Тогда и сейчас: легендарный «Гаситель» в Волгограде, который замер на вечной стоянке
Читайте также:
- Обстановка по коронавирусу в Волгоградской области на 25 апреля (25.04.2020 20:18)
- Из 26 новых заболевших коронавирусом только один волгоградец (25.04.2020 16:13)
- В центре Волгограда наносят дорожную разметку (25.04.2020 15:22)
- Коллеги зеленеют от зависти, глядя на резко постройневшую волгоградку (24.04.2020 19:43)
Сегодня «Блокнот Волгоград» познакомит читателей с историей еще одного, не менее известного памятника в нашем городе. Посвящен он волжским речникам и узнаваем многими – пожарный пароход «Гаситель». Замер теперь на постаменте, выпущенный на производстве 117 лет назад, он хранит богатую биографию.
«Гаситель» - памятник, установленный на берегу Волги, в долине реки Царицы на специальным постаменте и в бассейне. Если смотреть на Волгу, пароход находится правее от Речного вокзала, придется пройти примерно 500 метров.
Установили его здесь в 1977 году. С первого взгляда пароход может показаться совсем непримечательным. На деле – «Гаситель» – настоящий ветеран двух кровопролитных войн: гражданской и Великой Отечественной.
История парохода начинается с его прежнего имени – «Царев». Пожарно-спасательный катер построили под Нижним Новгородом на судостроительном заводе в Сормово по специальному проекту – «Акционерное общество. 25.3.1903 г. Сормово» - такова метрика рождения «Гасителя». Спустили на воду тоже в 1903 году. Будущий «Гаситель» заказали еще в Царицыне сообща несколько пароходных компаний, имевших в городе свои причалы, а эксплуатировало Министерство путей сообщения под номером 3857.
Еще в 1901 году в Царицыне произошел сильнейший пожар. Именно тогда Сормовский завод и принял спецзаказ на изготовление для Царицына пожарного парохода. Так рождался «Гаситель».
Пароход оказался достаточно мощным, быстроходным и маневренным, главной его задаче было тушение пожаров на водной поверхности Волги. Поэтому насосы могли подавать в час до четырёх тысяч кубометров воды, количество равное 95 тысячам вёдер. До скорости 24 км/ч его разгоняла паровая машина Compaund мощностью в 400 лошадиных сил.
В паспорте, выданном на самоходное судно, вместе с этим значилось: «Запас топлива: 20 тонн на 3 суток. Материал корпуса: сталь. Корпус клепаный. Материал палубы: дерево и частично железо. Число водонепроницаемых переборок: 8. Род топлива: мазут». Кстати, носовой оконечности «Гасителя» придали форму, которая позволяла ломать лед. Пожары летом в Царицыне были слишком частым явлением и пароход часто видели на Волге.
Пришла Гражданская война. И «Царев» стал активно участвовать в боевых действиях. В это время снова воспользовались его быстротой и маневренностью: пароход перевозил части РККА, сопровождал судна с оружием и боеприпасами, ходил в разведку. Команда судна проявила героизм и смелость, на палубе установили пушку и пулеметы. Так, все дальнейшее лето и осень 1918 «Царев» переправлял части Красной Армии. Эвакуировал раненых через Волгу. А как только Нижней Волге перестала угрожать опасность, пароход опять стал пожарным. Но это только одна из страниц биографии славного «Гасителя». После Гражданской войны, пароход, как и прежде, продолжал тушить пожары на воде.
К 1926 году, спустя 23 года после спуска на воду, его ожидало переименование. Так «Царев» официально стал «Гасителем». Считается, что современники парохода помнят, как он жителей по праздникам, звал на улицы и площади, приветствовал на водных парадах. В этот же период его узнавали большинство, пароход даже был любимцем сталинградцев. «Гаситель» часто дежурил у городских причалов и был совершенно не похож на другие пароходы. Капитаном тогда являлся Петр Воробьев, которого знала вся Волга. Команда очень любила свой пароход. Так и служил пароход на гражданке. Пока не грянула новая война.
Пришла Сталинградская битва. И пароходу тоже пришлось участвовать в ней. «Гаситель» - живой свидетель страшных боев и пожаров. С началом войны ему пришлось все чаще и чаще выезжать по тревоге. Тушили один пожар и тут же команду «Гасителя» вызывали на другой.
Настоящая война для него началась 27 июля 1942, когда в результате налета немецкой авиации в районе Каменного Яра загорелась нефтеналивная баржа «Арагва». Тут же этим же вечером вражеские самолеты напали еще на три буксира с баржами. Несколько бомб попали в баржу «Кама», груженную 12 000 тоннами керосина, три бомбы - в баржу «Веста» и одна бомба - в баржу «Таловка», в результате чего «Кама» и «Таловка» загорелись, а «Веста» затонула. Баржи с топливом тогда пришлось спасать команде «Гасителя». Она спешила на помощь, рискуя и собственной жизнью. Команда корабля смогла спасти эти баржи, и сопроводить их за 70 км от Царицына в Шадринский затон. Для кораблей Волжской военной флотилии использовалось данное топливо.
