Волгоград Среда, 15 мая
Культура, 04.09.2022 20:24

«Я луганчанин. Украинец»: спектакль страдающего от «русского мира» режиссера покажут в волгоградском НЭТ

Перед открытием нового театрального сезона на федеральном уровне возникли разговоры об отмене мюзикла «Страсти по Тилю» из-за цензуры в Новом экспериментальном театре. В самом театре поспешили это опровергнуть, но у многих остались сомнения в достоверности официальной позиции. «Блокнот Волгоград» решил пообщаться с различными источниками, чтобы узнать, как все было на самом деле. В процессе выяснились новые спец-подробности.

Еще свежи в памяти события в НЭТе 2019 года, когда разнообразные чудеса творились при работе художественным руководителем Никиты Ширяева. Актёры в итоге взмолились, чтобы такого худрука сняли. Страсти кипели не на шутку – СМИ кидали в топку статью за статьей, депутаты изливали душу со своей колокольни. Тогда про Никиту Андреевича писали: «Ширяев – большой мастер манипулировать людьми, сталкивать их лбами, за глаза поливать грязью не только своих подчиненных, но и вышестоящих руководителей!» Ох, как это подойдет кое-кому из нынешней власти НЭТа. Историческая спираль? А кто помнит события конца 80-х годов прошлого века, когда в театре драмы им. Горького бушевали страсти не хуже? А кончилось чем? Театр просто закрыли, актёров разогнали. Кажется, что грабли вернули на место.

С Ширяевым в итоге контракт не продлили. Молитвы большинства актёров театра были услышаны. 12 ноября 2019 года новым директором волгоградского НЭТа стала Ангелина Шершень, которая до этого была заместителем художественного руководителя по экономическим вопросам, а до этого бухгалтером. Главным режиссером стал Владимир Бондаренко, для которого эта сцена больше чем жизнь – он потомственный актёр. Его папа и мама играли именно на этой сцене! 



Фото: пресс-служба НЭТ

Но всему театральному миру, и очень быстро, стало видно, слышно и известно, о том, что директор не может найти общий язык с главным режиссером. По информации из самого театра, директор в один прекрасный момент, даже подписи собирала под бумагой, где члены коллектива якобы не хотят работать под руководством Бондаренко. Зачем это делать? Прилично ли это в приличном обществе? Ответы на эти вопросы мы оставим для читателей. Да и кто из подчиненных посмеет ослушаться? Разве что единичные, уважающие себя и других Люди.

Конфликт вялотекущее тлел. До извержения не доходил – бикфордов шнур от бочки с порохом оказался слишком длинным. Директор, конечно, мог сам потушить, но дело не дошло. Да и вряд ли хотелось. А потихонечку, тихой сапой, мелкие пакости продолжались: то фамилию главного режиссера забудут в афишу спектакля написать, то еще что-то. Так, по мелочи. К примеру, на сайте самого НЭТа – главный режиссер это какой-то человечек в театре, имеющий значение гораздо меньше, чем целый начальник правовой и кадровой работы! Или почти полубог – главный инженер. А кто-такой главный режиссер (?), так, уровень «никто». Он всего лишь седьмой в опции «Администрация», и, конечно, ему не место в опции «Руководство» рядом с директором! Кстати, для тех, кто не в курсе, в НЭТе режиссер-постановщик – главнее главного режиссера, судя по скриншотам с сайта.



Наверное, так бы методика выживания и продолжалась бы ближайшие три года, ведь на столько рассчитан новый договор с Бондаренко. Но тут театральный мир Волгограда был буквально взорван информацией о снятии с премьеры спектакля «Страсти по Тилю». Ох, огонёк-то разгорелся! И понеслось. Заявления, опровержения, опровержения опровержений. Дошло до того, что о скромном театре заговорили федеральные СМИ и телеграм-каналы. Мы попытались сами разобраться, опираясь только на факты, личные источники и публикации самого НЭТа.

Все началось с обыкновенной новости на официальном сайте НЭТа о сборе труппы 22 августа. Новость и сейчас на месте.  Белым по черному: «…уже 30 сентября большая премьера мюзикла «Страсти по Тилю». То есть 22 августа миру объявляют о премьере. Скорее всего, это была правда. Вскоре пошли те самые события. Вскоре собирается художественный совет театра (по данным НЭТа – 24 августа).



Далее – информация, которую нам сообщили три наших различных источника. 

