«На теле не было живого места»: волгоградец умер в отделении полиции после допроса с пристрастием
На фото: братья Рябичевы, Сергей справа
Читайте также:
- Фантазии депутата Шарифова о волгоградских Мальдивах обросли деталями (08.12.2022 16:03)
- Курьеры в Волгограде протестуют из-за новых тарифов "Яндекса" (08.12.2022 15:52)
- 20-летний волгоградец погиб в размазанной о КамАЗ иномарке: жуткое видео с места (08.12.2022 12:56)
В Волгограде брат умершего после допроса с пристрастием в отделе полиции Сергея Рябичева требует справедливого наказания для бывшего сотрудника полиции, по чьей вине задержанный молодой человек лишился жизни. История, рассказанная братом погибшего Сергея Максимом, оказалась дополнена сухими фактами судебного приговора. Но даже от куцых юридических формулировок суда картина рисуется жуткая.
В июне этого года Дзержинский районный суд Волгограда признал бывшего старшего оперуполномоченного ОП №3 УМВД по Волгоградской области виновным в превышении должностных полномочий, совершенном с применением насилия и спецсредств, что повлекло по неосторожности смерть потерпевшего. Кроме того, суд установил, что Иван Балаба совершил служебный подлог, внеся в служебные документы заведомо ложные сведения. На бытовом языке совершенное им описывается проще: экс-сотрудник полиции сначала незаконно задержал молодого человека, потом пытался выбить из него нужные показания. Задержанный истязаний не выдержал и умер, так и не подписав нужные для галочки протоколы. До судебного приговора дело замаравшего честь погонов полицейского дошло только спустя три с половиной года после смертельного допроса с пристрастием.
Как доказало следствие, в тот роковой день 3 января 2018 года сотрудник полиции решил улучшить показатели раскрываемости, «нарисовав» задержание лица, причастного к обороту наркотиков. Жертвой для этой циничной миссии был выбран волгоградец Сергей Рябичев. Мужчина зарабатывал частными ремонтами, родственники вспоминают его как дружелюбного и спокойного человека. Чтобы подловить Рябичева, сотрудник полиции позвонил двум знакомым, о которых заведомо знал, что они употребляют наркотики, и предложил им оказать содействие. Более того, Балаба снабдил их деньгами, чтобы они привлекли к покупке наркотиков третьего – того самого Рябова. Тот легко согласился на приглашение знакомых купить запрещенное вещество и прихватил с собой приятеля, с которым они в этот момент выпивали и уже были изрядно навеселе. Когда запрещенное вещество оказалось у жаждущей «продолжения банкета» четверки, двое застрельщиков быстро испарились со своей долей. А Рябичева и его приятеля задержали сотрудники полиции, нарушив при этом установленную законом процедуру. Поздно вечером задержанных привезли в ОП №3, где один из друзей сразу подписал предложенные ему документы, а второй – Сергей – отказался это делать. Тогда в нарушение всех норм на него надели наручники и уложили лицом в пол, требуя признательных показаний. Не получив показаний и согласия подписать документы, сотрудник полиции дал волю рукам, когда перед ним находился беззащитный человек в наручниках. В кабинете, который потом оказался забрызган кровью Сергея, как и одежда лейтенанта полиции, допрос с пристрастием продолжался почти 16 часов. Последствия служебного рвения зафиксировала судебная экспертиза.
По выводу судебного эксперта, смерть Рябичева наступила от закрытой черепно-мозговой травмы, которая сопровождалась переломом костей носа , кровоизлияниями в мозг и под его оболочки и осложнилась отеком – набуханием головного мозга с вклинением его в большое затылочное отверстие, что и явилось непосредственной причиной смерти.
Помимо закрытой черепно-мозговой травмы на теле молодого мужчины, погибшего в отделении полиции, обнаружили множественные ссадины и кровоподтеки лица и головы. Экспертиза обратила внимание и на кровоподтеки практически по всему телу погибшего, множественные ссадины и кровоподтеки в области коленных суставов и голеней, ссадины в поясничной области.