Но и на этом важная и героическая работа «Гасителя» не закончилась. Пароход работал днем и ночью, под огнем противника. Судну приходилось доставлять грузы, вооружение и продовольствие, эвакуировать людей – с правого берега на левый – женщин, детей, раненых. Бывало, на борт брали до 250 человек, «Гаситель» шел через воды Волги притопленным по палубу. В том числе на трудяге снова оказалась переброска войск, тушение пожаров на других судах. Капитан «Гасителя» Петр Воробьев удостоился ордена Красного Знамени.
Наступил август 1942 года. Так 8 августа катер «Гаситель» вышел в очередной рейс. Команда корабля участвовала в ликвидации пожара на железнодорожной станции Сарепта в Красноармейске. Здесь немцы бомбили станцию и депо. Уже 23 августа мощные насосы «Гасителя» не прекращали своей работы ни на минуту – у городского причала горел железнодорожный состав с боеприпасами, рвались снаряды. Затем команда получила новое здание перевезти раненых в Красную слободу - обратным рейсом - воинские части. Все время - немецкие самолёты - над головой, среди пассажиров много детей и женщин. Первые жертвы понесли 25 августа. Два человека команды погибли, пять человек ранило – в корпусе парохода до 80 подводных и надводных пробоин. Было решено все пробоины в корпусе заделать на ходу, не заходя в затон. В те сентябрьские дни команда корабля выполняла задания одно важнее другого, работали мы до последних дней сентября. Но горизонт воды вскоре упал и «Гаситель» уже больше не смог выйти из затона. Его было приказано поставить на якорь в глубоком месте. Команда сошла на берег.
По другим сведениям, считается, что «Гаситель» затонул после выполнения задания у Сарепты. Корпус судна сильно пострадал: в нем было обнаружено около 3452 тысяч пробоин - затонул в середине октября 1942 года.
Но долго на дне Волги пожарному пароходу лежать не пришлось. Весной 1943 года спасатели вырвали из песка корабль, поставив на «Гаситель» латки, он вышел на мирную работу, продолжив ее. Таким образом царицынский пароход проработал еще около 23 лет, став символом подвига волжских речников в Сталинградской битве.
Успел «Гаситель» в 1949 году сняться в фильме про Сталинградскую битву, сыграл в нём самого себя. В 1961 году его заменили более современным пароходом – на Волгу пришел «Стерегущий». Однако пароход-герой продолжал службу в Волжском аванпорту. Но и тут случилось ЧП, «Гаситель» неожиданно затонул. У машины перед зимним ремонтом отсоединили гребные валы. «Гаситель» вновь подняли, он проработал еще 5 лет.
В 1966 году «Гаситель» уже был официально списан, журнал сдали в архив, в третий раз - затоплен, осознанно. Пароход затопили у о. Обливной, напротив Центральной набережной Волгограда, у левого берега Волги, превратив в водоотбойную дамбу. Долгие годы он замывался песком, к 1974 году «Гаситель» решили поднять со дня, восстановить в качестве памятника, каким мы его можем видеть уже сегодня. Перед этим волгоградцы задумали поставить памятник, работавшим в годы войны на речных переправах. Так родилась идея выставить на пьедестал волжское судно. Вспомнили про «Гаситель». Водолазы, спустившись на дно, увидели его ровным и песчаным - корпус «Гасителя» полностью ушел в песок.
В 1974 году работники седьмого экспедиционного отряда судоподъёмных, подводно-технических и аварийно-спасательных работ Министерства речного флота РСФСР подняли затонувший корабль. Весь Волгоград собрался, чтобы посмотреть за поднятием легендарного корабля. Уже в 1977 году во время фестиваля молодежи СССР и ГДР, участники трудовой вахты на «Гасителе» заложили пьедестал под монумент, его частью затем и стал поднятый катер. Открытие «Гасителя» состоялось 6 ноября того же года. Так в пойме был открыт памятник волжским речникам. Композиционно памятник и сегодня - это бассейн, облицованный гранитными плитами, в центре – корабль-легенда.
Позади катера - 13-метровая стела. Архитектор – Вадим Масляев. В нижней части стелы - якорь с цепью, наверху стелы - звезда. Надписи на стеле: «Слава речникам и пожарным Волжского бассейна - героям гражданской войны, защитникам Красного Царицына» и «Никогда советский народ не забудет мужественных сынов Волги, прославивших себя в боях за Сталинград». Мемориал является памятником истории регионального значения.
В конце 70-х гг «Гаситель» был оформлен как простой корабль, только оказавшийся на постаменте. Окна рубки и иллюминаторы не были заварены, а закрыты стёклами, некоторые детали на борту – зачехлены, висели спасательные круги. В бассейн наливалась вода…
В марте этого года в Волгограде выделили еще 9 миллионов рублей на благоустройство возле «Гасителя».
Анна Фомиченко
Новости на Блoкнoт-Волгоград