Волгоград Четверг, 19 декабря
Общество, сегодня, 16:31

«Радоваться в окопах — это нормально »: как изменилась российская культура в 2024 году

В последний год в Волгограде не утихают споры насчет переименования города в Сталинград. Свои версии и предложения выдвигают, в основном, иногородние активисты, внося смуту и резонанс в общество. Об этом, а также о том, не загоняет ли город себя в культурный угол, нося звание патриотической столицы и нормально ли веселиться, пока идет СВО, мы побеседовали с председателем Волгоградского областного отделения «Союза журналистов России» Вячеславом Черепахиным.

  Видео поделено на блоки для вашего удобства. Можете перейти к интересующей вас теме.

В последнее время все чаще звучат призывы о переименовании Волгограда в Сталинград. Насколько это необходимо и целесообразно?




Известно, что споры насчет этого вопроса не утихают. Так, ранее засталинградцы попросили председателя КПРФ Геннадия Зюганова повлиять на Волгоградское отделение КПРФ, чтобы партийцы разрешили провести им совещание в их штабе на улице Новороссийской. Там перед входом установлен бюст Иосифа Сталина, и активисты посчитали, что это было бы символично. Но задумке не суждено было сбыться.

  А житель Краснодара Валерий Соболев предложил свой способ переименования в Сталинград,который, по его мнению, должен устроить всех. По словам автора, часть жителей города-героя выступают за возвращение исторического названия в память о переломной битве, другие же резко против, аргументируя свою позицию тем, что они всю жизнь прожили именно в Волгограде, а ненужное переименование принесет бюрократические проволочки и лишние затраты. На эти мысли его навел поселок Царицын, напоминающий о далекой истории города. По такому же принципу автор идеи предложил выделить часть города, неотрывно связанную со Сталинградской битвой. А именно  — Мамаев курган. При этом, как показывают многочисленные опросы, большинство волгоградцев против переименования: они не желают участвовать в бюрократических проволочках и нести дополнительные траты.

Как считает Вячеслав Черепахин, история с переименованием «всплывает» на протяжении последних 25 лет. При этом, в ходе опросов большая часть участников — это те люди, которые родились, выросли и работают в Волгограде. И они против любых переименований. Однако тот факт, что это потребует больших затрат, эксперт назвал «заблуждением». В качестве примера он привел переименование Волгограда несколько раз в году:  2 февраля, 23 февраля, 8 мая, 9 мая, 22 июня, 23 августа, 2 сентября, 19 ноября и 9 декабря, когда дорожники меняют знаки на въездах в город.

 — На самом деле, это недорого. Все документы можно обновлять по мере необходимости: паспорта, какие-то справки в текущем, рабочем порядке. С административными проволочками-закорючками административный аппарат легко справится. Это вообще история не про деньги совсем. Здесь никаких бюрократических сложностей особо, в принципе, нет. Если вдаваться в вопрос истории, то нужно понимать, что это то, что нас разделяет. Это кстати и губернатор отметил год или полтора назад, когда этот вопрос уже рассматривался. Был совет по изучению общественного мнения и он тогда сказал, что «сейчас не время», потому что, действительно, согласия в обществе нет. А мы все-таки сейчас находимся в тех условиях, когда согласие в обществе крайне необходимо.

 И меня очень смущает, это мое личное смущение, что сейчас очень активно за переименование агитируют какие-то анонимные, незарегистрированные общественные организации. Читай  — незаконные. Мне не понятно, почему и ваше издание продвигает именно эти общественные организации. А что такого? Почему они боятся показать свое лицо? Почему они боятся сказать: «Это я, меня так-то зовут, я за переименование». Что в этом такого? Почему это делается анонимно какими-то странными способами и воззваниями. Я в этом вижу какую-то провокацию и желание скорее разжечь в обществе рознь,  чем привести его к согласию. А я все-таки стою на том, что ключевой нашей задачей является согласие в обществе, — отметил Вячеслав Черепахин.

Превращаясь в столицу патриотизма, Волгоград загоняет себя тем самым в культурный угол? И насколько уместны в этом контексте «молодежные тусовки».