- Практически все тело брата было покрыто синяками и ссадинами, а в ходе следствия Балаба пытался отвертеться, сначала утверждая, что брата еще до задержания избили на улице какие-то двое мужиков. Была еще версия, что Сергей якобы был под действием препаратов и сам вел себя в кабинете неадекватно, бился головой о стены и всем телом о предметы в комнате. Но потом следствия все-таки выяснило, что никакие мужики до задержания его не избивали, а сам он не был под препаратами – это показала экспертиза, - рассказывает Максим.
То самое отделение, в котором через 16 часов после задержания умер Сергей Рябичев
Видимо, поняв, что наказание понести все же придется, Балаба оформил явку с повинной, но спустя почти 9 месяцев с момента совершения преступления – 9 сентября 2018 года.
На суде сотрудник полиции вину в причинении смерти задержанному не признал, вину в превышении должностных полномочий признал частично. Более того, заявил, что задержанный им Сергей не просил, чтобы его выпустили из отдела полиции, где в общей сложности пробыл 16 часов, и не просил о помощи. Также сотрудник полиции заявил суду, что не знает, откуда у задержанного появились повреждения, повлекшие его смерть. На суде Балаба также показал, что задержанный сам бился головой об пол, а частями тела – о мебель в комнате, нанося себе повреждения.
Вынося решение, Дзержинский районный суд опирался на выводы эксперта, а они оказались однозначны: ни под сильным воздействием алкоголя, ни под наркотическими веществами задержанный не находился. Более того, полученные им прижизненные повреждения никак не могли быть произведены в результате падения с высоты собственного роста или быть нанесены самостоятельно. Признаков отравления, воздействия каких-либо токсических веществ экспертиза также не обнаружила.
В решении суда отмечено, что в результате действий Балабы дискредитирован и подорван авторитет правоохранительных органов в целом и отдела полиции №3 УМВД России по Волгограду в частности. В общей сложности суд назначил Балабе наказание в виде 8 лет лишения свободы по двум статьям - превышение служебных полномочий и умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего. Также его обязали выплатить 700 тысяч рублей в счет компенсации морального вреда брату погибшего и возместить затраты на похороны.
- Казалось бы, справедливость восторжествовала, сотрудник, замаравший честь мундира, наказан. Хотя изначально прокурор запрашивал наказание в виде 13 лет лишения свободы. Но нет, это простой смертный в похожей ситуации отправился бы отбывать срок по полной на все 12 лет. В суде апелляционной инстанции приговор преступнику в погонах снизили до 7.5 лет. А недавно осужденный написал ходатайство, которое по сути открывает ему путь на свободу. В нем он просит заменить неотбытую часть наказания в виде лишения свободы на принудительные работы, - рассказывает Максим. – Более того, спустя полгода после вынесения приговора Балаба до сих пор по непонятным причинам находится в СИЗО.
В ходатайстве, которое уже удовлетворил Центральный районный суд, осужденный заявил о раскаянии, полном возмещении вреда и примерном поведении во время отбывания наказания.
- Это не соответствует действительности ни по одному из критериев, которые суд посчитал свидетельством исправления. Свою вину и раскаяние осужденный продемонстрировал только в ходатайстве, но не в суде. За время отбывания наказания он как минимум трижды допускал нарушения и вызывался на профилактические беседы. О полном возмещении вреда он тоже приукрасил – по факту он пишет о возмещении 350 тысяч морального вреда и 50 тысяч затрат на похороны. В реальности в 2018 году он выплатил лишь 200 тысяч в счет компенсации морального вреда. Но дело даже не в деньгах, - говорит адвокат Максима Рябичева.
Семья Сергея Рябичева продолжает добиваться справедливого наказания для человека, ставшего виновником его гибели. И в очередной раз требует непредвзятого отношения к делу, фигурантом которого оказался человек в погонах.
Елена Абдулина
Новости на Блoкнoт-Волгоград