«Прежде, чем вручить веник и швабру, расскажите школьнику, почему это выгодно»: волгоградский психолог о трудовом воспитании детей
Фото сгенерировано kandinsky 2.0
Читайте также:
- «Нужно, чтобы уборка класса превратилась в праздник»: волгоградский педагог о возвращении трудового воспитания в школах (21.07.2023 10:52)
- «Бессмысленно и затратно»: волгоградец раскритиковал уборку листьев в городе (13.11.2019 14:13)
- Школьница из области скрывалась в Волгограде от уборки и уроков (20.03.2017 17:09)
- Жители Волгограда устроили «Лохматую уборку» в центре города (13.03.2017 14:16)
В Волгограде не утихают споры по поводу принятого Госдумой закона, который позволит привлекать к посильному труду несовершеннолетних вне зависимости от желания их и их родителей. Свое мнение высказала и психолог Наталья Иванова.
По словам специалиста, как гласит один из основных постулатов отечественной психологии: личность формируется в деятельности, её характер и содержание во многом определяет то, каким станет человек. Труд же, наряду с учением и общением - один из основных видов деятельности человека. То есть активное включение подрастающего поколения в социально-полезную, трудовую деятельность может стать прекрасным пространством для становления многих значимых личностных качеств обучающегося. Но здесь есть нюансы.
- Всё могут перечеркнуть средства, которыми будут реализовываться заявленные цели трудового воспитания.
Общественно-полезный труд очень легко превратить в "обязаловку" и настоящую повинность для школьника.
Например, трудовая деятельность школьника может иметь характер "профессиональных проб", то есть давать возможность школьнику познакомиться с возможной будущей профессией, помочь совершить профессиональный выбор. Было бы здорово, если бы школьнику предоставляли возможность выбора вида ОПТ, который он может выполнять, в соответствии со своими возможностями и склонностями.
Ну, или к примеру, прежде чем вручить веник и швабру в руки школьника, было бы здорово, если бы ему рассказали о том, какую экономическую выгоду принесёт школе его труд, и какое значимое изменение может произойти в образовательном учреждении благодаря ему.
Если школьник обретёт личностный смысл трудовой деятельности, он сможет осознать и её социальную значимость, общую пользу, понять что жизнь во многом - это социальный договор: ты помогаешь развитию общества, а общество и в частности образовательное учреждение даёт тебе возможность для самосовершенствования, развития, - отметила Наталья Иванова.
Наталья Иванова
Напомним, ранее уточнялось, что нововведение позволит скорректировать в федеральном законе «Об образовании» понятие «воспитание» и дополнить его составляющей, направленной на формирование у обучающихся трудолюбия, ответственного отношения к труду и его результатам.
Авторы инициативы предлагают отменить норму о запрете привлечения к труду обучающихся без их согласия или согласия родителей (ч. 4 ст. 34 закона «Об образовании в РФ»). Примерами общественно полезной работы могут быть высадка деревьев, цветов на пришкольной территории, участие в оформлении класса или школьной площадки к мероприятиям, помощь в библиотеке, музее и другая посильная помощь.
Активную полемику законопроект разжег среди наших читателей, при этом, мнения противоположно разделились.
- По себе знаю, всю жизнь уклонялся от бесплатной работы, если это не касалось помощи родственникам и друзьям. Труд должен мотивировать не к деятельности ради деятельности, а к деятельности ради ценности,
- Слишком лелеем своих чад, а потом вырастают тунеядцы, за собой тарелку не вымоют. Помню, был случай, сын учился в 5 классе, и они в очередной раз убирали класс, мыли столы, окна, когда учитель спросил, кто умеет мыть полы, только мой сын отозвался. Придя со школы, он удивлялся, что даже девочки не умеют мыть полы. Своих детей с детства приучала мыть посуду, полы, обувь, во дворе грядки копали и т.д. И считаю это правильно, а в школе тем более дети должны помогать поддерживать порядок.
- Есть урок труда, есть классный кабинет, есть территория школы, и наши дети должны привлекаться к труду на уроке труда, к уборке классного кабинета, к облагораживанию территории школьной. Это дисциплинирует, организует и сплотит класс. Наши мальчишки в конце этого учебного года привлекались к разгрузке коробок из машины для участников СВО. Пришли всё уставшие, но счастливые, что приняли участие в помощи. Труд из обезьяны сделал человека. Конечно всё в разумных пределах,
- Наши и до этого закона постоянно убирают на территории школы и моют парты. Сильно ничего не поменяется скорей всего,
- В учебное время, на уроках труда можно на школьном участке поработать. Но чтобы предупредили заранее и выдали перчатки и другой инвентарь, а не руками мусор собирать. Никаких работ за пределами школы,
- По желанию и только с согласия родителей, принудительный труд запрещен,
- Не нужно делать из уборки праздник. Нужно довести до детей того,.чтобы жить - необходимо работать. Прежде, чем пообедать, надо заработать на этот обед. До 18 лет родители заработают, а дальше сам(а), они не обязаны. Если помогут получить высшее образование- отлично, если нет- никаких претензий!
- Это не трудовое воспитание, это детей приучают с ранних лет пахать за бесплатно. Отсюда и низкий уровень жизни в стране и такие маленькие зарплаты, потому что люди не ценят свой труд. Отсюда и финансово неграмотные граждане из постсоветского пространства, их тоже приучали бесплатно работать. Ах да, классы убирали всегда. Только теперь это на законных основаниях. Хорошо хоть сейчас дети знают свои права, не то что мы раньше, - высказались волгоградцы.
Свою точку зрения на трудовое воспитание школьников высказала и кандидат педагогических наук, волгоградский доцент Елена Лапп. Она предположила, что для тех детей, у кого родители все делают сами или нанимают специальных людей, нововведение может стать шоковым.
Анна Анатольева
Новости на Блoкнoт-Волгоград