  

По мнению эксперта, здесь нет никакого противоречия. Волгоград долгие годы воспринимается всей страной как столица патриотизма. Сталинградская битва оказала ключевое влияние на весь ход войны и мировой истории. Только здесь находится уникальнейший комплекс — Мамаев курган.

Что касается тех самых «молодежных тусовок», Вячеслав Черепахин привел в качестве примера нашумевший фестиваль #ТриЧетыре.

  Так, в этом году настоящей любимицей публики по итогам двух вечерних концертов на Молодежном фестивале в Волгограде стала вокалистка группы Artik & Asti — 31-летняя Севиль Велиева.  29 июня состоялось торжественное закрытие масштабного фестиваля — для гостей праздника спели Артем Качер, DJ Smash, Artik&Asti, ЦУЕФА. Завершилось все лазерным шоу и фейерверком, на который было потрачено 1,5 миллиона бюджетных рублей. 


Севиль покорила всех своим обаянием

— Фестиваль #ТриЧетыре, кому-то он не нравится? Я не слышал, в основном, все довольны. Довольна молодежь, общественники, жители города, чиновники. Всем нравится, потому что фестиваль так построен, что он нас объединяет. Мы чувствуем там себя жителями Волгограда, хорошими соседями, гражданами своей страны. А вот мероприятия, которые нас разъединяют — это плохо. К сожалению, сейчас народ мало терпим. Кто-то очень плохо терпит, когда ему плохо, а народ рядом веселится.

  Нормально ли веселиться, пока идет СВО? И что насчет пресловутой культуры отмены?



По мнению эксперта, веселье не должно перерастать в "бесовство"

Почти три года прошло, а волгоградцы все еще задаются вопросом и четкого алгоритма на этот счет ни у кого нет. По мнению эксперта, эта проблема касается не только Волгограда, она имеет мировые масштабы. И тем, кто веселится, следует понимать, что есть определенные рамки.

  — Веселье веселью — рознь. Тем, кто находится в более серьезном состоянии, тоже нужно понимать, что, к сожалению, жизнь продолжается всегда и везде. Если говорить вообще об уместности веселья в период СВО, вы знаете, я прочитал в детстве огромное количество мемуаров, фактически, наверное, у многих были библиотеки из советских изданий, я прочитал, наверное, томов 200 мемуаров участников Великой Отечественной войны. И, вы знаете, они веселились, они устраивали праздники в окопах. Это — нормально. Война не означала того, что только серьезно и только скорбеть. И в тылу то же самое. Находили время для веселья, для радости, для праздников, отмечали победы, скорбели о погибших. В какой-то мере можно сказать, что эта ситуация воспроизводится и сейчас.

Если это «веселье по делу», это одно, а когда это, простите за слово, «бесовство», это не из моего словаря, конечно, это может быть неуместно. Найти грань — как можно и нельзя, это, скорее, моральное состояние общества, которое и определяет, где эта грань. И, фактически, нет такого свода правил. Но я убежден, что есть время скорбеть и есть время радоваться. Это — нормально. Как без эмоциональной разрядки вообще везде? Не только на фронте. Человек — это человек, он не может постоянно находиться в одном и том же напряженном состоянии.

  Что касается так называемой «культуры отмены», по словам Вячеслава Черепахина, в современном мире ее почти невозможно реализовать, так как в сети остаются записи выступлений. Также, по мнению эксперта, не бывает ничего неизменного.

— Да, можно запретить концерт артиста. Мы знаем, что многие артисты, не согласные с позицией нашего государства, уехали. Я бы совершил экскурс в историю и сказал бы, что даже после страшной революции 17-го года, двух революций, страшной кровавой Гражданской войны, советское государство прилагало усилия, чтобы вернуть тех, кто уехал. И многие вернулись: Толстой, Билибин, Куприн, Прокофьев. И они работали на культуру государства. Конечно, сейчас очень рано и общество не готово, чтобы простить тех, кто уехал. Это и я является культурой обмена, это возвращение. Пока конечно рано говорить о том, что возвращать надо, абсолютно рано. Но если посмотреть, как это было в истории, советское государство, очень такое экстремальное по своей сути, оно работало на то, чтобы вернуть представителей культуры в страну, даже тех, которые были не согласны. Даже тех, которые не нравились лично товарищу Сталину, работали на то, чтобы удержать художников, писателей, композиторов. Мое предположение, что наступит время, когда этот этап станет государственной задачей.

