Технологии манипуляции детектором лжи засекречены, и утечка будет «подчищена» спецслужбами, - Роман Куров
Читайте также:
- Олег Савченко стал жертвой политических мошенников (07.06.2017 21:03)
- В Волгограде опубликован список подлежащих сносу жилых новостроек (06.06.2017 15:40)
- 36 многоквартирных домов на западе Волгограда останутся без газа (05.06.2017 13:25)
Президент единственной в Волгоградской области профессиональной некоммерческой организации в сфере инструментальной детекции лжи «Волгоградская ассоциация полиграфологов» Роман Куров дал интервью сайту "Блокнот Волгограда". Главный полиграфолог региона рассказал, возможно ли обмануть полиграф, какова погрешность детектора лжи и какие тайны может раскрыть процедура тестирования.
- Роман Владимирович, скажите, пожалуйста, какие показатели измеряет полиграф и каким образом по ним становится ясно – врет человек, или нет?
- Современные профессиональные компьютерные полиграфы способны регистрировать множество физиологических параметров человеческого организма, в том числе основные - дыхание, сердечно-сосудистую активность, уровень потовыделения, двигательную активность и др. После записи полиграмм профессиональный полиграфолог осуществляет сложный и трудоемкий экспертный анализ, который порою занимает несколько часов. Основываясь на закономерностях функционирования различных систем организма человека, в том числе его памяти, которые были сформированы в процессе эволюции миллионы лет назад, а также опираясь на научно-обоснованные методики, используемые в процессе полиграфной проверки, полиграфолог приходит к тому или иному выводу.
- В интернете описана масса методик, как обмануть полиграф. Действительно обмануть полиграф можно, если выпить алкоголь, успокоительное или энергетик?
- Отвечая на данный вопрос, пожалуй, стоит отметить, что в интернет-пространстве, как, в общем-то, и других средствах массовой информации, включая телевидение, до населения доносится не объективная информация, а популярная, интересная читателю или слушателю информация с целью привлечь их внимание на свои страницы или каналы. К примеру, вы готовы начать лечение серьезного заболевания, начитавшись каких-то рекомендаций в интернете? Вот и я о том же… Что касается абсолютно всех тех способов противодействия полиграфной проверки, которые описаны в интернете, или даже своего рода инструкциях, которые ушлые бизнесмены пытаются продавать непосвященным гражданам, то все они относятся к так называемым бытовым (примитивным) способам противодействия и их эффективность практически равна нулю. Если они и могут сработать, то только с неопытными, низкоквалифицированными полиграфологами, проводящими в погоне за рублем проверки в недопустимо короткие сроки (за 1,5-2 часа), использующие в своей порочной практике искаженные, надуманные и научно необоснованные методики. Главным недостатком всех указанных в интернете или где-либо еще способов якобы обмана полиграфа является то, что все эти способы сразу видны профессиональному полиграфологу, а также диагностируются современными полиграфами в процессе подстройки прибора и датчиков в самом начале тестирования. А сам факт выявления признаков или намека на применение тестируемым лицом какого-либо способа примитивного противодействия, автоматически обвиняет его, т.к. искренний тестируемый на пытается помешать, а даже наоборот, всячески пытается помочь полиграфологу установить истину.
- А как все-таки можно обмануть полиграф?
- Сама постановка подобного вопроса не совсем корректна. Задайте сами себе вопрос: «Как обмануть электрокардиограф в момент сдачи ЭКГ в поликлинике, если, к примеру, у вас имеются нарушения или изменения в работе сердца?» Совершенно очевидно, что в ходе записи ЭКГ данные изменения будут зарегистрированы и сохранены на кардиограмме. Далее кардиолог, на основании своих знаний, умений и опыта, проанализирует полученную кардиограмму и выдаст объективное заключение. Надеяться, что вы сможете обмануть кардиограф, не приходится. Ну, разве только если он будет не исправен. Даже профессиональные разведчики служб внешней разведки годами учатся не обманывать полиграф, а своего рода манипулировать иностранными полиграфологами, чтобы те, видя на полиграммах объективную картину относительно того или иного события, хранящуюся в памяти тестируемого лица, давали прямо противоположное заключение и оправдывали их. В ответах о специфике их работы я ограничен. Но поверьте, подобные технологии находятся под строжайшим грифом секретности, и утечка подобной информации в интернет просто исключена, а даже если по каким-то причинам это и произойдет, то данная информация тут же будет «подчищена» спецслужбами, а разместившие их лица задержаны или наказаны в соответствии с законом. Ответственность за нарушение режимов государственной тайны еще никто не отменял.
