Сириец в Волгограде: «Чтобы война закончилась, необходимо остановить поддержку ИГИЛ»
В волгоградском «Доме Дружбы» арабский язык преподает студент медицинского университета Разак Абдул Хадари. 4 года назад после начала военных действий в Сирии вместе с родными он переехал в Волгоград. Разак рассказал «Блокноту Волгоград» о том, как он и тысячи других семей, попавших в кровавую мясорубку войны, оказавшихся в безвыходной ситуации, бросив все, вынужденно покинули свои дома.
- Расскажи о себе, откуда ты?
- Меня зовут Абдул Хадари, я студент медицинского университета, мой отец сириец, мама русская. Я с города Алеппо, это север страны, до войны это была экономическая столица Сирии, город известен своими торговыми отношениями с другими государствами, до войны это был самый богатый город страны.
Когда мы жили в Сирии, русские дружили семьями, при посольстве была организована русская школа, различные кружки, мы собирались вместе, общались. Все праздники мы проводили вместе, особенно Новый год, это была очень теплая атмосфера, и я тоскую по этим временам.
- Когда вы уезжали из Сирии, какая обстановка была в стране на тот момент?
- Четыре года назад мы приехали в Волгоград на два месяца в гости к бабушке и не думали, что останемся здесь навсегда. Когда мы покидали Сирию, в стране начались беспорядки и первые вооруженные столкновения. Мы выезжали на автобусе из города, по дороге нас обстреляли, отец получил незначительное ранение. Нам пришлось улетать из Стамбула (Турция), т.к. в аэропорту Алеппо уже шли боевые действия. К счастью, мы благополучно добрались до России.
- Ты преподаешь арабский язык в «Доме Дружбы», как давно?
- Я больше месяца преподаю арабский язык в «Доме Дружбы». Меня пригласил Казбек Георгиевич, когда бывший преподаватель уехал в Германию. Арабский язык - это мировой язык, у многих есть интерес его изучать, знакомиться с яркими красками восточной культуры и ее традициями. Когда меня пригласили преподавать, я сразу предупредил – мой арабский вне религии. Я преподаю только литературный арабский (Фусха - прим. ред). Это очень важно в свете последних событий. На данный момент у меня 20 учеников. В основном это студенты, кто-то просто хочет познакомиться с культурой Арабского Востока, некоторые учатся на историка, есть и один журналист.
- Что сегодня творится у тебя дома, в Сирии?
- Сейчас там все печально. Страна полностью разрушена. В Сирии мы жили хорошо, у нас была своя клиника, но мы были вынуждены все бросить и приехать сюда. У моего дяди был медицинский центр в городе Хомс, сейчас он разрушен до основания. Наша семья потеряла все в Сирии! Город Алеппо развалился на две части. Попасть из одного района в другой практически невозможно. Город подвергся разрушению, проблемы с водой, электричества нет, народ очень сильно страдает.
- Как война отразилась на простых сирийцах, что кардинально поменялось в их жизни?
- Мы пострадали физически, но еще больше морально. Война изменила нашу жизнь до неузнаваемости, это настоящая драма, которой не видно конца. Насилие, жестокость стали повседневным явлением для Сирии. Сирийцы – это мирный и трудолюбивый народ, но сегодня каждый день я связываюсь с друзьями, и они рассказывают мне о новых ужасах войны. Все мои знакомые ищут возможность сбежать из Сирии. Многие уезжают в Германию, Швецию и другие страны ЕС, некоторые приезжают в Россию.
- 30 сентября Российские ВКС начали антитеррористическую операцию в Сирии против боевиков ИГИЛ. Что нужно, по твоему мнению, сделать, чтобы война в Сирии прекратилась?
- Чтобы война закончилась, необходимо остановить поддержку ИГИЛ (деятельность указанной организации запрещена на территории РФ) и всех террористических группировок. Им необходимо остановить поток нефти и денег. Этим наемникам платят большие деньги, обычным людям это не надо, а для боевиков это их работа. Очень важно положить конец кровопролитию, только после этого можно начать мирный диалог и пригласить все стороны конфликта за стол переговоров.
- Когда война закончится, ты собираешься вернуться в Сирию?
- Я уже не хочу возвращаться в Сирию, страна разрушена, злость и ненависть отравили саму атмосферу сирийского общества. Через 20 лет, может быть, я и соберусь.
Вооруженный конфликт в Сирии
Более четырех лет продолжается вооруженный конфликт в Сирии. По оценкам международных организаций по защите прав человека, более 250 000 тыс. человек погибло и еще более четырех миллионов стали беженцами.
Одной из важнейших задач деятельности таких организаций, как «Дом Дружбы», является обобщение положительного опыта гражданских инициатив в сфере национальной политики. Чтобы в будущем не повторять ошибок прошлого.