  «Голая вечеринка» — что это вообще было и заслуженный ли хейт получили участники?


Тематическую вечеринку ВГТРК сравнили с "той самой" (фото: ТГ-канал "Остров Свободы")

Напомним, в ночь с 20 на 21 декабря в одном из ночных клубов Москвы прошла Almost naked party, которую возглавила ведущая Анастасия Ивлеева. Дресс-код предлагал всем гостям надеть на себя минимальное количество одежды. Некоторые восприняли это буквально и рэпер  V A C I O  пришел с одним носком на причинном месте. После этого последовали многочисленные суды, в том числе, с заведением, где проходила скандальная «сходка», звездам-участникам отменяли концерты и выступления и, чтобы не терять гонорары, они записывали извинения, при этом большинство надевали закрытые водолазки. После такого видеообращения Филиппа Киркорова в народ ушло выражение «Зашел не в ту дверь».

  А 24 декабря телеграм-каналы и региональные СМИ активно распространили новость о скандальной, по мнению некоторых, вечеринке волгоградских журналистов. Участники подошли к процессу творчески: они нарядились в монахинь, гангстеров, а ведущая Ася Костюченко выбрала костюм героини комиксов DC Comics Харли Квинн. Тех, кого данное зрелище оскорбило, немедленно провели параллель с нашумевшей «голой» вечеринкой Анастасии Ивлеевой и на телекомпании даже последовали отстранения от работы.

  — То ли это была попытка приструнить артистическую элиту в ее безудержном угаре, то ли это была попытка успокоить патриотическую среду и показать, что государство действительно важно, определенное моральное состояние общества. То ли это была попытка показать населению определенный моральный уровень. Не понятно. Может, какие-то частные случаи за этим, в конце концов, стояли. Какой-то конкретный человек решил разжечь эту ситуацию. Но то, что это стало определенным знаковым событием для страны, в том числе, для артистических кругов, это, наверное, понятно. Моральный облик общества и моральные стандарты, они не пишутся где-то ручкой, они прописываются обществом. Каждое событие происходит и реакция власти и общества на него, они и формируют те моральные стандарты, в которых мы, собственно, сейчас и живем, — убежден Вячеслав Черепахин.

  Цифры и открытия.




В областном бюджете на 2024 на финансирование культуры было предусмотрено 3 231 552,5 рубля.

После капитального ремонта открылись три культурных центра в Жирновском районе — в селе Алешники, поселках Красный Яр и Линево; один ДК — в Новокиевском сельском поселении Новоаннинского района; детские школы искусств в Михайловке и Новоаннинском.

Продолжается оснащение консерватории имени Серебрякова. В учреждение поступили рояль Yamaha, пять пианино Kawai, английский рожок, а также струнные, духовые, народные инструменты, звуковое электронное оборудование.

В Тракторозаводском районе Волгограда на базе филиала № 4 Централизованной системы городских библиотек открылась первая в областном центре модельная библиотека.

Какую оценку ставили волгоградцы культуре последние 6 лет?

Примечательно, что самый высокий балл (2,79) волгоградская культура получила за этот период в 2019 году. Самый низкий (1,64) — в 2021-м. А в 2022-м и 23-м годах эта сфера набрала по 2, 65 балла. 






«Блокнот Волгоград» продолжит публиковать серию подкастов с экспертами по теме «Итоги года-2024».

  У нас есть телеграм-канал, там много интересного!  Подписывайтесь!

Анна Анатольева



Новости на Блoкнoт-Волгоград

Будь в курсе событий!
Подпишись на «Блокнот Волгоград»
в Телеграм.

Подписаться

  Тема: Итоги 2025 года в Волгограде  
Волгоградкультураитоги-2024Черепахин
0
0