Несколько десятков человек слышали речь директора, в которой речь шла о том, что в новом спектакле происходит нечто антивоенное. И это на фоне того, что к театру и так приковано пристальное внимание. Поэтому, по данным наших собеседников, поступило предложение отменять или переносить «Страсти по Тилю».

Режиссер постановки Александр Баркар, проглатывает и говорит примерно следующее: «Я понимаю ваши страхи, но не разделяю вашу позицию». Директор, вместе с остальными членами совета (кроме одного) голосуют о «замораживании» выхода спектакля. И на собрании труппы она же объявляет это решение. Хотя, как директор, возможно, могла и оставить. Кто в доме хозяин в конце концов? 



Фото: Российский академический Молодежный театр

Небольшое отступление. 27 февраля, на третий день специальной военной операции, в авторском телеграм-канале "Deep.Orcrist" появилось сообщение за подписью Александра Баркара. Там говорится: «Я луганчанин. Украинец. Получил гражданство РФ в прошлом году. Где я был всё 8 лет? В Москве. Здесь моя семья, жена и дочь. Они граждане РФ. А моя мама в Луганске. Мы не думали, что придется расстаться навсегда. А потом пришел русский мир и уничтожил нашу прежнюю жизнь».





Еще днем 4 сентября пост был на месте. Перед этой публикацией мы сделали запрос в пресс-службу НЭТа и уточнили, известно ли руководству театра о взглядах режиссера. После этого пост оказался удаленным.

Баркар благополучно продолжает работать в этом самом «русском мире», получать зарплату из государственного бюджета, на который живёт НЭТ. И за постановку «Страстей по Тилю» получил из казны «русского мира» 614 367, 67 рублей (судя по госзакупкам). Кроме того, директор НЭТа наняла его еще для одной постановки – «Мизантроп». Такой вот любитель «русского мира» работает на священной Сталинградской земле. 

- Режиссёр Александр Баркар ставит в театре уже не первый спектакль, - отметили в НЭТ. - Все репетиции его спектаклей являются открытыми, ведётся их видеозапись. За всё время его работы как в нашем театре, так и в театрах других городов, включая столичные никаких высказываний, касающихся его позиции по СВО не звучало. О публикациях в телеграмм-канале администрации театра ничего не известно.



24 августа одно из СМИ Волгограда пишет заметку с вопросительным знаком о возможном снятии спектакля с премьеры. Написали, что пресс-служба на вопросы не ответила и, вероятно, расценив, что «молчание знак согласия», заметку опубликовали. Написали и написали. Только следующим утром ситуацию прокомментировал один из самых известных журналистов города-героя - Ефим Шустерман. Он подтвердил, что это правда и знал об этом еще за сутки до публикации в СМИ. 


После полудня 25 числа новость была подхвачена телеграм-каналом Ксении Собчак и стало бомбой.  

Ранее мы самостоятельно обратились в театр позвонили за комментарием. Однако получили отпор. «Сегодня, 25 августа, в телефонном разговоре с корреспондентом «Блокнота Волгограда» директор волгоградского Нового экспериментального театра Ангелина Шершень опровергла слухи об отмене спектакля. В разговоре с журналистом Ангелина сначала удивилась вопросу, а после опровергла ложные слухи.

- Отмена спектакля? - сказала директор НЭТа. - Это неправда. Если хотите пообщаться - приходите на личную встречу. Всего доброго!»  

Похоже, что именно в этом моменте появилась первая, мягко говоря, неправда! По нашим данным, лично Ангелина Анатольевна после заседания худсовета сняла с премьеры спектакль.

После публикации Собчак, естественно, спохватились все. Комитет культуры, театралы, руководство театра, журналисты. По всей вероятности, комитет дал указание директору НЭТа выступить с официальным заявлением. И вечером это заявление последовало. Главное в этом заявлении было то, что спектакль снимают-таки с премьеры, а значит то, что была написано в первой публикации по этой теме – правда!

В пресс-службе НЭТ сообщили, что заседание художественного совета театра состоялось 24 августа 2022 года. По версии театра тогда обсуждался только вопрос только о переносе премьеры. 

- Коллегиально было принято решение о переносе даты премьеры спектакля "Страсти по Тилю". Причины переноса были озвучены в пресс-релизе театра от 25 августа.

В том самом релизе представители НЭТа пишут: «Во-первых: по выходу из отпуска уволились из театра по собственному желанию, связанному с семейными обстоятельствами, две ведущие актрисы, занятые в спектакле «Страсти по Тилю», что вызвало сложности с вводом новых исполнительниц». 

