Волгоград Четверг, 19 сентября
Общество, 21.11.2023 14:15

«Бог вам судья»: дело о гибели ребенка в аквапарке дошло до суда города-спутника Волгограда

В городе-спутнике Волгограда начался судебный процесс по уголовному делу о гибели 13-летнего астраханца в бассейне спортивно-оздоровительного комплекса — аквапарка «XXI век». На скамье подсудимых пять человек, которые пытаются доказать, что гибель ребенка — несчастный случай.



Трагедия произошла 26 июня 2022 года. В злополучный день семья из Астраханской области возвращалась из отпуска, и решила напоследок заехать в аквапарк. Старший сын домой не вернулся...

Младшие дочки — совсем малышки — находились под присмотром мамы, за 13-летним мальчиком приглядывал отец. Подросток не умел плавать, но очень хотел скатиться с большой горки, поэтому внизу его страховал папа. Они договорились, что мальчик спустится с определенного аттракциона, но тот в последний момент изменил свое решение.

Ребенок, скатившись с другой горки, приземлился не в тот бассейн, где ждал отец. Не заметили мальчика и инструкторы, и оператор, следивший за обстановкой по камерам. Итог — из воды ребенка извлекли лишь спустя семь минут.

Прибывшие на место трагедии медики попытались выполнить реанимационные мероприятия, но все было тщетно. Им оставалось лишь констатировать смерть ребенка.

Уголовное дело было квалифицировано по статье «Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшее по неосторожности смерть человека». Максимальная мера наказания, предусмотренная действующим законодательством — до шести лет колонии со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет.

На скамье подсудимых — пять человек: директор аквапарка Григорий Газарян, исполнительный директор Павел Самборский, оператор Руслан Макулов, бывший на момент трагедии старшим спасателем Данил Галайда, а также инструктор Алексей Захаров.



— Следствием установлено, что руководство аквапарка в нарушение требований законодательства не обеспечило безопасность услуг, оказываемых населению за плату. В частности, водные аттракционы не были зарегистрированы в органах Гостехнадзора, не обеспечивалось достаточное количества операторов аттракционов, не проводилось обучение сотрудников по программе профессиональной подготовки спасателей, включающей оказание помощи утопающим в воде, — озвучила версию обвинения пресс-служба прокуратуры региона.

Дело рассматривается Волжским городским судом. Председательствующий — судья Ольга Гладилина. Состоялось 10 заседаний, последнее из которых прошло 17 ноября — на нем присутствовали корреспонденты «Блокнота Волгограда».

В рамках заседания успели допросить троих свидетелей. В частности, руководителя Волгоградской областной организации всероссийской общероссийской общественной организации «Всероссийской общество спасения на водах» Эдуарда Протопопова, волонтера ВОСВОДа — специалиста ГКУ «Аварийно-спасательная служба Волгоградской области», а также 28-летнего старшего спасателя аквапарка.

В центре внимания были вопросы обладания инструкторами «XXI века» специальных знаний и навыков, необходимых для оказания доврачебной помощи утопающим.

Сразу два свидетеля — ВОСВОДовец и специалист «Аварийно-спасательной службы» подтвердили, что 29 апреля 2022 года с 13 инструкторами аквапарка проводилось обучающее занятие. В течение примерно часа отрабатывался алгоритм действий, необходимых, чтобы «дотянуть» извлеченного из воды человека до приезда медиков. Все участники успешно справились с практической частью, не переломав ребра манекену Гоше и запустив его электронное сердце — цель обучения была достигнута.

— Я считаю, что все участники занятия справились успешно, и были готовы к оказанию доврачебной помощи, — ответил на конкретный вопрос работник «Аварийно-спасательной службы».



Специалист также обозначил конкретные сроки оказания доврачебной помощи утопающему. В среднем, подчеркнул он, на спасение есть три минуты. Если с момента утопления прошло больше времени, шансы падают практически до нуля. Если и удастся «перезапустить» организм, то с серьезными потерями — происходит тяжелейшая инвалидизация.

— Это усреднённые показатели. В жизни бывает по-разному. Так известен случай, когда удалось спасти женщину средних лет, которая провела в воде более 40 минут. У нее случился спазм, и она просто не наглоталась воды. Но это редчайший, уникальный случай. В среднем — все-таки три минуты, — подчеркнул свидетель.

Как уточнил специалист, по различным учреждениям, в числе которых, например, школы, он ходит как волонтер ВОСВОДа. Как оформляется обучающее занятие он не в курсе, кроме того, документация не входит в круг его задач — исключительно проведение занятий.