- А как полиграф реагирует, если человек причиняет себе физическую боль? Это же тоже эмоциональное возбуждение?
- Ну, во-первых, как я уже сказал, полиграф не реагирует, а регистрирует как раз таки реакции самого тестируемого лица. Во-вторых, с чего вы взяли, что в основе реакций тестируемого лица лежит эмоциональное возбуждение? Сейчас каждый второй приходит на полиграфную проверку, употребив какое-либо успокоительное средство, однако тем лицам, которые пытаются скрывать какую-либо информацию, это никак не помогает. Причинение же себе физической боли также относится к примитивным видам противодействия по двум причинам: первая – характер психофизиологических реакций, вызванных болевым фактором, выглядят абсолютно не естественно, что сразу выдает тестируемого с «потрохами». Второе – причинение себе физической боли требует двигательной активности каких-либо групп мышц тела, что мгновенно фиксируется специальными датчиками полиграфа, а также камерами видеонаблюдения, которые, к примеру, установлены в наших специализированных помещениях для проведения полиграфных проверок.
- А есть определенные категории людей, которые могут обмануть полиграф? Например, сотрудники спецслужб или люди, страдающие психическими заболеваниями?
- Про профессиональных разведчиков я уже немного рассказал выше. Что касается сотрудников обычных силовых ведомств страны, то они проходят полиграфные проверки точно также, как и обычные граждане, по одной простой причине, что доступа к секретной информации, доступной только сотрудникам службы внешней разведки, они не имеют. Люди с психическими заболеваниями не проходят проверку на полиграфе вовсе, т.к. наличие психических заболеваний является одним из противопоказаний полиграфной проверке, и для работы с такими людьми есть узконаправленные специалисты – психиатры, работающие по своим методикам.
- Есть ли какие-то возрастные ограничения для прохождения тестирования на полиграфе? Показания будут точными, если процедуру проходит подросток в переходном возрасте или пенсионер, который уже не отличает реальность ото сна?
- Согласно установившимся правилам, проведение полиграфных проверок в отношении лиц младше 14 лет не допускается. В возрасте с 14 до 16 лет проведения проверки на полиграфе допускается только в присутствии педагога или преподавателя. В возрасте с 16 до 18 лет допускается проведение полиграфной проверки только с письменного разрешения законного представителя. Что касается лиц преклонного возраста, то здесь решение о возможности проведения проверки принимает сам полиграфолог на основании проводимых в предтестовой беседе экспресс-диагностик адекватности того или иного гражданина. У профессиональных полиграфологов как правило всегда имеются с собой различные психологические мини-тесты, позволяющие это сделать.
- Во время тестирования на человека оказывается психологическое давление?
- Нет, не оказывается. Процедура профессиональной проверки на полиграфе проводится в спокойной, даже можно сказать дружественной манере.
- Какой процент точности у полиграфа?
- В зависимости от той или иной используемой методики полиграфной проверки процент достоверности может достигать 99,2%, но только при профессиональном подходе и качественном образовании полиграфолога.
- Скажите, пожалуйста, ведь наверняка не исключена такая ситуация: на улице по подозрению в нападении на несовершеннолетнюю был задержан мужчина. Он порядочный семьянин и ни в чем не виноват, но во время тестирования вопрос: «Вы напали на девочку?» Он начинает сильно нервничать. В голове проносится масса гипотез. Вдруг полиграф ошибется, и он отправится в колонию. Может ли в такой ситуации полиграф показать неправильный результат?
- Ситуации, когда на полиграфной проверке оказываются законопослушные и порядочные люди в рамках уголовных дел, связанных с тяжкими преступлениями, в том числе насильственными действиями сексуального характера, бывают достаточно часто, особенно у полиграфологов силовых структур. Однако стоит заметить, что и полиграфологи силовых структур, и члены нашей ассоциации успешно работают и по таким непростым делам. Как я часто говорю: за более чем столетнюю история существования полиграфа все, что можно было учесть в работе с различными людьми и темами проверок, уже давным - давно учтено. Профессиональная проверка на полиграфе – это сложный, многоэтапный процесс, который учитывает сотни различных факторов, включая естественное волнение, присущее каждому тестируемому лицу.
- Кто чаще всего становятся вашими клиентами: подозреваемы по уголовным делам, супруги, которые подозревают друг друга в неверности, или другие категории граждан?
