Вячеслав Володин назвал печальные последствия передачи в концессию электротранспорта Волгограда
Читайте также:
- Грозящие проблемами минусы электробусов в Волгограде описал популярный урбанист (22.09.2022 17:57)
- В мэрии Волгограда назвали сроки перехода муниципального электротранспорта в концессию (20.09.2022 18:02)
- Передачу скоростного трамвая в Волгограде в концессию на 25 лет одобрили депутаты (15.09.2022 16:40)
Сегодня, 6 октября, в Госдуме, где проходят парламентские слушания «О состоянии городского общественного электротранспорта в субъектах РФ», спикер законодательного органа Вячеслав Володин недвусмысленно обозначил свое отношение к концессиям и привел как пример ситуацию в Волгограде.
Пространный спич по поводу концессионеров и последствий передачи в концессию целых отраслей городской экономики Володин выдал после выступления губернатора Курской области. По словам Романа Старовойта, в области с начала года началась масштабная программа обновления транспорта Курской городской агломерации. С учетом того, что муниципалитетам сложно потянуть такой финансовоемкий проект, его подтянули до федерального уровня. Область стала первым регионом, который 15 августа заключил концессионное соглашение в рамках программы обновления электротранспорта. По условиям концессионного соглашения, объем инвестиций составит 12 млрд рублей, на эти деньги реконструируют 42,6 км трамвайных путей, закупят 22 новых односекционных низкопольных трамвая, реконструируют тяговые подстанции и остановочные павильоны. К слову, в Волгограде на эти же деньги потенциальный концессионер заявил намного более скромный объём работ.
- Но нужна помощь из федерального бюджета, - заявил Старовойт, говоря об увеличении объема федеральных субсидий и доведении госфинансирования транспортной инфраструктуры до 100%.
В ответ на это Володин задал вопрос, почему в таком случае федеральные субъекты сами не занимаются этим вопросом, а вклинивают в процесс концессии.
- Вы пошли по пути концессии, хотя закон предусматривает не только концессию, но и возможность региону самому заниматься этим. У нас что получается? Взяли и ушли из вопросов обеспечения населения теплом, выбрав концессию, и эту проблему посчитали решенной. А на самом деле она остается в повестке, но стала еще более дорогостоящей. Взяли и ушли из решения вопросов водообеспечения и тоже посчитали, что так будет лучше. Но оказалось, что не лучше, а легче, потому что это вроде не наше. Сейчас идет тенденция перехода на концессии общественного электротранспорта. Но вы только в начале пути. А дальше будет стоимость билета и компенсация, которую вы можете не потянуть. Вы уже сейчас, в самом начале, говорите: «А давайте нам дополнительные деньги». А смысл вам их давать, если можно вам их перечислить, и занимайтесь решением этих вопросов. Потому что получается, что у нас концессия целиком замещает средства концессионера. Они и сейчас эти средства берут под 3% в том же ВЭБе, при этом зачастую выпуская свою продукцию и поставляя ее на линии. Но если мыслить по-государственному и нести ответственность, вы теряете все рычаги влияния на стоимость билета, на диалог с другими участниками рынка. И при этом еще есть огромные средства, которые государство вкладывает и отдает концессионеру, объясняя, что это современно и правильно. Но если мы с вами изучим опыт других стран, то там не отказываются от управления в рамках муниципальных, региональных предприятий. Вот вы уже сейчас говорите, что вам не хватит денег. А те, кто уже сейчас подсчитал, понимают, что им надо будет компенсировать тариф. Это будет следующий этап. Вот здесь Волгоград присутствует. Они тоже сначала хотели идти по пути концессий. А потом посчитали, сколько им надо будет компенсировать – получилось около двух миллиардов. Но за два миллиарда они сколько купят троллейбусов даже по 30 миллионов или даже трамваев по 60 миллионов? Это только в год они должны будут отдавать, чтобы удержать тариф на несколько лет. Мы должны это прямо говорить, чтобы все это понимали, - привел арифметику волгоградских концессий Володин.
Володин предложил учесть финансирование общественного электротранспорта в регионах в проекте федерального бюджета на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов, так как регионы не справляются с решением вопроса самостоятельно.
- Правильно было бы регионам не отмалчиваться и не отсиживаться, а взять на себя решение этого вопроса. Из‑за этого у нас были закрыты многие трамвайные и троллейбусные маршруты, потому что город не справился, а регион стоял в стороне, — сказал Володин.
Напомним, в Волгограде вопрос о передаче электротранспорта в концессии пока не решен окончательно, но сама идея была поддержана депутатами гордумы. При этом сами волгоградцы практически не сомневаются, что передача трамваев и троллейбусов в концессии неизбежно приведет к росту стоимости проезда.
Елена Абдулина