама.

DSC01330.jpg

DSC01280.jpg

 В 4 классе Даня не может написать то, что свободно писал три года тому назад.

- Учитель ему пишет карандашом, он обводит, получается боле-менее красиво. Он не может писать, идут нарушения с мелкой моторикой, - обращает внимание на навыки сына Екатерина Гребенникова. Правда, со счетом и в целом с математикой у Дани дела обстоят неплохо. Куда хуже с русским языком.

Когда сын хочет кушать, Екатерина мгновенно узнает об этом — Даня сообщает о своем аппетите криком. В еде мальчик достаточно разборчив.

- Он придет и не скажет: «Мама, я хочу кушать». Он приходит и кричит мне: «Есть, есть!». И это нужно подать прямо сейчас. В еде он очень сильно разборчив. Порой его очень тяжело заставить покушать, - продолжает Екатерина.

Общение у жительницы Средней Ахтубы с Даней всегда исключительно доверительное. Но иногда сын будто не слышит маму, в других ситуациях с взрослеющим подростком в одиночку уже справиться трудно, иногда невозможно. Очень хорошее настроение у Дани, когда ему разрешают делать все, что ему захочется. И исполняют его желания и требования. Так себя ведут многие ребята с диагнозом аутизм, добавляет Екатерина.

- Когда мы вдвоем дома и я ему говорю, давай делать уроки, начинается истерика, крик. Было такое, когда я не могла его успокоить почти три часа, все происходило в коммунальной квартире. Домой вызывала скорую. И только при виде скорой он успокоился, - комментирует Екатерина.

В состоянии истерики Даня может плакать и час, и два. Хочет успокоиться, но не может.

DSC01365.jpg

Екатерина пытается объяснить, что по всем показаниям ее сын давно нуждается в постоянной качественной помощи специалистов. Но таковой получить в Волгоградской области, заявляет она, не может, это нереально. Мальчик нуждается в социо-культурной, социально-средовой реабилитации и абилитации, а также - социально-бытовой адаптации. Дане нужен тьютор, дефектолог, специалисты, которые знают, умеют, а самое главное с пониманием и душевной теплотой относятся к особенным ребятам. Даня не выносит криков и приказов, сложный ребенок мгновенно закрывается в себе. Екатерина пыталась заручиться поддержкой регионального комитета здравоохранения.

- Я звонила в комитет здравоохранения на горячую линию, думала, что нам, возможно, как-то помогут, направят или частично, по квоте, помогут оплатить реабилитацию. Сказали, что они этого сделать не могут и чтобы я ложила ребенка на реабилитацию в психиатрическую больницу. Сейчас мы состоим в центре «Надежда», комиссия будет в июне. Недавно нас вызывал директор и сказала: «Нужно что-то сделать, мы не можем дать ребенку образование то, которое он должен получать». За два года в комитете образования нам не нашли тьютора — специалистов просто нет, - заключает Екатерина.

Мы выходим из комнаты и Даня громко включает компьютерную игру, затем звук стихает. Даня потихоньку прокрадывается к туалетной комнате. Далее возвращается обратно к себе. Во время визита мальчик устроил небольшую истерику. На активные просьбы мамы пересесть Даня швырнул пультом об пол. Вспышка гнева быстро прекратилась. 

DSC01328.jpg

DSC01316.jpg

Аутизм, к сожалению, не лечится, поэтому у мальчика проявляется бесконтрольное поведение. Но он очень хорошо поддается коррекции. Екатерина Гребенникова заверяет, что сейчас от страшного диагноза страдает не только сам Даня, но и все остальные члены семьи. Непросто всем. Женщина на данный момент собирает средства на первую профессиональную реабилитацию в жизни Дани — на первый курс лечения в течение месяца семье требуется 186 тысяч рублей. Клиника находится в Санкт-Петербурге. Екатерина не работает, поскольку ей не с кем оставить детей одних дома. А также сейчас временно осуществляет послеоперационный уход за Даней. 

При желании Екатерине Гребенниковой и ее сыну можно помочь по номеру телефона: +79954077424.

аут1.jpeg

аут2.jpeg

аут3.jpeg

питер.jpeg

Ирина Рассказова


Новости на Блoкнoт-Волгоград

Будь в курсе событий!
Подпишись на «Блокнот Волгоград»
в Телеграм.

Подписаться

Волгоградская областьаутизмдетиособенные детилюдиволгоградцыСредняя АхтубаВолгоградпомощьпомощь детямдети-аутистыновости Волгограда
8
4