- Чаще всего нашими клиентами становятся различные организации, обращающиеся за проведением каких-либо служебных расследований или для проведения кадровых проверок на лояльность персонала. Обращение физических лиц по различным частным вопросам, в том числе с целью проверки темы наличия сексуальных контактов с другими партнерами, находится на втором месте по количеству обращений. Проведение проверок в рамках уголовных дел находится, пожалуй, на третьем месте по частоте обращений, по одной простой причине, что почти в каждом силовом ведомстве нашего региона имеются свои штатные полиграфологи, которые и проводят данные проверки. В нашу ассоциацию обращаются граждане, как правило, для проведения независимого исследования в рамках того или иного уголовного дела, по спорным вопросам.
- Есть ли практика в Волгограде тестирования на детекторе лжи при трудоустройстве?
- Да, конечно. У нас имеется множество постоянных клиентов среди юридических лиц, которые принимают сотрудников в свои организации только после получения заключений наших экспертов-полиграфологов по тем факторам рисков, которые имеют отношение к безопасности то или иной организации. Также мы работаем с целым рядом иногородних компаний, которые имеют в Волгоградском регионе свои территориальные подразделения.
- А Вам приходилось проверять на полиграфе сотрудников правоохранительных органов и труднее ли с ними работать, чем с обычными людьми, которые не проходили спецподготовку?
- Мы неоднократно проводили проверки в отношении бывших сотрудников правоохранительных органов. С ними, пожалуй, даже легче работать, т.к. они, как правило, знают основные принцип работы полиграфа и профессионального полиграфолога, а, следовательно, проверка у искреннего тестируемого проходит быстрее и намного проще. Действующие же сотрудники силовых структур проходят проверки в своих ведомствах на основании внутренних положений.
- А становились ли Вашими клиентам депутаты и крупные чиновники?
- Да, такие категории граждан у нас неоднократно проходили проверки на полиграфе. Детали подобной работы мы не имеем права разглашать на основании соглашений о конфиденциальности.
- Полиграф может показать как положительный, так и отрицательный результат. А неоднозначным ответ может быть?
- Да, есть такие методики, в которых намеренно предусмотрен неопределенный результат (inconclusive). Подобный подход предусмотрен данными методиками специально для работы с самыми сложными, тяжкими делами, чтобы исключить вероятность совершения ошибки. Только путем многократного подтверждения в ходе полиграфного исследования той или иной проверяемой на полиграфе информации, хранящейся в памяти тестируемого лица, можно преодолеть эту зону неопределенности и дать однозначный, убедительный вывод. Минус данных методик только один – они требуют гораздо большего времени в ходе проверки по сравнению с другими методиками. Кстати, полиграфологи нашей ассоциации работаю чаще всего именно такими методиками, чтобы гарантировать нашим клиентам высочайший уровень достоверности и точности получаемых результатов. Именно поэтому время работы с каждым тестируемым в нашей ассоциации занимает в среднем 3-4 часа.
- Расскажите самый необычный случай из практики?
- Пожалуй, все случаи, которые нам приходится разбирать, можно считать необычными. Каждое новое дело, каждая новая проверка, это своего рода квест, который необходимо решить. А учитывая, что за 6 лет нашей работы проверок было проведено огромное множество, непросто сразу привести какой-либо пример. Из последнего был случай, когда в марте текущего года к нам обратилась одна крупная торговая компания, у которой были выявлены значительные недостачи товаров на складах. Так вот перед экспертами нашей ассоциации заказчиком была поставлена в принципе одна задача – выявить тех, кто принимал какое-либо участие в хищении этих товаров. Мы это сделали, причастные лица были выявлены в ходе полиграфной проверки. Но в ходе проверки всего персонала (более 40 человек) складского терминала, была попутно выявлена группа сотрудников, которая организованно занималась заменой некоторых узлов и агрегатов техники, хранившейся на складе, на контрафактные или бывшие ранее в эксплуатации. Но и это еще не все. В ходе проверок заказчиком был направлен водитель одного из контрагентов, который участвовал в перевозке товаров заказчика. Данный водитель оказался не причастен к пропаже техники заказчика, но в процессе проверки выявились его противоправные действия по отношению к своему работодателю. В результате мы выявили еще и группу водителей-экспедиторов, которые похищали перевозимый товар. Так, приехав на служебное расследование одного дела, мы раскрыли сразу три, получив множество благодарностей и бонусов от клиентов.
- Роман Владимирович, спасибо Вам за интересную беседу. Желаем Вам успехов в Вашем нужном деле!