В заседании было озвучено, что договаривался директор аквапарка об обучении спасателей с руководителем ВОСВОДа. Уверенности, что организация окажет весь перечень необходимых услуг, добавила личная рекомендация начальника 5 пожарно-спасательного отряда федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы Главного управления МЧС России по Волгоградской области Романа Прохорова — именно он дал Григорию Газаряну номер Эдуарда Протопопова.



Руководитель ВОСВОДа настаивает, что возглавляемая им организация лицензии не имеет, обучение с привлечением специалистов проводит исключительно в целях приобретения населением навыков оказания первой доврачебной помощи, и по итогам успешной сдачи экзамена выдает «карточку добровольца», не являющуюся официальным документом.

Гарязан же не сомневался, что ВОСВОД готовит профессиональных спасателей. В суде был продемонстрирован договор на проведение обучения по профессии «матрос-спасатель», которое уже после трагедии прошли инструктора «XXI века». Заключен он с Частным учреждением дополнительного профессионального образования «Учебно-методический центр «Школа безопасности», но занятия проводил ВОСВОД — в качестве доказательств сторона защиты представила документы с печатями ВОСВОДа и фотографии, на которых запечатлены сотрудники организации вместе с работниками аквапарка.

— Эдуард Геннадьевич, вы утверждаете, что у вас нет лицензии. Тогда объясните, как вы выдавали на территории нашей организации ваши удостоверения? — продемонстрировал Григорий Газарян бумаги суду. 

По мнению стороны защиты, организация, от имени которой заключался договор, может быть аффилирована волгоградскому ВОСВОДу.

— В одном из договоров была допущена ошибка (фамилия неправильно указана), которая почему-то заверена ВОСВОДовской печатью. В связи с чем мы делаем вывод, что данная организация аффилированная, и ВОСВОД фактически проводит обучение. После прохождения данного обучения были выданы удостоверения и свидетельства по профессии «матрос-спасатель», — уточнил адвокат директора аквапарка. 

Протопопов в ответ повторил, что лицензии ВОСВОД не имеет, и проводил занятия исключительно как субподрядчик лицензированной организации, которая физически находится в Вологодской области. 

— Я хочу справедливости, если она есть в этом мире вообще. Если нету ее не в суде, нигде, то тогда что мы здесь делаем вообще. Ваша честь, эти удостоверения его, не я их создал! Это он их выдал. Это говорит о том, что лицензия есть. Он просто говорит неправду. Это его! — подчеркнул Газарян. — Понятно, что бесполезно добиться справедливости. 

Расставить все точки над «i» не удалось — при попытке Газаряна потребовать у Протопопова объяснений по поводу документов и фотографий, судья его остановила, чем мужчина был крайне возмущен. 



— Бог вам судья, — обратился директор аквапарка к Протопопову.  
Кроме того, судом не были приобщены к делу договора, удостоверения, снимки процесса обучения и выдачи удостоверений представителями ВОСВОД, сделанные на территории аквапарка. 

— Что-то приобщить — это называется ходатайство, уважаемый юрист, адвокат. Заявление — пожалуйста, читайте. Устное заявление — это ходатайство. Я не должна их обсудить? — уточнила судья. 

Адвокат пытался приобщить договор, удостоверения и фото в форме заявления, однако судья настаивала на ходатайстве. 

— Сейчас нарушены права моего подзащитного на защиту — извините за каламбур — потому как мы не имеем права приобщить соответствующие документы и задать соответствующие вопросы, которые мы считаем возможным задать. А когда не будет свидетеля — как мы можем задать этот вопрос? Это нарушает права моего подзащитного. Прошу занести это в протокол, — обратился адвокат к суду. 



Что касается нынешнего старшего спасателя аквапарка, он на момент трагедии занимал должность рядового спасателя. Причем на работе его в момент трагедии не было — он отпросился на час. Отпустил его, уверяет парень, Галайда, который как раз был старшим спасателем. Парень заверил, что обучение в «XXI веке» проходил регулярно, причем организовывалось оно ежегодно, перед началом сезона. О самой трагедии ничего сказать не смог, ведь в аквапарке его в тот момент не было. 

— Я извиняюсь за повышенный тон. Я вижу предвзятость, поэтому и тон повышенный, — к концу допроса свидетелей озвучил свое мнение о судебном заседании директор аквапарка. 

Судебный процесс продолжается. Ближайшее заседание назначено на 24 ноября.

Кира Сергеева

Новости на Блoкнoт-Волгоград

Будь в курсе событий!
Подпишись на «Блокнот Волгоград»
в Телеграм.

Подписаться

ВолгоградВолжскийсуд
0
1