В это можно было бы поверить, но тут опять скрывается некоторое увиливание от фактов. Давайте вернёмся к публикации самого НЭТа от 22 августа. Театр, напомним, планировал выход спектакля на 30 сентября. Об уволенных актрисах ни слова. «Ведущие»? Нам удалось узнать фамилии этих актрис, но мы не поняли, когда они стали ведущими. Первая – Юлия Даутова (появившаяся в театре только в 2019 году) вообще не была задействована в спектакле, хотя есть источники, уверяющие в обратном. До истины нам докопаться не удалось. Вторая – Анастасия Макаричева, которая была занята исключительно массовке. Стало быть, относительно актрис – грубо говоря враньё. Ну, как минимум, враньё присутствует. А раз это вышло из-под пера официальных лиц театра, становится понятно, кто сливает «скандалы» в паблики ТГ. Там всех собак повесили как раз на Бондаренко, написав: «Он виновен в том, что сразу две актрисы, без которых невозможен премьерный спектакль ушли из театра…» Таких совпадений не бывает! Кстати, мы посчитали все работы этих «ведущих» актрис на большой сцене НЭТа. Из 36 спектаклей на основной сцене: одна была занята в 5 спектаклях, вторая – в четырех (занятость в массовках мы не считаем – это не дело ведущих, это дело студентов)! Это ведь прямая попытка исказить объективную картину.

Далее театр пишет: «Во-вторых: в связи с усложнением в процессе работы над спектаклем технических характеристик декораций, а также задержкой с поставками некоторых важных для создания спектакля позиций материалов и оборудования увеличилось время, требуемое для изготовления декораций. Этот процесс – нередкое явление в сегодняшней жизни российских театров. Из-за изменившейся логистики, скачков цен на аппаратуру и оборудование не все постановочные планы могут быть реализованы точно в срок». И снова неувязочка, очень похожая на детские отговорки. До вечера 25-го никаких проблем не было. Или директриса театра о них не знала? Ну кто в это поверит?

Мы попросили театр рассказать подробнее, какая именно закупка вызвала такие серьезные последствия, но однозначного ответа получено не было.

- Все закупки, касающиеся подготовки к выпуску спектакля "Страсти по Тилю", производятся за счёт внебюджетных средств театра (средства от приносящей доход деятельности). Вся информация о предмете закупок и сроках поставок в соответствии с действующим законодательством находится в свободном доступе на портале Единой информационной системы в сфере закупок.

Как итог - премьеру перенесли на дату почти через два месяца от изначально запланированной - на 25 ноября.

- Похоже, что руководство НЭТа просто заигралось в своих интригах, - считает знакомой с ситуацией волгоградец. - Но хуже всего то, что вместо того, чтобы просто сказать правду, выплеснули поток лжи. Через анонимные телеграмм-каналы оболгали кучу народа, включая главу комитета культуры области. А стоило это того? Ведь в итоге спектакль вернули в репертуар. Хотя, конечно, нам известно, что вернули его по указанию сверху с посылом «Взялся за гуж – полезай в лукошко». Нам остается только дождаться, что в сильнейшее произведение Григория Горина воткнёт ненавистник «Русского мира». Изменит ли он местами текст пьесы? Вставит ли, какую перчинку? Это всё его право, конечно, как художника. Очень жаль, что реклама и предстоящие аншлаги анонсированы таким большим скандалом, потоком лжи, унижениями уважаемых людей и прочей дребеденью. От театра хочется чистоты и света. Но в НЭТе её уже не будет. По крайней мере до той поры, пока искусством рулят бухгалтеры и носильщики. Когда бухгалтер объясняет режиссеру какой актёр должен играть в пьесе, а какой не должен – это верх цинизма в отношении к театру вообще. За примером далеко ходить не надо – просто посмотрите на отток актёров в Молодежном театре. И да, хочется, чтобы заговорили вслух те, кто к театру имеет прямое отношение. Очень хочется. Только правды, а не сказки про «ведущих актрис массовки».

«Блокнот Волгограда» готов предоставить слово всем заинтересованным лицам. Обращайтесь по номеру 8-999-626-93-55 и на посту news@bloknot-volgograd.ru.

Петр Ефремов 

Новости на Блoкнoт-Волгоград

Будь в курсе событий!
Подпишись на «Блокнот Волгоград»
в Телеграм.

Подписаться

Новый экспериментальный театрНЭТАнгелина ШершеньАлександр Баркар
4
6